ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

 

БУДЕТ ЛИ ПАРЛАМЕНТ ОБЛАСТИ ДВУХПАЛАТНЫМ?

 

На одном из своих недавних заседаний Законодательное Собрание Нижегородской области рассматривало в числе других и вопрос о создании в нашем регионе двухпалатного парламента. По решению депутатов проект закона о внесении соответствующих изменений в Устав области опубликован в печати для широкого обсуждения. В областном Законодательном Собрании состоялась встреча с представителями партий и общественных движений, на которой всесторонне обсуждалась целесообразность предлагаемых изменений властных структур.

О возможной реорганизации высшего органа представительной власти области сегодня наша беседа с председателем Законодательного Собрания А.А.КОЗЕРАДСКИМ.

- Идея создания двухпалатного парламента возникла еще более двух лет назад. По замыслу такой парламент должен состоять из палаты органов местного самоуправления -Совета представителей - и Законодательной палаты, которая останется практически в том же составе и будет выполнять ту же функцию, что и нынешнее Законодательное Собрание -творить законы.

А палата органов самоуправления будет давать (или не давать) одобрение законодательным актам по самым насущным вопросам нашей жизни: по плану социально-экономического развития, бюджету, изменению административно-территориального устройства области и некоторым другим.

Войдут же в палату органов самоуправления главы, местных администраций и представители Земских собраний, которые являются специалистами в хозяйственной деятельности. Поскольку по новому федеральному закону главы администраций не смогут войти в выбранное народом Законодательное Собрание, то создание дополнительной палаты, куда они будут назначаться или избираться Земскими собраниями, позволит оптимально сочетать хозяйственный опыт с демократическим законотворчеством.

- Однако мнения депутатов о целесообразности создания двухпалатного  парламента  разделились. Так, руководитель Горьковской железной дороги депутат Омари Шарадзе предложил этот вопрос отложить и хорошенько обдумать: "Хватит печь законы, как блины". В итоге постановление о двухпалатном парламенте было принято депутатами за основу, а сам законопроект лишь принят к сведению, а не в первом чтении, как предлагалось инициаторами законопроекта.

А каково Ваше мнение, Анатолий Александрович?

- Я считаю, что нашему областному парламенту нельзя удаляться от органов местного самоуправления. Те люди, которые работают непосредственно в районах, должны обязательно иметь право голоса. А если закон о муниципальной службе будет принят в том виде, как он представлен в проекте, то муниципальные служащие и главы местного самоуправления не смогут попасть в Законодательное Собрание, и тогда они будут отделены от законотворческой деятельности.

- А в чем здесь таится опасность?

- Самое главное, что нас беспокоит - хозяйственники от территорий не будут участвовать в голосовании за бюджет и по коренным вопросам социально-экономического развития области. Это самые сложные и самые глобальные для области вопросы, и если их будет решать пусть даже очень хорошее Законодательное Собрание, но все-таки очень политизированный орган, не прислушиваясь к мнению регионов, возможны очень серьезные ошибки. Поэтому хотелось бы, чтобы представители с мест присутствовали в одной из палат.

- Хорошо. Какой в этом случае Вам видится численность палат нового парламента?

- Думаю, что в той палате, которая сейчас является Законодательным Собранием, так и останется 45 человек; но по крайней мере половина депутатов законодательной палаты будет работать на освобожденной основе. Эта палата будет готовить и принимать почти все законы, за исключением тех из них, которые должны быть обязательно согласованы со второй палатой, называемой пока условно Советом представителей. В этом Совете может быть либо один, либо два представителя от каждого региона.

- А сколько у нас в области таких регионов?

- Пятьдесят один: это все районы и города Нижний Новгород, Дзержинск, Арзамас и Саров.

- То есть в Совете представителей может быть либо пятьдесят один, либо сто два человека?

- Да. А если говорить о вопросах, которые этот Совет будет рассматривать, то такие вопросы будут возникать три-четыре раза в году, и согласовать эти вопросы с Советом представителей большой трудности не составит.

- Анатолий Александрович, а новая палата не вызовет ли к жизни и новые расходы на ее обслуживание?

- Нет, это не так. Учтите, что Совет представителей не будет иметь своего особого аппарата - ведь практически для членов данной палаты это общественная работа.  Словом, экономически это никак не ляжет на бюджет.

- Кто, на Ваш взгляд, должен стать членом Совета представителей?

- Полагаю, что наилучшим вариантом было бы иметь там в качестве представителей от регионов главу местного самоуправления и председателя Земского собрания (или городской Думы). А если председателя Земского собрания в районе нет (в двадцати районах нашей области функции председателя Земского собрания исполняет глава местного самоуправления), то пусть вместо него в Совете представителей будет работать заместитель председателя. Тогда эти две ветви власти будут на паритетных началах представлены в парламенте области и смогут влиять на его решения, отстаивая интересы своего района.

- Вы считаете, что вопрос о двухпалатном парламенте будет решен положительно?

- Я думаю, что двухпалатный парламент Нижегородской области будет создан. Не сразу, не сегодня - вопрос надо еще проработать, но такой парламент у нас обязательно будет.

Сайт создан в системе uCoz