КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА

 

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА И НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ:

РЕАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

(РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

А.П.КУЗНЕЦОВ,

кандидат юридических наук

(Нижегородский юридический институт МВД РФ)

 

1. Социально-экономическая ситуация в регионе и ее реальное состояние.

Нижегородская область является одним из крупнейших регионов Российской Федерации. Ее территория - 76,9 ГЫС.КВ.КМ. Население - 3741 тыс.человек, из них горожан -77,8%. Областной центр - г.Нижний Новгород - 1383 тыс.чел. Административный состав: 48 районов, 12 городов областного подчинения (в их составе 8 городских районов в Г.Н.Новгороде), в том числе Арзамас-16, 14 городов районного подчинения, 71 поселок городского типа, 535 сельских администраций.

В Нижегородском регионе сосредоточено значитель­ное, в масштабах Российской Федерации, количество крупных объединений и предприятий автомобильной, авиационной, су­достроительной, машиностроительной, радиотехнической, хи­мической, нефтяной промышленности, на которых осуществля­ется крупно-серийное производство продукции оборонного и народно-хозяйственного значения (в Н.Новгороде находится более 150 предприятий, из них 95 конверсионных).

Наличие транспортно-дорожного комплекса (морско­го, железнодорожного, речного, автомобильного транспорта, дорожного хозяйства) позволяет осуществлять большой объем международных перевозок, в том числе в странах ближнего за­рубежья.

Второй по числу занятых после промышленности микроотраслью является наука и научное обеспечение, искусство и культура. Она оказывает существенное значение на социально-экономическую ситуацию в регионе.

Нижегородская область имеет развитое сельское хозяй­ство (10,6% занятых). Область опережает среднероссийские по­казатели по некоторым видам сельскохозяйственного произ­водства.

Широкое развитие получила кредитно-финансовая деятельность. В настоящее время, по данным Главного Управления Центрального Банка РФ, на территории Нижегородской области функционируют: 31 коммерческий банк и 14 филиалов банков других регионов, а также 99 филиалов; из числа уполномоченных банков 10 имеют генеральную валютную лицензию, 6 - расширенную валютную лицензию, 2 - простую валютную лицензию, 15 филиалов иногородних банков имеют право работать с иностранной валютой. С апреля 1995 года действует Нижегородская валютно-фондовая биржа,на которой проводятся операции по купле-продаже иностранной валюты (оборот биржи на декабрь 1995 года составляет 232171500 долларов США).

В Нижегородской области зарегистрировано 103 инвестиционных компании и 11 чековых фондов.

Необходимо также отметить, что проводимые комплексные мероприятия в Нижегородском регионе, направленные на коренные преобразования экономики, стали своего рода полигоном по многим направлениям реализации проходящих в России экономических реформ.

Это позволило заметно изменить удельный вес Нижегородской области в экономике России: расширились торгово-экономические связи с российскими регионами; повысилась эффективность действующей Нижегородской ярмарки; возросли масштабы внешне-экономической деятельности (организовано 500 совместных предприятий, которые увеличили экспорт металла, леса, нефти, других видов сырья, а также отдельных видов промышленной продукции). Однако указанный потенциал, призванный активизировать социально-экономическое развитие региона, остается невостребованным в силу объективных и субъективных причин.

2. Мобилизация налоговых платежей в бюджетную систему.

В 1995 году в Нижегородской области насчитывалось 2 млн. 26 тыс. 808 налогоплательщиков, в том числе: юридических лиц - 62 тыс. 466, государственных предприятий -575, коммерческих структур - 60 тыс. 891, физических лиц -1 млн. 964 тыс. 342 (из них - индивидуальных предприятий без образования юридического лица - 24 тыс. 445). По итогам 1995 года налоговыми органами в результате проведенных 19 тыс. 97 проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций, проведено доначислений в бюджетную систему и внебюджетные фонды на сумму 1027091 млн. руб. (по итогам 1994 года - 625037 млн. руб., 1993 года - 123546 млн. руб., 1992 года - 7074 млн. рублей). С учетом специфики области в доходной части бюджета основное место занимают следующие налоги: налог на прибыль - 36,3%, подоходный налог с физических лиц - 14,9%, налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации -11,2%, налог на имущество - 7%.

План поступления налоговых и других обязательных платежей в консолидированный бюджет области выполнен на 104% (с учетом коэффициента инфляции). В том числе, по налогу на прибыль - на 107%, по налогу на добавленную стоимость - на 116%, по подоходному налогу с физических лиц -на 101%.

