ОБСУЖДАЯ УСТАВ ОБЛАСТИ

 

Свыше 70 лет мы жили фактически по партийному уставу, поскольку КПСС была силой руководящей и направляющей. Теперь вот принимается Устав Нижегородской области - своего рода местная Конституция. Область стала субъектом Федерации, что-то вроде государства в государстве.

-А что нам даст Устав, если он будет принят? Много говорится о разделении властей, на практике же получается по-иному: Дума принимает, а Президент отменяет, - такой вопрос задал Е.И.Гришин специалисту из юридического отдела областного Законодательного Собрания В.М.Штепанову, который представлял проект Устава Семеновскому Земскому Собранию.

Ответ мне показался  интересным и убедительным: Время сегодня неспокойное, - сказал юрист. - И какая бы буря ни бушевала на властном Олимпе в Москве, свой стабильный закон - Устав области - позволит нам жить спокойнее.

Слава Богу, о полном суверенитете наподобие Чечни речи пока не идет. Но как не позаботиться о самостоятельности в рамках закона! Собственно, эта тема доминировала и при обсуждении полномочий местного самоуправления. Вопросов тут много. Прежде всего, общее непонимание вызывает само деление на власть государственную и местную. Нельзя район вырывать из системы государственной власти, - заявил председатель комиссии по законности и правопорядку В.Н.Пайков. Ведь реально же существует единая вертикаль в формировании бюджета от района и выше, в управлении экономикой, образованием, милицией и т. д. В проекте же этот раздел не разработан. В статью 12 Устава области предложено вписать: "Государственная власть едина и неделима".

Высказывалась единая точка зрения и на существующее ныне совмещение должностей главы местного самоуправления и главы районной администрации. Это, считают, нецелесообразно. Во-первых, у главы администрации без того забот хватает. Но, главное, представительный орган власти - Земское Собрание - теряет контроль над исполнением своих решений администрацией. Одно дело - утвердить, скажем, бюджет, что важно, но не менее важно проконтролировать, чтобы его расходование по отдельным статьям соответствовало принятому решению. При смешении функций во многом теряется роль Земского Собрания как контролирующего органа власти. Юрисконсульт комбикормового завода В.А.Зайцев провел даже аналогию с былыми временами, когда Генеральный секретарь ЦК КПСС обязательно был и Председателем Президиума Верховного Совета СССР.

Термин "глава местного самоуправления", говорилось на заседании, использовать недопустимо. Это несовместимо с принципом разделения функций и органов на законодательные (правотворческие) и исполнительные.

Далее, главы администраций, в том числе районных, должны избираться на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Как и представительные органы местного самоуправления (Земское Собрание). Сегодня, как известно большинство глав администраций назначено губернатором области. Выборность глав даст им сознание того, что они избраны народом, и, следовательно, они смогут действовать в пределах своих полномочий более уверенно. Зависимость от губернатора (а он ведь может смениться) станет меньше.

На заседании Семеновского Земского Собрания были высказаны и другие предложения по проекту Устава (я привел лишь важнейшие). Что касается проекта Федерального Закона об общих принципах местного самоуправления, то Собрание сочло наиболее приемлемым проект, разработанный группой депутатов Госдумы. Но не президентский! Почему? Он более демократичный, полнее отвечает запросам местного самоуправления. Вот, в частности, что говорится в заключении по проекту Устава области, розданном участникам заседания:

"Принятие адекватного требованиям времени постоянного Устава области в рамках Конституции РФ 1993 г. представляется невозможным, так как в условиях диктаторской Конституции невозможно демократизировать, приблизить к нуждам широких слоев населения ни политику, ни экономику, ни что-либо другое. Поэтому единственно возможным и целесообразным представляется принятие временного Устава области на период действия Конституции РФ 1993 г., что следовало бы специально оговорить в преамбуле Устава, придав таким образом ему необходимую динамичность и пояснив населению позицию области".

Ничто не вечно под луной, тем более Конституция переходного периода. Хотя о переходности периода в последнее время редко стали вспоминать, говорилось на заседании. А вспоминать заставляет сама жизнь: в Чечне идет война, гибнут наши ребята, но Государственная Дума, избранная народом (!), не в состоянии прекратить это кровопролитие. Не может или не хочет? Кажется, и то, и другое. Да, трудное, во многом непонятное сегодня время. И проект Устава области отражает его.

Е. ЗАЙЦЕВ,

(г. Семенов)



Сайт создан в системе uCoz