ДЕЛО
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ
Создание
департамента по делам военнослужащих в администрации Нижегородской области -
дело новое. Первоначально, в 1993 году, созданный как комитет по делам
военнослужащих, он в дальнейшем, в связи с расширением задач, был преобразован
в департамент по делам военнослужащих и военно-мобилизационной подготовки.
Структура новая, да и задачи, к решению которых она приступил выходят довольно
далеко за пределы только Нижегородской области. В канун Дня защитников
Отечества перед читателями журнала выступает директор этого департамента,
генерал-лейтенант Лев Васильевич ПАВЛОВ.
Говоря о деятельности нашего
департамента, который впрямую занимается делами практически всех
военнослужащих, хочу заодно поздравить их с праздником - Днем защитника
Отечества. С праздником, от всей души и от всего сердца!
Решая задачи
социально-экономического развития, администрация области большое внимание
уделяет социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной
службы, и членов их семей. Потому для непосредственной и самостоятельной работы
по решению этих задач в аппарате администрации области в 1993 году и был создан
комитет по делам военнослужащих, в дальнейшем - департамент. Это говорит прежде
всего о том, какое значение в Нижегородской области отныне придается проблемам
военнослужащих.
Главные вопросы, над которыми
работал и работает департамент, это - социальные программы для военнослужащих и
военно-мобилизационная подготовка. По социальным программам задачами
департамента являлись:
- обеспечение жильем граждан,
уволенных с военной службы, и членов их семей;
- профессиональная подготовка и
переподготовка по гражданским специальностям лиц, уволенных с военной службы, и
членов их семей;
- трудоустройство граждан,
уволенных с военной службы, и членов их семей;
- социально-психологическая
адаптация уволенных в запас
военнослужащих;
- обеспечение земельными
участками поспи
граждан, уволенных с военной
службы, и членов и
индивидуального жилого
строительства, коллективно и огородничества.
Проблемы социальной защиты
военнослужащих, конечно, существовали и в прежние годы. Но в последнее время, в
связи с новыми социально-экономическими условиями, реформированием армии,
образованием государств ближнего зарубежья, повлекшими за собой обострение
жилищных интересов, безработицу инфляцию, миграцию военных пенсионеров,
особенно из Прибалтики, проблемы эти намного усложнились. Резко обострилась
жизнь тех, кто в погонах, или ушедших, как раньше говорили, на заслуженный
отдых. Причем эти проблемы: обеспечение жильем, трудоустройство уволенных,
адаптация проходящих службу и ушедших с нее - к сожалению, обостряются с каждым
днем. Хотя для их разрешения в последние годы и был принят ряд законов, указов,
постановлений Президентом, Думой, правительством - большинство из них не
обеспечивалось финансовыми средствами или противоречило друг другу, или
попросту отставало от складывающейся экономической ситуации. Все это, в конечном
счете, перекладывалось на и без того небогатый бюджет регионов. Взять, к
примеру, нашу Нижегородскую область и жилищный вопрос.
За 1992-1994 годы за счет
средств федерального бюджета были обеспечены жильем всего лишь 611 человек,
уволенных с военной службы. В то же время за этот период число уволенных с
военной службы возросло в 3,5 раза, увеличившись с 1161 семьи в 1992 году до
4116 в 1995. Из создавшегося положения можно было выйти, только приняв
неординарное решение, и нижегородская администрация нашла его. По ее
ходатайству президент России Борис Николаевич Ельцин разрешил подписать договор
между Министерством финансов и администрацией Нижегородской области о выделении
30,2 миллиардов рублей на проведение эксперимента по обеспечению жильем бывших военнослужащих
по жилищным сертификатам, на основании которого, по поручению губернатора
области, департаментом строительства и ЖКХ было разработано и утверждено
Постановление "О программе предоставления военнослужащим, уволенным в
запас или отставку, сертификатов на строительство и приобретение жилья".
Настоящая программа была
разработана в целях ускорения решения вопросов обеспечения жильем граждан,
уволенных с военной службы, с использованием средств федерального бюджета,
кредитов банков и собственных средств участников программы. Сегодня она
предусматривает предоставление ее участникам за счет средств федерального
бюджета безвозмездных субсидий, удостоверенных сертификатами. Средства субсидий
размещаются на блокированных именных счетах участников программы. При этом
гражданину выдается сертификат, удостоверяющий, что в случае приобретения им
жилья у собственника или застройщика (подрядчика), последним будет выплачена
сумма, соответствующая размеру средств на блокированном именном счете на момент
приобретения жилья. Недостающие средства должны быть покрыты за счет
собственных средств гражданина, либо за счет предоставленного ему банком
кредита.
