Г.Барнхарт,
руководитель аппарата
Сената Канады с
1989 по 1994 год,
преподаватель университета провинции Саскачеван
Роль сотрудников аппарата в обеспечении работы депутатов
законодательных органов
Я проработал более 20 лет
в Законодательном Собрании провинции Саскачеван, был руководителем аппарата
Законодательного Собрания. Затем 5 лет проработал руководителем аппарата в
Сенате, что схоже с вашим Советом Федерации. Сейчас работаю в Университете
провинции Саскачеван, решил, что пора мне обратиться к преподавательской
деятельности. Сейчас одновременно учу и учусь сам, повышаю свой уровень.
Прежде всего я хотел бы
поговорить с вами о том, зачем вообще нужны законодательные органы власти. И
говорить буду о канадском опыте. Возможно, в этом опыте вы и не найдете все
ответы на ваши вопросы, потому что в Канаде также проходят определенные
изменения в органах власти, у нас имеются свои проблемы.
Итак, зачем нужно нам
Законодательное Собрание? Это, прежде всего, финансовый рычаг. В Канаде
Законодательное Собрание определяет финансовые расходы Правительства.
Далее - непосредственное
законотворчество, принятие законов, которые все люди страны считают
необходимыми для собственного выживания, благополучия, дальнейшего развития.
И третий аспект
законодательной власти - это контроль за ответственным выполнением
Правительством своих функций.
Здесь имеется в виду то.
что Правительство должно действовать от имени того народа, который его избрал,
и законодательные органы осуществляют контроль за тем, чтобы Правительство
делало именно то, что идет на пользу людям, чтобы они получали полную отдачу от избранного
Правительства.
Хотелось бы померкнуть
разницу между канадской и американской системой правления.
В США президент отделен
от законодательной ветви власти. Когда президент выбирается в США, - это
отдельные выборы, полностью независимые от выборов в Конгресс. Члены Конгресса
непосредственно выбираются гражданами США и таким образом формируется
законодательный орган власти.
Члены кабинета
исполнительной власти (правительства) в США не являются членами Конгресса, они
совершенно отделены от него.
Канадская система
правления существенно отличается от американской. Премьер-министра в провинциях
выбирают вместе с остальными членами Законодательного собрания. Им становится
тот член парламента, который является лидером самой крупной партии, получившей
наибольшее количество мест на выборах.
В Канаде законодательный
орган и исполнительный орган власти соединены вместе, премьер-министр является
главой исполнительного органа власти и одновременно членом парламента.
Это одно из основных
различий между парламентской системой Канады и системой Конгресса США.
Не нам сегодня судить,
какая система лучше. Каждая страна определяет, какая система ей подходит. Мы
считаем, что канадская система в целом успешно работает для канадцев.
Несколько слов о разнице
между исполнительной и законодательной властью в канадской системе.
Роль исполнительной
власти заключается в инициировании каких-то проектов, инициировании финансовых
трат на законные проекты. Исполнительная власть контролируется тем, что мы
называем карманом народа, то есть бюджетом. И здесь представители
исполнительной власти имеют решающее слово.
А законодательная власть
рассматривает решения исполнительной власти, следит за действиями
Правительства, чтобы они отражали мнение избирателей.
В Англии употребляют
слово "парламент". Это же самое слово использует и Франция. Есть
слово "парле" - говорить. Таким образом, парламент - это место, где
говорят. И люди могут подумать, что парламент только говорит. Но в парламенте
не просто говорят, а обсуждают актуальные проблемы, ищут способы их решения,
следят, чтобы исполнительные власти вели дело честно, чтобы народ знал, что
делает Правительство, страна.
Зачем нужен аппарат?
Во-первых, аппарат
существует для помощи парламентариям по процедурным вопросам.
Во-вторых, руководитель
аппарата и весь аппарат существует для организации управления, для организации
внутренней работы законодательного органа и предоставления всех услуг. Аппарат
должен предоставлять услуги по организации работы председателю законодательного
органа и его членам.
