ЗОВ
ЗВЕЗДНОЙ БЕЗДНЫ
Сегодня гость нашего
журнала - один из опытнейших космонавтов России, дважды Герой Советского Союза
Геннадий Михайлович СТРЕКАЛ О В. За время своей космической биографии в околоземном
пространстве побывал пять раз. Шестой полет сорвался по техническим причинам
из-за взрыва ракеты на две секунды до старта. Во время околоземных экспедиций
он был членом ряда международных экипажей, в том числе последнего
российско-американского. Пять раз со станции "Мир" только за минувший
полет выходил для сложнейшей работы в открытый космос.
Перед очередным стартом,
год назад, Геннадий Михайлович, выступая в нашем журнале, обещал поделиться с
нижегородцами послеполетными впечатлениями. И вот год спустя состоялась его
беседа со специальным корреспондентом журнала "Местное
самоуправление" Вячеславом РЕДИНЫМ.
Прежде немного истории.
- Геннадий Михайлович, Вы по
космической "арифметике" 49-й космонавт России и 99-й - мира. Вам
довелось летать на двух модификациях "Союза", американском корабле
"Атлантис", поработать на орбитальных станциях: "Салют-6", "Салют-7" и
"Мир". В общем итоге провели "вне притяжения Земли" 270
суток. А что более памятно из всего?
- Накладки, накладки и досадные случайности, которые вызывают горечь до сих пор. Какие?
Ну, к примеру, наш старт 26 сентября
1983 года. Все было вроде
штатно. Оставалось всего несколько
секунд до старта, и вдруг... пожар. "Затвистовала" ракета сразу.
Мощный взрыв грозил разметать все - носитель, стартовый
комплекс, наш корабль. А мы, "песчинки" в эпицентре пекла, на самом
верху, да еще под колпаком. Но, видно, "в рубашке родились". В
бункере успели нажать две заветные кнопки, сработала система аварийного
спасения, "пороховики" отбросили наш корабль от пылающей ракеты за
несколько километров от катастрофы, и мы "успешно" возвратились на
родную Землю. Все произошло настолько стремительно и ирреально, что осознали
происшедшее и почувствовали полностью лишь через несколько часов после всего
случившегося. Таков был этот "полет".
А возмите апрель тот же года? Вновь
"ЧП", но только уже на околоземной орбите. «Союз Т-8» успешно взял
старт, достиг заданных параметров, и мы стали готовиться к стыковке со
станцией. Второй виток, программный тест «Игла» - система стыковки, контрольный
транспарант, что все в порядке, незагорается. Это означало, что головка
самонаведения антенны, которая измеряет при сближении расстояние и скорость, не
встала в замок. Техническая "мелочевка", дикая мелочь в космических масштабах,
а весь колоссальнейший труд насмарку. Можете представить, что было в уме и на
душе у командира корабля Владимира Титова, космонавта-исследователя Саши
Сереброва и меня. Мучительные поиски решения у нас, на борту космического
корабля, и на Земле – в ЦУПе. К утру, вроде бы, придумали. Если определить
вектор состояние станции, то бортовая вычислительная машина, зная данные
корабля, поможет определить дистанцию и скорость сближения. Рискнули: несколько
включений двигателя, и мы уже в полутора километрах от станции
"Салют-7". Она выглядела маленькой звездочкой. Вышли из тени Земли и
попробовали "загнать" станцию и сетку визира, а далее по клеткам и
размерам контура определить скорость схождения. Ошибка здесь могла быть
роковой, ибо сближались два многотонных объекта. В азарте делаем одну заметку -
200 метров, вторая 140. Выходило, что корабль и станция сблизились на 60 метров
всего за 15 секунд. Ну все, удар – неизбежен. Чуть ли не в один голос с Сашей
кричим Титову:
- Володя! Ручку по тангажу вниз!
Доли секунды, мы ныряем под
станцию, чуть не зацепив ее, и замолкаем. Судьба, очевидно, подарила всем троим
жизнь. Разве такое забывается!
- 18-я основная экспедиция на "Мир"
была, пожалуй, для Вашей космической биографии самой короткой. О ее успехе и
достижениях написано и показано, как и про прежние полеты, немало, где все
эксперименты, будто бы, проходили в "розовом цветении". Увы, так ли
это было?
- Ну, в общем-то, и так, и не совсем. К
"Миру " мы пошли экипажем в составе командира корабля Владимира
Дежурова, меня и американского астронавта Нормана Тагарда. Полет рассчитан на
93 суток, за которые проводили громадный объем работ: стыковка с американским
"Шатлом" - "Атлантис", перенос солнечных батарей,
перестыковка модуля, при этом держали в полном рабочем состоянии станцию,
которая уже крутилась на орбите вместо пяти запланированных для эксплуатации
лет - девять. Добавьте к этому эксперимент "Инкубатор" - когда в ходе
полета мы вели наблюдение за вылупившимися из взятых на борт яиц перепелками.
Ну. и в дополнение к биоопытам - широчайший спектр астрофизических
исследований, дистанционного зондирования Земли. Притом, подчеркну особо,
большинство исследований по степени своей новизны вообще проводились впервые.
- Насколько я наслышан, и в
этом полете Вам опять "повезло" на происшествия?