Участники программы выбираются
из числа, граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете в местных
органах исполнительной власти на получение жилья. Особо отмечу, что программа
эта основывается на принципах добровольности. Граждане, решившие участвовать в
ней, должны добровольно сняться с очереди на получение муниципального жилья. В
случае возвращения сертификата, граждане имеют право быть вновь
восстановленными в прежней очереди на улучшение жилищных условий.
Практическая работа по
формированию очередности участников программы на местах и выдаче сертификатов
под строжайшим контролем проводится комиссиями городских и районных
администраций совместно с соответствующими военными комиссариатами.
Примечательно, что участники программы имеют право приобретения жилья в любом
населенном пункте на территории Нижегородской области и право выбора
обслуживающего банка из числа уполномоченных администрацией области.
И еще одна существенная деталь:
участник программы имеет право приобретать готовое жилье у любых физических
лиц, либо заключать договор долевого участия со строительной организацией любой
организационно-правовой формы и формы собственности, имеющей лицензию на
выполнение соответствующих работ, при условии, что жилой дом находится в
состоянии не менее 70% готовности, и сроки ввода его в эксплуатацию не
превышают 3-4 месяцев.
Цена жилищного сертификата
рассчитывается на момент его выдачи и зависит от:
- стоимости одного квадратного
метра общей площади жилья, установленной на момент выдачи сертификата. Информация об изменении этой стоимости
предоставляется региональным центром по ценообразованию в строительстве;
- социальной нормы общей
площади жилья, равной 18 кв.м на одного члена семьи. Для одиноких граждан
норматив принимается из расчета 32 кв.м общей площади жилья;
- срока военной службы
участника программы: имеющим общую продолжительность военной службы от 10 до 25
лет -устанавливается в размере 75 процентов цены приобретаемого (построенного)
жилья по социальной норме на семью; имеющим общую продолжительность военной
службы от 25 лет и более -устанавливается 85 процентов цены приобретаемого
(построенного) жилья по социальной норме на семью.
Срок действия сертификата
установлен - 1 год с момента его выдачи. Выдача его осуществляется после
поступления средств федерального бюджета на бюджет администрации области.
С августа 1995 года начат
второй этап программы, в ходе которого вновь выдано 593 сертификата на общую
сумму теперь уже 40 млрд.руб. Благодаря успешной работе по реализации
программы, только за 10 месяцев минувшего года 1350 бывших военнослужащих
получили жилье. И это мы считаем, что сделали только первые шаги. На дальнейшее
департаментом по делам военнослужащих совместно с департаментом строительства и
ЖКХ и Министерством обороны России разрабатывается последующая программа
обеспечения жильем по сертификатам военнослужащих Нижегородского гарнизона.
Также решается вопрос о ее распространении на Внутренние войска Приволжского
округа МВД России.
Вторая проблема военнослужащих,
уволенных в запас или в отставку - трудоустройство их.
Профессиональная подготовка и
переподготовка по гражданским специальностям лиц, уволенных с военной службы, и
членов их семей - тоже наша прямая обязанность. Эту задачу мы решаем в Учебном
Центре переподготовки военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их
семей при Волго-Вятской академии
государственной службы (УЦПВ ВВАГС)
Это учебное заведение
расположено в Н.Новгороде, и наш центр при нем создан в соответствии с
постановлением Правительства РФ от 23 августа 1993 года №844. Основной задачей
УЦПВ ВВАГС является оказание помощи бывшим военнослужащим и членам их семей,
как правило, имеющим высшее образование, в приобретении новых гражданских
специальностей для адаптации и трудоустройства в новых условиях жизни и рынка
труда.
Практическая работа в процессе
обучения показала, что уволенные в запас, кроме получения необходимых знаний
для перехода к другой деятельности в условиях рыночной экономики, подчас
нуждаются в социально-психологической поддержке, информационно-методической
помощи, обоснованных рекомендациях, учитывающих экономические, юридические,
индивидуально-психологические особенности происходящих процессов, и в конечном
итоге - в трудоустройстве.
