КОНСУЛЬТАЦИЯ
ЮРИСТА
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА И
НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ:
РЕАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ,
ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
(РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)
А.П.КУЗНЕЦОВ,
кандидат юридических наук
(Нижегородский юридический
институт МВД РФ)
1. Социально-экономическая
ситуация в регионе и ее реальное состояние.
Нижегородская область является
одним из крупнейших регионов Российской Федерации. Ее территория - 76,9
ГЫС.КВ.КМ. Население - 3741 тыс.человек, из них горожан -77,8%. Областной центр
- г.Нижний Новгород - 1383 тыс.чел. Административный состав: 48 районов, 12
городов областного подчинения (в их составе 8 городских районов в
Г.Н.Новгороде), в том числе Арзамас-16, 14 городов районного подчинения, 71
поселок городского типа, 535 сельских администраций.
В Нижегородском регионе
сосредоточено значительное, в масштабах Российской Федерации, количество
крупных объединений и предприятий автомобильной, авиационной, судостроительной,
машиностроительной, радиотехнической, химической, нефтяной промышленности, на
которых осуществляется крупно-серийное производство продукции оборонного и
народно-хозяйственного значения (в Н.Новгороде находится более 150 предприятий,
из них 95 конверсионных).
Наличие транспортно-дорожного
комплекса (морского, железнодорожного, речного, автомобильного транспорта,
дорожного хозяйства) позволяет осуществлять большой объем международных
перевозок, в том числе в странах ближнего зарубежья.
Второй по числу занятых после
промышленности микроотраслью является наука и научное обеспечение, искусство и
культура. Она оказывает существенное значение на социально-экономическую
ситуацию в регионе.
Нижегородская область имеет
развитое сельское хозяйство (10,6% занятых). Область опережает
среднероссийские показатели по некоторым видам сельскохозяйственного производства.
Широкое развитие получила
кредитно-финансовая деятельность. В настоящее время, по данным Главного
Управления Центрального Банка РФ, на территории Нижегородской области
функционируют: 31 коммерческий банк и 14 филиалов банков других регионов, а
также 99 филиалов; из числа уполномоченных банков 10 имеют генеральную валютную
лицензию, 6 - расширенную валютную лицензию, 2 - простую валютную лицензию, 15
филиалов иногородних банков имеют право работать с иностранной валютой. С
апреля 1995 года действует Нижегородская валютно-фондовая биржа,на которой
проводятся операции по купле-продаже иностранной валюты (оборот биржи на
декабрь 1995 года составляет 232171500 долларов США).
В Нижегородской области
зарегистрировано 103 инвестиционных компании и 11 чековых фондов.
Необходимо также отметить, что
проводимые комплексные мероприятия в Нижегородском регионе, направленные на
коренные преобразования экономики, стали своего рода полигоном по многим
направлениям реализации проходящих в России экономических реформ.
Это позволило заметно изменить
удельный вес Нижегородской области в экономике России: расширились
торгово-экономические связи с российскими регионами; повысилась эффективность
действующей Нижегородской ярмарки; возросли масштабы внешне-экономической
деятельности (организовано 500 совместных предприятий, которые увеличили
экспорт металла, леса, нефти, других видов сырья, а также отдельных видов
промышленной продукции). Однако указанный потенциал, призванный активизировать
социально-экономическое развитие региона, остается невостребованным в силу
объективных и субъективных причин.
2. Мобилизация налоговых
платежей в бюджетную систему.
В 1995 году в Нижегородской
области насчитывалось 2 млн. 26 тыс. 808 налогоплательщиков, в том числе:
юридических лиц - 62 тыс. 466, государственных предприятий -575, коммерческих
структур - 60 тыс. 891, физических лиц -1 млн. 964 тыс. 342 (из них -
индивидуальных предприятий без образования юридического лица - 24 тыс. 445). По
итогам 1995 года налоговыми органами в результате проведенных 19 тыс. 97
проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций, проведено
доначислений в бюджетную систему и внебюджетные фонды на сумму 1027091 млн.
руб. (по итогам 1994 года - 625037 млн. руб., 1993 года - 123546 млн. руб.,
1992 года - 7074 млн. рублей). С учетом специфики области в доходной части
бюджета основное место занимают следующие налоги: налог на прибыль - 36,3%,
подоходный налог с физических лиц - 14,9%, налог на добавленную стоимость на
товары, производимые на территории Российской Федерации -11,2%, налог на
имущество - 7%.
План поступления налоговых и
других обязательных платежей в консолидированный бюджет области выполнен на
104% (с учетом коэффициента инфляции). В том числе, по налогу на прибыль - на
107%, по налогу на добавленную стоимость - на 116%, по подоходному налогу с
физических лиц -на 101%.
