АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ АКОЙ ОНА БУДЕТ ?

А.С.ИВАНОВ,

консультант комитета по вопросам местного

самоуправления и связям с общественностью

Законодательного Собрания области

 

В последнее время на всех уровнях власти и в средствах массовой информации идет активное обсуждение проблемы реформирования местного самоуправления, поскольку ныне эта проблема является одной из ключевых для России.

На своем заседании в марте наш комитет по вопросам местного самоуправления областного Законодательного Собрания, который работает под председательством депутата А.Н.Захарова, предварительно определил общие принципы реформирования местного самоуправления в Нижегородской области. Естественно, дальнейшая работа в этом направлении будет нашим комитетом продолжена, и мы надеемся, что вы пришлете нам свои замечания и предложения.

Основной вопрос, на котором сосредоточили свое внимание депутаты - это вопрос о системе органов местного самоуправления и взаимоотношениях между ними и органами государственной власти и управления. Несколько слов о предпосылках, из которых исходил комитет. Первая из них та, что органы местного самоуправления в их представительной и исполнительной частях должны быть созданы только на одном уровне - на уровне поселения (населенного пункта) или объединения поселений (сельсовета, поссовета).

Это положение аргументировано тем, что при многоуровневом местном самоуправлении непонятны взаимоотношения между самоуправлениями разных уровней, крайне сложно провести между ними разграничение полномочий, а потому наш комитет ставит перед собой задачу предельно полно, конкретно и четко определить статус местного самоуправления в областном законодательстве. Плюс к тому абсолютное большинство из предположительного круга вопросов местного значения касается проблем, возникающих именно на территориях поселений. И, наконец, общепризнанным является принцип, предусматривающий такое положение, когда компетенция в той или иной сфере деятельности по возможности должна принадлежать наиболее низкому уровню властных органов, максимально приближенному к рядовым гражданам. Соблюдение этой предпосылки даст возможность органам местного самоуправления наиболее эффективно выполнять свое предназначение.

Вторая предпосылка та, что процесс реформирования местного самоуправления должен быть эволюционным, а это подразумевает бережное отношение к сформировавшейся в настоящее время системе органов местного самоуправления, встроенной в административно-территориальное деление, и обеспечение максимальной преемственности между старыми и новыми формами местного самоуправления.

И третье, из чего исходил комитет, это то, что в процессе реформирования необходим целостный подход к решению вопроса взаимодействия между разными уровнями власти и управления, а также между их ветвями. Главная проблема состоит не в том, чтобы сделать однозначный выбор между централизацией и децентрализацией, а в том, чтобы найти надлежащий баланс между ними, адекватный реальным условиям Нижегородской области. В этом плане следует учесть и то, что для большинства государств на так называемом промежуточном уровне местного управления (район, графство, провинция) характерно наличие смешанной системы, соединяющей в себе прямое государственное управление и самоуправление.

Учитывая все вышесказанное, комитет склоняется к следующей системе органов местного самоуправления и территориальных органов государственного управления Нижегородской области.

В поселениях с населением до 1 тыс. человек на сходах избирается староста.

В поселениях с населением от 1 до 5 тыс. человек на сходах избирается несколько старост.

В поселениях с населением более 5 тыс. человек путем всеобщего прямого тайного голосования избираются народные представители - - депутаты.

В поселениях, не входящих в административно-территориальную единицу, объединяющую несколько поселений (сельсовет, поссовет, волость), в которых избраны депутаты - они составляют коллегиальный представительный орган местного самоуправления (Думу) и либо сами избирают главу местного самоуправления, либо он избирается населением путем всеобщего прямого тайного голосования.

Старосты и депутаты, избранные в поселениях, входящих в административно-территориальную единицу, объединяющую несколько поселений (сельсовет, поссовет, волость), составляют совместный представительный орган местного самоуправления этого объединения (Совет, собрание), и либо сами избирают главу местного самоуправления, либо он избирается населением.

Глава местного самоуправления формирует соответствующую местную администрацию (исполнительный орган местного самоуправления) и возглавляет ее.

В районах области (уездах) функционируют территориальные органы государственного управления - районные администрации, возглавляемые главами районных администраций, назначаемыми Губернатором, а также представительные органы (Земские собрания), формируемые из представителей органов местного самоуправления и наделенные областным законом отдельными государственными полномочиями (например, согласовывать назначение главы районной администрации).

Что же касается бюджетных взаимоотношений между этими органами, вопросов разграничения собственности - то это уже тема для отдельного разговора.

Сайт создан в системе uCoz