- Ну, сами понимаете, космос - это не вот
рядышком на Земле, если вдруг что случилось - и помощь тут как тут. Наверху ты,
как говорится, "и на дуде игрец". Так вот, после прибытия на станцию
занялись ремонтом части аппаратуры. Добираюсь до одной панели, а там за ней
остренький штыречек, протыкает костюм и - в руку. День, другой,
смотрю - царапина уже в приличную
красную припухлость превращается. Тру спиртом, жгу йодом - тщетно. В космосе
вообще все заживает весьма медленно. Земля забеспокоилась, на носу первый выход
в открытый космос, а тут травма. ЦУП уже поговаривать начал о досрочном
возвращении. Еле отбился - с
полпути возвращаться не в
моих правилах. Долгожданное разрешение на первый выход. Вышли,
вроде все по штату, а монтажная
стрела не в походном положении. Пока раздвигали ее, из графика выбились, ну, и
поехали задержки...
- Геннадий Михайлович, вот зная Вас многие
годы, слушая о неожиданностях, невольно вспоминаю Вашу любимую поговорку,
сказанную когда-то Сергеем Павловичем Королевым: "Если ты работаешь
медленно, но хорошо, все быстро забудут, что ты делал медленно. Главное -
хорошо. Ну, а если быстро, но плохо, то плохое будет помниться очень
долго".
- Но это действительно так. И королевского принципа я придерживаюсь годы, еще с тех пор, когда будучи не космонавтом, а простым медником на той же космической фирме, ковал оболочку первого спутника Земли. Тем более в космосе, где о спешке вообще речи быть не может.
Так сверх лимита провозились мы
со стрелой. Потом и с приводом солнечной батарей, когда за бортом пробыли куда
больше плановых шести часов, при ресурсе скафандра в семь.
Через пять суток новый пыход, и
опять на ночной стороне. К тому же и график, составленный на Земле явно не
совпадал с реальной затратой времени. На этот раз за бортом пробыли уже 6 часов
и 42 минуты.
Так от выхода к выходу,
постепенно для приемки нового модуля "Спектр" мы перестыковывал "Кристалл". Еще одна перестыковка.
Только вроде в норму немножко вошли опять проблема. На станции "Мир"
обнаружилась утечка атмосферы. Значит, надо опять в космос. Мы пять раз
выходили в космос, и при каждом выходе давление на "Мире" падает на
тридцать миллиметров. После всех наших экспедиций оно установилось в 590
миллиметров. А при 550 - по аварийному расписанию - космонавты во избежание
неприятностей должны немедленно покинуть корабль. Идти шестой раз для устранения
неисправностей - дело непредсказуемое. Во-первых, по модулю "Спектр" там
за бортом еще никто не ходил, да и соответствующего инструмент для проведения
неожиданных работ не было. Посоветовались экипажем и докладываем Земле:
"Попробуйте ситуацию проиграть в бассейне". Мы свое, ЦУП - свое.
Докладываем - выходить будем - но пусть в протоколах предстоящей работы распишутся
все ответственные за эту операцию специалисты. Земля отвечает: "Ураганы!
Готовьтесь к выходу!"
- То есть прошла та самая команда, бел всяких
документов, после которой Вас и командира
окрестили чуть ли не
"космическими забастовщиками"?
- Да, так после полета освещали
все это некоторые, "космически грамотные" издания. Чего только не
городили! Я задавил авторитетом командира, командир в свою очередь... ну, в
общем, такого написали, что и сейчас, спустя время, противно вспоминать. А
тогда Земля за восемь часов до открытия люка дала выходу отбой.
- То есть получилось, что Стрекалов спас
станцию, а вместо благодарности,
обруганный начальством вместе с командиром, схлопотали еще и финансовый
штраф?
- Да разобрались на Земле в конце концов. Независимая экспертная комиссия расставила справедливо все точки, и у руководителей корпорации
хватило мужества и ума признать ошибочность своего решения. Ну, это
будем считать "издержками производства". Свою основную задачу мы
выполнили успешно, ну, а "накладки" - пусть на совести тех, кто в них
повинен.
- Ну, раз так, то опять к космосу. Вы теперь на
Земле, а Ваши коллеги день за днем продолжают разведку космических тайн?
- Да, в феврале, июле, декабре этого года к
орбитальному пилотируемому
комплексу (ОПК) "Мир" отправятся
три космических корабля
"Союз ТМ". Причем два
последних - с французским и немецким космонавтами на борту. С Байконура к
"Миру" также в апреле, июне, июле и сентябре уйдут
транспортно-грузовые корабли
"Прогресс М". После пристыковки к станции исследовательского
модуля "Природа" в апреле, наконец-то, будет завершен отечественный
космический долгострой ОПК "Мир".
На март, август и декабрь
запланированы три стыковки американского "Атлантиса" с "Миром".
Американские астронавты Шеннон Люсид и Джон Блахой совершат полеты
длительностью 133 и 154 суток соответственно. А в декабре на "Мире"
американский астронавт Джерри Линеджер отработает 172 суток.
Такова телеграфно программа
нынешнего года.
- Геннадий Михайлович, а Ваши личные планы?
- Без оглядки пошел бы в седьмой раз, космос
ведь чарует . тебя с первых мгновений навсегда.