Для решения этих проблем в
рамках того же Учебного Центра создан Центр социально-психологической
адаптации, основными видами деятельности которого являются: консультационная
работа (психологическое тестирование, индивидуальное профконсультирование,
консультирование по системе предполагаемых специальностей, семейное, по бизнесу
и иной коммерческой деятельности), реабилитационная работа (индивидуальная
психологическая и психотерапевтическая помощь, социально-психологическая
поддержка при трудоустройстве), работа по развитию личности.
Не меньшую работу с бывшими
военнослужащими проводят также департамент социальной защиты областной
администрации, департамент образования и науки, областной центр занятости
населения, военные комиссариаты, воинские части.
Первые результаты такой
деятельности и аналитическая работа позволила нам теперь выявить общие цели и
задачи, решаемые вышеприведенными структурами, поэтому сейчас уже нами рассматривается
вопрос создания при администрации области Областного центра
социально-психологической адаптации граждан, уволенных с военной службы, и
членов их семей, на базе УЦПВ ВВАГС с использованием существующих штатных
единиц департаментов по социальной защите, науке и образованию, службы
занятости и УЦПВ ВВАГС.
В целях обеспечения работой
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей при областном центре
занятости также создана специальная структура по трудоустройству и
профессиональному обучению, а в городах и районах области бюро по
трудоустройству. А в 1996 году такое бюро будет создано при УЦПВ ВВАГС.
Каковы первые итоги такой
работы? Сегодня в этом единственном в Волго-Вятском регионе учебном центре
профессиональную подготовку военнослужащих и членов их семей прошли 264
человека, ко сравнению с 70 в 1994 году. В настоящее время идет переподготовка
еще 186 человек.
Большая работа проводится нашим
департаментом по сбору материальной помощи военнослужащим, выполняющим боевую
задачу на территории Чеченской республики.
В текущем году мы выделили на
ремонт Военного госпиталя и 116-го военного городка 117 млн. рублей. Оказали
материальную помощь из бюджета области родителям военнослужащих, погибших в
военном конфликте, на сумму 111 млн. рублей. Для улучшения госпитального
лечения раненых военнослужащих, военному госпиталю Нижегородского гарнизона
выделено также 53 млн. рублей.
Немалую работу проводит
департамент и в государственно-патриотической работе, оказывая помощь призывной
комиссии области и областному военному комиссариату по организации и проведению
призыва на военную службу, как прямым участием директора и сотрудников
департамента в работе призывной комиссии, так и в работе с призывниками и их
родителями.
В законе "О воинской
обязанности и военной службе" в ст.4 записано: "Исполнение воинской
обязанности гражданами обеспечивается органами государственной власти на
местах". Этими проблемами от администрации занимается и наш департамент.
Только план призыва минувшей осенью был выполнен на 100%.
Однако, говоря о работе
департамента, мне особо хотелось бы подчеркнуть наш особый контакт и постоянную
связь с комитетом по правовой политике и работе с военнослужащими областного
Законодательного Собрания. Именно эта постоянная связь позволяет нам наиболее
эффективно решать наши профессиональные вопросы. Какие? Судите сами:
освобождение от призыва на службу, отсрочка от призыва, к кому обращаться за
защитой при нарушении закона, что делать, если сын самовольно покинул часть, и
масса, масса других вопросов. И, задумайтесь, ведь за каждой внешне мелкой
проблемой стоит конкретный живой, молодой человек. Подчеркиваю, конкретный, со
своей болью, своей правдой. Потому творческое содружество нашего департамента и
комитета Законодательного Собрания помогает нам избежать большинства ошибок при
решении того или иного вопроса. Характерно, что мы занимаемся не только
практическим решением вопросов, но и в момент становления российской армии
решаем и теоретические проблемы. Достаточно сказать, что пару месяцев назад
именно у нас, в Нижнем Новгороде, мы с комитетом провели Всероссийскую
научно-практическую конференцию "Социальная защита военнослужащих
Российской Федерации на рубеже 2000 года: состояние, проблемы,
перспективы", в которой приняли участие ученые и практики многих городов
России.
Таковы, вкратце, шаги первых
трех лет деятельности нашего департамента: проблем - десятки, сложностей -
сотни, но ведь и время, в которое приходится нам их решать и преодолевать, тоже
далеко не розовое. Но я уверен, что все поправимо, ибо армия всегда была, есть
и должна быть детищем своего народа. А раз это так, мы должны пережить все
трудности и вернуть доброе имя всем, кто носил или носит армейские погоны. Еще
раз всех поздравляю с праздником, дорогие защитники Отечества.