В истекшем году налоговыми службами принимались определенные меры по повышению эффективности контрольной работы путем проведения документальных проверок. Проведенный анализ состояния организации контрольной работы позволяет сделать вывод, что документальная, камеральная проверки в ряде случаев проводятся недостаточно глубоко и качественно, неквалифицированно, отсутствует комплексный, системный подход. Результаты проведенных проверок излагаются нечетко, без ссылок на соответствующие нормативные акты. Все это дает возможность обжаловать результаты документальных проверок, проведенных и оформленных с нарушениями установленного порядка в вышестоящие налоговые органы и арбитражные суды с последующим признанием  актов  проверок и принятых по ним решений недействительными.

Так, в 1996 году арбитражными судами и судами общей юрисдикции признаны недействительными или частично недействительными 50 % решений налоговых органов Нижегородской области. По решениям судебных органов из бюджета налогоплательщикам возвращено 65% взысканных денежных сумм,

3. Факторы, влияющие на эффективность уголовно-правовой охраны налоговой сферы.

3.1. Нестабильность налогооблагаемой базы.

Состояние налоговой системы области определяется сложной социально-экономической ситуацией, влияющей на базу налогообложения и собираемость налогов.

Политическая нестабильность и непоследовательность в проведении экономических реформ в масштабах России нега­тивно отражается и на развитии экономики области.

Жесткая финансовая и денежная политика сопровождалась углублением спада промышленного производства, который достиг критической отметки. Основными причинами сложившейся ситуации в промышленности по-прежнему остаются тяжелое финансовое состояние предприятий, хронический недостаток оборотных средств, падение спроса на производимую продукцию, непрерывно усугубляющиеся жесточайшими инфляционными процессами, неоправданно высоким налоговым бременем и ростом цен на энергоносители. В сложном положении находятся предприятия военно-промышленного комплекса.

Для предприятий оборонного комплекса к указанным причинам добавляется еще финансовая несостоятельность Министерства обороны Российской Федерации. В этих условиях предприятия вынуждены идти на сокращение выпуска продукции и остановку производства, отказывая в необходимой поддержке социальной инфраструктуре, прекращать техническое перевооружение.

Несмотря на некоторый рост производства в машино­строении и металлообработке (отраслях промышленности, удельный вес которых в экономике Нижегородской области со­ставляет 40,2%), поступление платежей с указанных предпри­ятий в бюджет государства не увеличилось.

3.2. Кризис платежеспособности.

Сохраняется негативная тенденция к увеличению доли просроченной части в общем количестве кредиторской задолженности. Происходит увеличение количества убыточных предприятий (в 1995 году их количество составило 26,5% от общей численности), растет число предприятий-банкротов, не решена проблема взаиморасчетов (дебиторская задолженность хозяйствующих субъектов возросла на 4,1% по сравнению с ее величиной в 1994 году).

Остается актуальной проблема недоимок в бюджеты различных уровней. Характерными причинами недоимок являются: снижение платежеспособности предприятий и рост дебиторской задолженности; несвоевременное перечисление денежных средств предприятиям, выполняющим заказы, финансируемые из бюджетов различных уровней; отсутствие денежных средств на расчетных счетах предприятии; использование взаиморасчетов между хозяйствующими субъектами продукцией.

Особенно резкий рост недоимки по платежам в различные бюджеты произошел в прошедшем году в основном из-за несвоевременного исполнения коммерческими банками платежных поручений и использование денежных средств в качестве кредитных ресурсов. В 1996 году положение не изменилось, несмотря на вступление в действие с 1 марта статьи 856 Гражданского Кодекса РФ, установившей ответственность банка за ненадлежащее совершение операций по счету.

Положение усугубляется еще и тем, что в настоящее время отсутствует нормативный документ, регламентирующий режим работы счетов предприятий, открываемых в коммерческих банках. В связи с этим, при такой порочно сложившейся практике, в банковской системе сложно стимулировать развитие безналичных платежей.

Продолжается тенденция к спаду страхового базиса, что вызвано высоким уровнем инфляции и изменениями в правовом регулировании страховой деятельности. В настоящее время имеют лицензию 178 страховых компаний и их филиалов, однако страховой деятельностью занимаются менее половины.

В 1995 году в сельском хозяйстве области были продол­жены институциональные преобразования и формирование многоукладной экономики, осуществлялась земельная рефор­ма. Однако продолжающееся реформирование сельского хозяй­ства не привело пока к повышению его эффективности. Более того, в истекшем году продолжал увеличиваться спад сельско­хозяйственного производства. В сельском хозяйстве удельный вес задолженности с просроченным сроком платежа превышает 50 %. Расчетные показатели финансового состояния свидетель­ствуют о сложном положении сельхозпроизводителей области -денежные средства этой отрасли лишь на 6% покрывают их просроченную кредиторскую задолженность.