В истекшем году налоговыми
службами принимались определенные меры по повышению эффективности контрольной
работы путем проведения документальных проверок. Проведенный анализ состояния
организации контрольной работы позволяет сделать вывод, что документальная,
камеральная проверки в ряде случаев проводятся недостаточно глубоко и
качественно, неквалифицированно, отсутствует комплексный, системный подход.
Результаты проведенных проверок излагаются нечетко, без ссылок на
соответствующие нормативные акты. Все это дает возможность обжаловать
результаты документальных проверок, проведенных и оформленных с нарушениями
установленного порядка в вышестоящие налоговые органы и арбитражные суды с
последующим признанием актов проверок и принятых по ним решений
недействительными.
Так, в 1996 году арбитражными
судами и судами общей юрисдикции признаны недействительными или частично
недействительными 50 % решений налоговых органов Нижегородской области. По
решениям судебных органов из бюджета налогоплательщикам возвращено 65%
взысканных денежных сумм,
3. Факторы, влияющие на
эффективность уголовно-правовой охраны налоговой сферы.
3.1. Нестабильность налогооблагаемой
базы.
Состояние налоговой системы
области определяется сложной социально-экономической ситуацией, влияющей на
базу налогообложения и собираемость налогов.
Политическая нестабильность и
непоследовательность в проведении экономических реформ в масштабах России негативно
отражается и на развитии экономики области.
Жесткая финансовая и денежная
политика сопровождалась углублением спада промышленного производства, который
достиг критической отметки. Основными причинами сложившейся ситуации в
промышленности по-прежнему остаются тяжелое финансовое состояние предприятий,
хронический недостаток оборотных средств, падение спроса на производимую
продукцию, непрерывно усугубляющиеся жесточайшими инфляционными процессами,
неоправданно высоким налоговым бременем и ростом цен на энергоносители. В
сложном положении находятся предприятия военно-промышленного комплекса.
Для предприятий оборонного
комплекса к указанным причинам добавляется еще финансовая несостоятельность
Министерства обороны Российской Федерации. В этих условиях предприятия
вынуждены идти на сокращение выпуска продукции и остановку производства,
отказывая в необходимой поддержке социальной инфраструктуре, прекращать
техническое перевооружение.
Несмотря на некоторый рост
производства в машиностроении и металлообработке (отраслях промышленности, удельный
вес которых в экономике Нижегородской области составляет 40,2%), поступление
платежей с указанных предприятий в бюджет государства не увеличилось.
3.2. Кризис
платежеспособности.
Сохраняется негативная
тенденция к увеличению доли просроченной части в общем количестве кредиторской
задолженности. Происходит увеличение количества убыточных предприятий (в 1995
году их количество составило 26,5% от общей численности), растет число
предприятий-банкротов, не решена проблема взаиморасчетов (дебиторская
задолженность хозяйствующих субъектов возросла на 4,1% по сравнению с ее
величиной в 1994 году).
Остается актуальной проблема
недоимок в бюджеты различных уровней. Характерными причинами недоимок являются:
снижение платежеспособности предприятий и рост дебиторской задолженности;
несвоевременное перечисление денежных средств предприятиям, выполняющим заказы,
финансируемые из бюджетов различных уровней; отсутствие денежных средств на
расчетных счетах предприятии; использование взаиморасчетов между хозяйствующими
субъектами продукцией.
Особенно резкий рост недоимки
по платежам в различные бюджеты произошел в прошедшем году в основном из-за
несвоевременного исполнения коммерческими банками платежных поручений и использование
денежных средств в качестве кредитных ресурсов. В 1996 году положение не
изменилось, несмотря на вступление в действие с 1 марта статьи 856 Гражданского
Кодекса РФ, установившей ответственность банка за ненадлежащее совершение
операций по счету.
Положение усугубляется еще и
тем, что в настоящее время отсутствует нормативный документ, регламентирующий
режим работы счетов предприятий, открываемых в коммерческих банках. В связи с
этим, при такой порочно сложившейся практике, в банковской системе сложно стимулировать
развитие безналичных платежей.
Продолжается тенденция к спаду
страхового базиса, что вызвано высоким уровнем инфляции и изменениями в
правовом регулировании страховой деятельности. В настоящее время имеют лицензию
178 страховых компаний и их филиалов, однако страховой деятельностью занимаются
менее половины.
