ПРОБЛЕМА И СУЖДЕНИЯ
ВАЖНЫЙ ДОКУМЕНТ
В.В.ОЛЬНЕВ,
начальник юридического
отдела Законодательного Собрания Нижегородской области
Необходимость принятия
Устава Нижегородской области вызвана как обязанностью области
неуклонно исполнять федеральное законодательство: Конституцию
Российской Федерации, Закон "О краевом, областном Совете народных
депутатов и краевой, областной администрации", Федеративный Договор
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установившие, что Устав
является основным правовым актом области как субъекта Федерации, а также
отсутствием единой и бесспорной правовой базы для организации и деятельности
органов государственной власти и органов местного самоуправления области в
связи с известными Указами Президента Российской Федерации 1993 года о
прекращении и реформировании их деятельности.
Работа по подготовке
проекта Устава знаменует собой начало практической реализации областью
предоставленного ей Конституцией России права на разработку и принятие
собственных законов по вопросам жизнедеятельности
области. Принятие Устава в окончательном варианте будет означать вступление
области (и юридическое и фактическое) в права субъекта Российской Федерации,
закрепленные в ее Конституции. Устав области станет
конкретной, четкой, единой и бесспорной правовой базой для образования,
определения компетенции на основе разделения полномочий представительной
(законодательной) и исполнительной ветвей государственной власти области,
закрепит правовое положение на территории области третьей ветви государственной
власти, находящейся в ведении Российской Федерации - судебной, станет
источником для последующего принятия законов области по важнейшим проблемам ее
жизнедеятельности.
Проект Устава разработан
на основе Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации о краевом,
областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации, с
учетом принятого в первом чтении проекта Федерального Закона "Об общих
принципах организации системы органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" и примерного Устава области, разработанного учеными
Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве
Российской Федерации и рекомендованного Комитетом по делам Федерации,
Федеративному Договору и региональной политике Совета Федерации, а также
проектов Федерального Закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации".
Проект Устава включает
четыре основных раздела: общие положения, законодательная власть области,
исполнительная власть области, местное самоуправление, а также разделы о
разрешении споров между органами государственной власти области, о порядке
принятия Устава и внесении в него изменений, и о переходных положениях.
Раздел об общих
положениях содержит главы об основах правового статуса области, раскрывающие
понятие области как равноправного субъекта Российской Федерации, экономическую
основу области, порядок административно-территориального устройства области,
символы области. Глава об основах государственной власти содержит важные
положения о том, что государственная власть в области осуществляется на
конституционных принципах разграничения предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации и на основе разделения государственной
власти на законодательную, исполнительную и
федеральную судебную. Важнейшей в этом разделе является глава о населении
области как источнике ее государственной власти. В ней, в частности, приведены
важнейшие конституционные положения о том, что в области признаются и
гарантируются все права и свободы человека и гражданина, установленные
Конституцией, и о том, что
признание, соблюдение и защита прав и свободного человека и гражданина является
главной обязанностью органов государственной власти и органов местного
самоуправлении области; закреплено право населения на высшее выражение им
власти путем референдума и свободных выборов, на общественную, в том числе
политическую деятельность, на открытую информацию и участие в работе органов
государственной власти.
Во втором разделе
подробно изложены порядок образования, организации работы и полномочия
Законодательного Собрания области, а также порядок прекращения его полномочий. К полномочиям Законодательного Собрания, в частности, отнесено
разрешение таких вопросов, как утверждение бюджета области и внесение в него
изменений, утверждение программ развития области, установление областных
налогов, тарифов, пошлин и иных сборов, установление порядка образования
внебюджетных и валютных фондов, владения, пользования, распоряжения и
управления объектами областной собственности, предоставления и изъятия
земельных участков и многих других вопросов, отнесенных к его ведению
федеральными законами и законодательством области.