3.3. Льготы, отсрочки и рассрочки налоговых платежей.

 Предоставление Правительством РФ, финансовыми и другими органами на местах отсрочки по платежам в бюджет предприятиям с тяжелым финансовым положением, практика зачета задолженностей федеральному бюджету по казначейским налоговым освобождениям, применение особого порядка расчетов с бюджетом предприятий, отдельных отраслей народного хозяйства существенно сократили налоговые поступления в федеральный бюджет.

3.4. Уклонение  от  налогообложения  и  нарушение налогового законодательства.

Ухудшение финансово-экономического положения предприятий всех форм собственности, как и переход на новые формы хозяйствования, сопровождается серьезными нарушениями налогового законодательства, ростом налоговых преступлений и правонарушений, снижением плановых поступлений в бюджет, уклонением от погашения доначисленных сумм.

Основные нарушения - неполное отражение в учете и налоговых расчетах выручки от реализации продукции, доходов от внешне-экономической деятельности и внешнереализационных операций, завышение себестоимости на сумму расхо­дов, не относящихся к производству продукции, работ и услуг, зачисление налогооблагаемого оборота, неправильное приме­нение льгот и ставок, использование "замороженных" расчет­ных счетов, ссудных и депозитных счетов, на которых утаива­ются доходы.

Распространение получили вознаграждения сотрудни­ков в форме беспроцентных ссуд, предоставляемых предпри­ятиями, натуральной оплаты произведенной и полученной по бартеру продукции без проводки сумм через расчетные счета предприятий, продажа товаров в кредит, различные виды стра­хования.

Наиболее криминогенными по линии нарушения нало­гового законодательства организационно-правовыми форма­ми хозяйствования остаются акционерные общества открытого или закрытого типа, индивидуальные предприятия. По дан­ным Госналогслужбы по Нижегородской области, нарушения налогового законодательства выявлены у 66% проверенных ак­ционерных и других коммерческих предприятий, что соответ­ствует и аналогичным показателям работы органов налоговой полиции.

Высоким остается процент налогоплательщиков, укло­няющихся от налогообложения. В ряде районов до 30% зареги­стрированных юридических лиц не предоставляют или задер­живают отчетность по финансово-хозяйственной деятельности.

Получила распространение практика прекращения хо­зяйственной деятельности предприятий-нарушителей, за кото­рыми остается задолженность по различным видам налогов. Намечается тенденция доведения отдельных производств до со­стояния банкротства.

Особо необходимо отметить нарушения банками пла­тежно-расчетной дисциплины: неисполнение в срок платежных поручений налогоплательщика при наличии средств на его расчетном счете, задержки погашения задолженности по плате­жам в бюджет при поступлении средств на расчетный счет, ис­пользование этих средств в качестве кредитных ресурсов, за­держка в списании доходов с корреспондентского счета банка после их списания со счетов налогоплательщиков, приостановление деятельности коммерческих банков, имеющих дебетовые сальдо.

Анализ материалов деятельности органов налоговой полиции в 1995 году позволяет сделать вывод о том, что на протяжении этого года в число устойчивых криминогенных зон в области нарушений налогового законодательства входят банковская деятельность, операции с валютой, наличный де­нежный оборот, деятельность финансовых компаний и экс­портно-импортные операции с сырьевыми ресурсами, в первую очередь с нефтью и нефтепродуктами. Обращают на себя вни­мание результаты исследования, свидетельствующие об увели­чении относительного "веса" криминогенных зон, связанных с незаконным вывозом капитала, производством и торговлей винно-водочной продукцией, деятельностью незарегистриро­ванных предприятий.

Результаты деятельности органов налоговой полиции в 1996 году показывают, что по своей криминогенности устойчи­вое место занимают такие сферы экономики, как внешнеэконо­мическая деятельность, нефтебизнес, кредитно-финансовая сфе­ра, внебанковский оборот наличности.

Среди характерных черт развития криминогенной об­становки в налоговой сфере в последнее время выделяются ма­нипуляции, связанные с порядком учредительства, ликвидации предприятий и изменения их организационно-правовых форм, что приводит, с учетом неурегулированности и бюрократиче­ской запутанности этих вопросов, к уклонению от налогообло­жения, росту недоимок по налоговым платежам и безнаказан­ности недоимщиков, способствует также совершению хищений, коррупции чиновников, различного рода мошеннических опе­раций и иных экономических преступлений.

(Продолжение следует).

Сайт создан в системе uCoz