В 1995 году в сельском
хозяйстве области были продолжены институциональные преобразования и
формирование многоукладной экономики, осуществлялась земельная реформа. Однако
продолжающееся реформирование сельского хозяйства не привело пока к повышению
его эффективности. Более того, в истекшем году продолжал увеличиваться спад
сельскохозяйственного производства. В сельском хозяйстве удельный вес
задолженности с просроченным сроком платежа превышает 50 %. Расчетные
показатели финансового состояния свидетельствуют о сложном положении
сельхозпроизводителей области -денежные средства этой отрасли лишь на 6%
покрывают их просроченную кредиторскую задолженность.
3.3. Льготы, отсрочки и
рассрочки налоговых платежей.
Предоставление Правительством РФ, финансовыми
и другими органами на местах отсрочки по платежам в бюджет предприятиям с
тяжелым финансовым положением, практика зачета задолженностей федеральному
бюджету по казначейским налоговым освобождениям, применение особого порядка
расчетов с бюджетом предприятий, отдельных отраслей народного хозяйства
существенно сократили налоговые поступления в федеральный бюджет.
3.4. Уклонение от
налогообложения и нарушение налогового законодательства.
Ухудшение
финансово-экономического положения предприятий всех форм собственности, как и
переход на новые формы хозяйствования, сопровождается серьезными нарушениями
налогового законодательства, ростом налоговых преступлений и правонарушений,
снижением плановых поступлений в бюджет, уклонением от погашения доначисленных
сумм.
Основные нарушения - неполное
отражение в учете и налоговых расчетах выручки от реализации продукции, доходов
от внешне-экономической деятельности и внешнереализационных операций, завышение
себестоимости на сумму расходов, не относящихся к производству продукции,
работ и услуг, зачисление налогооблагаемого оборота, неправильное применение
льгот и ставок, использование "замороженных" расчетных счетов,
ссудных и депозитных счетов, на которых утаиваются доходы.
Распространение получили
вознаграждения сотрудников в форме беспроцентных ссуд, предоставляемых предприятиями,
натуральной оплаты произведенной и полученной по бартеру продукции без проводки
сумм через расчетные счета предприятий, продажа товаров в кредит, различные
виды страхования.
Наиболее криминогенными по
линии нарушения налогового законодательства организационно-правовыми формами
хозяйствования остаются акционерные общества открытого или закрытого типа,
индивидуальные предприятия. По данным Госналогслужбы по Нижегородской области,
нарушения налогового законодательства выявлены у 66% проверенных акционерных и
других коммерческих предприятий, что соответствует и аналогичным показателям
работы органов налоговой полиции.
Высоким остается процент
налогоплательщиков, уклоняющихся от налогообложения. В ряде районов до 30%
зарегистрированных юридических лиц не предоставляют или задерживают
отчетность по финансово-хозяйственной деятельности.
Получила распространение
практика прекращения хозяйственной деятельности предприятий-нарушителей, за
которыми остается задолженность по различным видам налогов. Намечается
тенденция доведения отдельных производств до состояния банкротства.
Особо необходимо отметить
нарушения банками платежно-расчетной дисциплины: неисполнение в срок платежных
поручений налогоплательщика при наличии средств на его расчетном счете,
задержки погашения задолженности по платежам в бюджет при поступлении средств
на расчетный счет, использование этих средств в качестве кредитных ресурсов,
задержка в списании доходов с корреспондентского счета банка после их списания
со счетов налогоплательщиков, приостановление деятельности коммерческих банков,
имеющих дебетовые сальдо.
Анализ материалов деятельности
органов налоговой полиции в 1995 году позволяет сделать вывод о том, что на
протяжении этого года в число устойчивых криминогенных зон в области нарушений
налогового законодательства входят банковская деятельность, операции с валютой,
наличный денежный оборот, деятельность финансовых компаний и экспортно-импортные
операции с сырьевыми ресурсами, в первую очередь с нефтью и нефтепродуктами.
Обращают на себя внимание результаты исследования, свидетельствующие об увеличении
относительного "веса" криминогенных зон, связанных с незаконным
вывозом капитала, производством и торговлей винно-водочной продукцией,
деятельностью незарегистрированных предприятий.
Результаты деятельности органов
налоговой полиции в 1996 году показывают, что по своей криминогенности устойчивое
место занимают такие сферы экономики, как внешнеэкономическая деятельность,
нефтебизнес, кредитно-финансовая сфера, внебанковский оборот наличности.
Среди характерных черт развития
криминогенной обстановки в налоговой сфере в последнее время выделяются манипуляции,
связанные с порядком учредительства, ликвидации предприятий и изменения их
организационно-правовых форм, что приводит, с учетом неурегулированности и
бюрократической запутанности этих вопросов, к уклонению от налогообложения,
росту недоимок по налоговым платежам и безнаказанности недоимщиков,
способствует также совершению хищений, коррупции чиновников, различного рода
мошеннических операций и иных экономических преступлений.
(Продолжение следует).