ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ

 

ВВЕДЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

М.Л.ТЕОДОРОВИЧ,

заместитель губернатора Нижегородской области, директор департамента экономики и прогнозирования Администрации Нижегородской области

В.А.ШИПУНОВ,

заместитель директора департамента экономики и прогнозирования

М.М.АГАПОВ,

начальник отдела департамента экономики и прогнозирования

Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29.12.95 г. № 222-ФЗ представительным органам субъектов Федерации предоставлены достаточно большие полномочия, в том числе в части определения объекта налогообложения, установления ставки единого налога, определения годовой стоимости патента.

5 января 1996 года распоряжением губернатора области была создана рабочая группа по разработке проекта соответствующего Закона Нижегородской области в составе представителей администраций области, г. Нижнего Новгорода и районов области, Законодательного Собрания Нижегородской области, государственной налоговой инспекции по Нижегородской области.

Для установления оптимальных (с точки зрения как бюджета, так и предпринимателей) ставок налога и стоимости патента для юридических лиц был проведен выборочный анализ малых предприятий, которые по формальным признакам (численности работающих, виду осуществляемой деятельности, объему продаж за год) имеют право

пользоваться упрощенной системой налогообложения, учета и отчетности. В качестве анализируемых территорий были выбраны Кстовский, Борский и Семеновский районы Нижегородской области и Автозаводский, Советский и Приокский районы г. Н.Новгорода. Исходные данные, собранные органами налоговой инспекции на основании отчетов малых предприятий за 9 месяцев 1995 года, анализировались департаментом экономики и прогнозирования Администрации области. Общее количество анализируемых предприятий составило 272. Варьируемыми параметрами являлись база налогообложения (валовая выручка или совокупный доход), ставки налога, годовая стоимость патента для юридических лиц.

68% проанализированных предприятий занималось торговой деятельностью, 7% - посреднической деятельностью, 7% - строительством, 3% - производством, 3% - оказанием услуг, 2% - ремонтными работами, прочие - 10%. Сравнение распределения предприятии по видам деятельности с относительными долями объема реализации и полученной прибыли в соответствующих отраслях указывает на необходимость стимулирования малого предпринимательства в таких отраслях, как производство, строительство, сфера услуг.

В результате статистической обработки все предприятия были распределены по интервалам выплачиваемых налогов. Основная часть предприятий (66%) выплатила налогов свыше 100 млн. рублей (т.е. более 1500 минимальных месячных размеров оплаты труда далее - МРОТ), на интервал до 12 млн.рублей (т.е до 188 МРОТ) приходится 3% предприятий. Дальнейший анализ осуществлялся дифференцированно для предприятий с конкретным видом деятельности с оценкой распределения предприятий в процентах по долям налоговых выплат (отношению суммы выплаченных налогов к валовой выручке или совокупному доходу). В таблице 1 представлено распределение анализируемых предприятий по доле налогов от валовой выручки.

Таблица 1.

Доля налоговых поступлений в % от валовой выручки

Доля предприятий от общего числа проанализированных, %

до 5 %

12

от 5 до 7 %

8

от 7 до 10%

6

от 10 до 15%

15

от 15 до 20%

31

более 20 %

28

 

Предприятия - субъекты упрощенной системы должны приобретать патент, стоимость которого устанавливается органом государственной власти субъекта Федерации. Приобретение патента является по существу авансовым платежом, поэтому стоимость патента должна определяться, исходя из реальных выплат предприятий. Из таблицы 2 очевидно, что основная масса всех налоговых выплат (до 87% предприятий - субъектов упрощенной системы налогообложения) приходилась на интервал более 35 млн. рублей, что соответствует суммам более 550 МРОТ, на интервал до 12 млн.рублей приходится 3,3% предприятий.

Таблица 2.

Распределение предприятий по интервалам налоговых выплат

 

Доля предприятий, в % от количества проанализированных

Интервал налоговых выплат, млн. руб.

Советский район

Автозаводский район

Приок-ский район

Борский район

Кстов-

ский район

Семеновский район

до 5

0,2

0,6

1,5

1,5

0,4

0,8

от 5 до 10

0,4

2,5

1,2

2,8

0,8

1,2

от 10 до 15

0,5

2,5

3,1

8,6

3

1,0

от 15 до 20

0,7

3,1

-

5,2

1,5

2

от 20 до 25

1

1

-

-

1,7

2

от 25 до 30

-

-

2

16

8,8

-

от 30 до 35

3

2,8

-

39

2,6

4

более 35

94

87

92

25

81

89

 

В таблице 3 представлено распределение потенциальных субъектов упрощенной системы по величинам налоговых выплат в разрезе видов деятельности. Имеет место однородность в выплатах налога до интервала 25 млн. рублей, независимость их от районирования и видов деятельности, что свидетельствует о возможности перенесения результатов анализа по 6 районам и 272 предприятиям на всю совокупность предприятии - субъектов малого предпринимательства по Нижегородской области.

Таблица 3.

Распределение потенциальных субъектов упрощенной системы налогообложения по величинам налоговых выплат в разрезе видов деятельности

 

Доля предприятий, занимающихся данным видом деятельности, %

Интервалналоговых выплат, млн. руб

Торговля

Производство

Строительство

Оказание услуг

до 5

0,6

0,7

0,5

0,4

от 5 до 10

0,6

0,8

0,4

0,3

от 10 до 15

2

1,2

1,1

от 15 до 20

0,5

0,6

0,5

0,7

от 20 до 25

-

-

-

-

от 25 до 30

1,3

1,6

1,3

1,0

от 30 до 35

1

1,9

0,8

0,6

более 35

94

92

95

96

Для оценки вероятности перехода предприятий на упрощенную систему налогообложения, а также возможных последствий такого перехода в таблицах 4 и 5 представлено распределение предприятий по интервалам долей уплачиваемых налогов с валовой выручки и совокупного дохода. Из таблиц следует, что упрощенная система будет выгодна большей части предприятии, занимающихся производственной деятельностью, строительством, оказанием услуг.

Таблица 4.

Распределение предприятий - субъектов малого предпринимательства по интервалам налоговых выплат от валовой выручки

 

Вид деятельности

Интервал налоговых выплат (в % от валовой выручки)

До 5

от 5 До 10

от 10 ДО 15

от

15 ДО 20

от

20 До

25

от

25 ДО 30

от 30 До 35

от

35 ДО 40

от 40 до 45

от

45 ДО 50

более 50

Строительство

~

4

12

4

15

38

11

4

~

~

11

Производство

6

17

-

12

30

6

6

12

-

6

6

Посредники

"

33

16

~