Ю.Д. Артамонов,

управляющий делами

Законодательного Собрания Нижегородской области

 

Организационные основы работы аппарата

Законодательного Собрания, его комитетов и

комиссий

Никому из находящихся в этом зале не нужно доказывать, что организационное обеспечение деятельности депутатского корпуса было и остается важным фактором его эффективности, одним из основных условий высокого КПД представительного органа власти.

Мне бы хотелось в своем выступлении коротко коснуться роли и места аппарата в обеспечении деятельности депутатского корпуса Законодательного Собрания нашей области.

Надо исходить из того, что парламентская деятельность в России (в ее нынешнем виде) только еще становится на ноги, и впереди у нас необозримое поле деятельности. История же требует ускоренного продвижения по этому пути, разумеется, с учетом многовекового опыта стран с высоко развитой демократией. И нам есть чему поучиться у наших коллег из Канады.

Решение новых задач, поиск эффективных методов реализации традиционных функций государственного управления предъявляют повышенные требования к организации деятельности аппарата государственных органов и качеству их персонала.

Как уже отмечал наш председатель, в Законодательное Собрание области входят 43 депутата. Восемь из них работают на постоянной основе: председатель Собрания, 2 заместителя председателя Собрания, председатель комитета по правовой политике, три заместителя председателей комитетов и один депутат в бюджетном комитете.

Сформировано 9 комитетов и одна комиссия. Их работу обеспечивают 83 ответственных работника аппарата.

В Законодательном Собрании созданы необходимые условия для служебного роста работников, повышения их образовательного, профессионального уровня, приобретения второй профессии, специальности, в том числе связанной с государственной службой, для изучения опыта работы законодательных органов страны. Единственное условие: не отвлекаться на деятельность в партиях, политических движениях и объединениях.

С начала работы Законодательного Собрания, то есть в течение 2,5 лет, ряд специалистов был переведен на более высокие должности государственной службы в другие государственные организации. Три специалиста из правового управления, в частности, Указом Президента назначены судьями в Арбитражный Суд Нижегородской области, а также в областной суд.

Три работника организационного отдела переведены в аппарат областной администрации, шесть специалистов контрольно-счетного отдела утверждены начальниками отделов Управления казначейства Российской Федерации по Нижегородской области. Двадцать два человека были переведены на более высокие должности внутри аппарата Собрания.

К сожалению, такая текучесть кадров Законодательного Собрания - свидетельство одновременно и стимулирования кадрового роста, и в то же время - ослабления его кадрового состава. С одной стороны - гордость за профессиональный рост своих коллег, а с другой - кадровое напряжение в аппарате.

Словом, аппарат подобран таким образом, что можно эффективно решать основную задачу Законодательного Собрания - создавать необходимое правовое поле в области.

Работники аппарата глубоко сознают, что государственная служба - это не безликий механизм исполнения любых распоряжений вышестоящих должностных лиц, а средство реализации требований законов государства применительно к каждому конкретному случаю, а также механизм обратной связи, способствующий совершенствованию системы законодательства и государственного управления в целом.

Основу этого механизма составляют люди. Конечно, люди, работающие в аппарате, являются и главной консервативной силой, препятствующей непродуманным переменам, и, с другой стороны, ведущей силой необходимого обновления.

Для обеспечения максимальной эффективности работы аппарата необходимо сформировать такие мотивы и стимулы профессиональной деятельности, которые способствуют утверждению духа высокой нравственности и ответственности за судьбы Отечества. Это неразрывно связано с успехом или неудачей проводимых реформ.

Новое качество персонала государственных органов во многом определяется высоким уровнем его профессионализма. Вот какую характеристику можно смело дать подавляющему числу ответственных работников аппарата Законодательного Собрания Нижегородской области:

- "обладает нужными профессиональными знаниями, по многим вопросам может дать исчерпывающую консультацию;

- ориентируется в проблемах и возможностях автоматизированной обработки информации, умеет использовать эти возможности на практике;

- обладает достаточными правовыми знаниями в своей области работы, имеет юридическую практику решения тех или иных вопросов;

- отлично знает свои права, обязанности и ответственность, знает нормативную базу и умеет эти знания использовать;

- имеет неплохие знания в теории и методах управления;

-умеет правильно оценивать возможные близкие и далекие последствия различных нормативных актов и управленческих решений;

- умеет планировать свою работу, добивается высокой жизнеспособности и реалистичности плана;

- исключительно предан интересам дела;

- способный организатор, умеет нужным образом расставить людей, распределить между ними обязанности, организовать коллектив на выполнение поставленных задач;

- принимает продуманные, квалифицированные управленческие решения;

- при необходимости принятия решения в незнакомой для себя области умеет привлечь специалистов и консультантов и правильно использовать их знания;

- объективно оценивает других работников и результаты их работы, не руководствуется при этом своим настроением, симпатиями и антипатиями;

- хорошо умеет стимулировать деятельность своих подчиненных;

- всячески способствует повышению квалификации работников аппарата, используя для этого все имеющиеся возможности;

- способен выполнять самые сложные задания, справляется с работой практически любой сложности".

Сегодня служащие выполняют несколько ролей: роль специалиста, способного решать профессиональные задачи; роль политика, учитывающего в своей деятельности интересы различных социальных и политических сил; роль эксперта и аналитика, обладающего навыками и способностями для адекватного понимания процессов и явлений, происходящих в обществе.

Отсюда и новые профессиональные качества, которые нужны современному государственному служащему: стратегическое видение и понимание проблем в целом; нахождение согласия со многими участниками и умение вести переговоры; постоянное творчество, ориентация на нововведения и способность проводить изменения; умение находить и эффективно использовать финансовые, материальные, людские и информационные ресурсы в условиях их ограниченности и дефицита.

Есть такая русская поговорка: родственников дает нам судьба, как хорошо, что друзей мы выбираем сами.

Если эту поговорку перевести на нашу аудиторию, то можно сказать: депутатов дает нам судьба, как хорошо, что аппарат мы подбираем сами.

Судьба парламентаризма в России, особенно в субъектах Федерации, во многом будет определяться кадрами аппарата, качеством госслужащих. Будем надеяться, что аппарат не подведет и не даст погибнуть демократии, которую нельзя представить без парламентаризма и местного самоуправления.

Что касается таких направлений организации работы аппарата, как планирование работы Собрания, его комитетов и аппарата; регламент Собрания; место аппарата в подготовке нормативных актов; организационное обеспечение созыва Собрания и его комитетов; система работы с депутатами; организация контроля за исполнением нормативных актов; связь с федеральными органами власти и субъектами Федерации; связь с органами местного самоуправления; учеба депутатов, аппарата, помощников депутатов; ведение кадровой работы в аппарате, вопросов внутренней организации аппарата, режима труда и отдыха его членов; связь с администрацией, департаментами и управлениями, общественными организациями и движениями; взаимодействие с другими органами власти и управления, то об этом можно говорить много, но лучше всего это сделать в условиях секционной работы. Тем более, что, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Поэтому мы приготовили для участников семинара целый пакет справочного материала. Вы с ним ознакомитесь, и если появятся вопросы, получите исчерпывающий ответ. С вами также готов побеседовать любой специалист из нашего аппарата. Некоторые из них будут выступать на секциях. Они расскажут подробнее о направлениях своей деятельности, поделятся достижениями и недостатками в работе, с удовольствием послушают вас.

Мы очень рассчитываем на ваш опыт, знания, предложения и надеемся обогатиться от общения с участниками семинара.

Сайт создан в системе uCoz