Менее подробно в проекте
Устава изложены нормы, регулирующие исполнительную власть области. Это
объясняется тем, что Устав предусматривает принятие впоследствии Закона области
об администрации области, в котором будут подробно
изложены все аспекты образования, полномочий и организации деятельности
администрации области. Основной вопрос этого раздела - порядок организации
исполнительной власти области и ее полномочия. Если проект
Федерального Закона "Об общих принципах организации системы органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает два
варианта организации исполнительной власти, так называемые "президентская" или "парламентская"
модели, то в проекте Устава изложена не та или иная модель в чистом виде, а
скорее "смешанная" модель исполнительной власти: то есть
предусматривается, что главой исполнительной власти, ее высшим должностным
лицом является губернатор области; он избирается непосредственно
населением, самостоятельно определяет задачи и полномочия структурных
подразделений администрации, имеет право отлагательного вето на принятые
Законодательным Собранием законы, подписывает законы области (совместно с
председателем Законодательного Собрания). Вместе с тем он
находится не над исполнительной властью, а является ее основным составным
звеном, согласовывает назначение важнейших должностных лиц администрации с
Законодательным Собранием: вице-губернатора, руководителей комитета по
управлению имуществом области и департамента финансов; подотчетен, как и вся
администрация, Законодательному Собранию, которое может выразить ему недоверие
и назначить голосование по его отзыву.
Довольно подробно в
проекте изложены основы организации местного самоуправления в области. В
проекте Устава четко зафиксировано, что местное самоуправление в населенных
пунктах области, а также территориальное самоуправление в сельсоветах, районах,
поселках с административно подчиненными им иными населенными пунктами
самостоятельно в пределах полномочий, установленных федеральными законами и
законом области. Зафиксирован основной принцип образования органов
самоуправления - выборность населением. Определены непосредственные полномочия
органов местного самоуправления, предусмотрена возможность передачи в ведение
органов местного самоуправления органами государственной власти области
некоторых вопросов общегосударственного и областного значения. Закреплено
важнейшее положение об обязанностях органов государственной власти области по
созданию относительно равных возможностей для развития различных территорий
самоуправления. Предусмотрены правовые возможности для организации в
необходимых случаях территориального общественного самоуправления; установлены
гарантии правовой защиты местного самоуправления федеральными
правоохранительными органами и т.д.
И.; проведенного
первичного анализа и предложений компетентных, в том числе федеральных, органов
и отдельных специалистов следует, что данный проект Устава целесообразно
дополнить некоторыми положениями о взаимодействии с федеральными органами, в
том числе и с действующими на территории области. В первую очередь, речь идет
об отражении и Уставе правового положения и основ деятельности на территории
области третьей, судебной власти, с учетом того, что она относится к
федеральному ведению. Думается, что Законодательно»1
Собранно при дальнейшей работе над проектом Устава согласится с такими
предложениями, как, по всей видимости, сочтет необходимым отразить в Уставе и
источники финансовой основы статуса области как субъект Российской Федерации.
При обсуждении проекта
активно излагаются два мнения о необходимости включения в Устав специальной
отдельной статьи о подконтрольности администрации области Законодательному
Собранию; при этом одни высказывают мнение о подконтрольности всей
деятельности, другие - об обязательной подконтрольности только по вопросам
исполнения законов области и постановлений Законодательного Собрания.
Представляется, что в этом вопросе Собрание должно определиться с учетом мнения
самой администрации.
Наиболее противоречивыми
оказываются высказываемые мнения по порядку формирования исполнительных органов как областного уровня, так и местного
самоуправления. Одни высказываются за избрание глав областной, районной,
городской администраций непосредственно населением; другие, во избежание
больших денежных затрат, отвлечения администраций от повседневных
насущных дел на двух-трехмесячную предвыборную борьбу и возможных
нарушений законодательства - за избрание глав администраций соответствующими
представительными органами. Нет сомнения, что Законодательное Собрание самым
тщательным образом рассмотрит и взвесит все аргументы сторон и примет наиболее
целесообразное решение по этому вопросу.
Будут тщательно
проанализированы и все иные предложения; сначала они будут рассмотрены
консультантами проекта Устава: крупными учеными и специалистами в области
правоведения, затем - в комитетах Законодательного Собрания. С
учетом заключений указанных лиц и органов предложения будут рассмотрены
образованной специальным постановлением Законодательного Собрания комиссией по
доработке проекта Устава, состоящей на паритетных началах из представителей
Законодательного Собрания, администрации области и местного самоуправления.
И только после и с учетом всего этого вопрос о принятии Устава области будет
рассмотрен и решен на расширенном заседании Законодательного Собрания области.