Третий аспект
деятельности аппарата заключается в протокольном обслуживании и организации
консультаций. Если, скажем, какая-то делегация приезжает к нам из России, тогда
весь аппарат будет принимать участие в приеме этой делегации.
Существуют три основных
принципа, по которым работает аппарат.
Первое. Работники
аппарата не являются частью какой-то политической партии.
Второе. Аппарат вне
политики, его работники не участвуют в политике.
А третье -
профессионализм. Это позволяет выполнять работу на высококвалифицированном
уровне.
Лично я 20 лет проработал
в провинции Саскачеван, где действуют три политические партии. Ни в одной из
них не участвовал. Поэтому работал с тремя премьер-министрами и пятью
председателями Законодательных собраний. А когда был в столице, выполнял работу
при двух различных премьер-министрах и двух различных парламентах,
представляющих различные партии.
Поэтому, когда вы
работаете при одном каком-то Правительстве, руководитель аппарата должен в
равной степени работать и с теми, кто лоялен к Правительству, и с теми, кто
представляет оппозицию.
После следующих выборов
оппозиционная группа может победить и занять большинство мест в парламенте и в
Правительстве - в этом случае прежнее правящее большинство перейдет в
оппозицию, но я буду работать точно также. Для меня не имеет значения, кто в
Правительстве, кто в оппозиции, - поскольку главное заключается в том, чтобы
обслуживать Законодательное Собрание как государственное учреждение, как
институт власти.
Может возникнуть вопрос:
когда происходит эта смена, одна группа становится правительственной, другая
переходит в оппозицию, - что делать аппарату в этих условиях?
Прежде всего, пришедшее к
власти новое Правительство должно убедиться, что располагает необходимым
инструментарием управления; оно заинтересовано в том, чтобы смогло
адаптироваться к новым условиям работы как можно быстрее. А это можно сделать
при сохранении старого аппарата.
Мы также работаем и с
оппозицией, чтобы помочь ей работать в новых условиях. Это, конечно, нелегко.
Нелегко члену парламента перейти из правящей партии в оппозицию. Гораздо легче
из оппозиции перейти в Правительство. То есть речь идет о внутреннем состоянии
работника. Важная роль аппарата заключается в том, чтобы сделать этот переход
как можно более гладким, безболезненным.
Руководитель аппарата -
это человек, управляющий работой аппарата. Эта работа постоянная, точнее
говоря, должна быть поставлена на постоянную основу. И обязательства служить
всем членам законодательного парламента также постоянны, аппарат должен
обслуживать институт власти на постоянной основе.
Кто назначает работников
аппарата? Как они становятся работниками аппарата? Во всех законодательных
органах Канады существует конкурсная основа при наборе на работу. Руководитель
аппарата следит за тем, чтобы это было справедливо, чтобы лучшие люди занимали
соответствующие должности. Иногда премьер-министр говорит: я хотел бы, чтобы вы
приняли на работу такого-то человека. Но в этом случае он оговаривается: надо
спросить ваше руководство, спросить людей, нет ли другой кандидатуры на ту же
должность. И руководитель аппарата стремится, чтобы ему подавали заявления об
устройстве на работу не потому, что данный человек является другом
премьер-министра, а потому, что он делает эту работу хорошо.
И вот, действуя таким
образом, мы стараемся обеспечить совершенно неполитизированный парламентский
аппарат.
И в заключение следует
упомянуть еще об одном моменте - исполнительная власть обычно не хочет, чтобы
была сильная законодательная власть. Это соответствует самой природе
исполнителя: все должно делаться быстро, решения приниматься оперативно,
никаких дебатов. Все должны претворять в жизнь точки зрения исполнителя. Так
думает исполнитель. Поэтому исполнители с удовольствием будут работать с слабой
законодательной ветвью. Если же исполнители перейдут в оппозицию, тогда,
понятно, им понадобится другая, сильная законодательная власть.
Итак, в чем же
заключается роль законодательного аппарата? В том, чтобы законодательные органы
были сильны для того, чтобы представлять в полной мере интересы избирателей и
находить наилучшую форму работы для открытого обсуждения и дискуссий.