ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИКИ
Состоялась
отчетно-выборная конференция Нижегородской ассоциации предприятий и
организаций. В ее работе приняли участие вице-президент Российского союза
промышленников и предпринимателей Ю.П.Бородин, заместитель министра
промышленности Российской Федерации В.Л.Ефремов, председатель Законодательного
Собрания области А.А.Козерад-ский, мэр г.Н.Новгорода И.П.Скляров, руководители
департаментов областной и городской администраций, главы местного
самоуправления районов области.
На конференции было
утверждено новое название НАПО - Нижегородская ассоциация промышленников и
предпринимателей. Собравшиеся приняли устав НАПП, избрали совет ассоциации.
Президентом НАПП избран генеральный директор АО "Гидромаш"
В.И.Лузянин.
АССОЦИАЦИЯ МЕНЯЕТ ЛИЦО
В.Н.ЦЫБАНЕВ,
генеральный директор
Нижегородской ассоциации
промышленников и предпринимателей
Нижегородская ассоциация
предприятий и организаций была организована в 1989 году, учредили ее 64 предприятия.
Тогда это было новым веянием, так как административная система не
предусматривала подобных объединений. Сначала ассоциация носила характер
совещательный, даже характер клуба директоров. Но когда
административно-командная система была разрушена полностью - ликвидированы
министерства, главки, Госплан - роль НАПО как организации, лоббирующей интересы
промышленности, стала резко возрастать. С появлением новых законов - о
налогообложении, о предприятиях, об общественных объединениях, об акционерных
обществах и других - взаимоотношения предприятий и властей коренным образом
изменились, и у промышленников появилась необходимость работать в тесном
контакте в интересах экономики и коллективов.
Итак, лоббирование - это первая
задача ассоциации. И решение ее приобрело системный характер как на уровне
города и области, так и на федеральном. Так, например, все документы,
касающиеся экономики, которые выпускают законодательные и исполнительные органы
власти, обязательно проходят экспертизу в НАПО.
Некоторые вопросы мы сами
вносим на рассмотрение органов власти. Скажем, нам удалось решить такие
вопросы, как льготное налогообложение прибыли для предприятии, своевременно
уплачивающих текущие взносы. Здесь очевиден обоюдный интерес: власть
заинтересована в поступлениях денег, предприятия - в стимулировании
хозяйственной деятельности. Есть также льготы по налогам на прибыль для
предприятий, которые наращивают объемы производства. Стимулируются также
предприятия, выпускающие экспортную продукцию - на объем такой продукции налог
на прибыль сокращается вдвое.
В этом году мы добились, я
считаю, очень серьезного решения - в областной бюджет введена строчка о
выделении средств на приемку ведомственного жилья. Муниципальные власти в этом
году забирают половину социальной сферы, а вторую половину - в будущем. Это
очень важно для предприятий, потому что позволяет им работать по прямому
назначению и освобождает от тяжкого груза содержания соцкультбыта. Эту меру
справедливо называют социальной конверсией.
Удается нам решать проблемы и в
Государственной Думе. Например, принято решение выплачивать зарплату на
предприятиях в первоочередном порядке.
В этом году мы впервые
заключили трехстороннее соглашение между профсоюзами как представителями
наемных работников, работодателями и администрацией. Понятно, тут повышается
наша ответственность, потому что ряд вопросов записан за работодателями. Но и
остальных двух сторон тоже: профсоюзов - по организации четкой,
дисциплинированной работы, и администрации, которая обязуется, в частности, не
изменять в течение года условии налогообложения.
Научились мы за это время
работать и в законодательных органах. Сформирована мощная группа промышленников
в городской Думе Нижнего Новгорода, которую возглавляет председатель комитета
по промышленности Е.Р.Паркман. В областном Законодательном Собрании наших
представителей, правда, маловато, но, тем не менее, они успешно работают и на
областном уровне.
У нас очень тесная взаимосвязь
с депутатами Государственной Думы. Они нам направляют на экспертизу
законопроекты, а мы после обсуждения даем свои предложения.
Не все, конечно, удалось
сделать. Например, мы считаем неверным, что в тарифе на электроэнергию
закладываются скидки для льготников. Если законодательная власть хочет кого-то
льготировать, так пусть делает это за счет бюджета. Мы же платим налоги,
распределяйте их, как считаете нужным. Зачем же в цену товара загонять эти
льготы?!
Два года мы ставим и вопрос о
необходимости введения в областной администрации структуры по промышленности.
Мы предлагаем ввести должность вице-губернатора, отвечающего за промышленность,
естественно, с соответствующим аппаратом. Ведь в нашей области свыше 85
процентов бюджета наполняется отчислениями от промышленных предприятий,
транспорта.
О необходимости подобной
структуры говорит хотя бы такой факт. Создан ряд программ, в которых
задействованы по нескольку предприятий. (Кстати, это хороший пример
деятельности НАПО). То есть определены приоритетные направления, к которым
подтягивается как можно больше предприятий, создается региональная кооперация.
Понятно, что при таком пути развития промышленности нужен какой-то
координирующий центр, которым мог бы стать аппарат вице-губернатора.
Продолжая тему о приоритетных
программах, надо назвать первую из них. Ее мы начали еще в 1993 году, вместе с
автозаводом. Это программа "Нижегородский автомобиль". ГАЗ имеет
хорошую перспективу и производственную, и сбытовую. Смысл программы в том,
чтобы как можно больше заказов автозавода разместить в Нижегородской области.
Это ведь загрузка местных предприятии, создание рабочих мест. Сегодня в
программе "Нижегородский автомобиль" участвуют примерно 30
предприятии, и их число вполне можно довести до 70.
Вторая программа, которая
действует уже четыре года -производство запчастей и комплектующих изделий для
топливно-энергетического комплекса. Около 40 предприятии задействовано в этом
проекте. Затем наши предприятия все теснее и теснее стали работать также и с
нефтяниками. Некоторые из них, можно сказать, выжили благодаря этим заказам.
Скажем, НИИИС процентов на 60 работает по заказам Газпрома. Завод
"Теплоход" где-то на 40 процентов работает на Газпром, РАО
"ЕЭС"
Недавно принята также программа
"Городской заказ" -производство продукции, закупаемой за счет
бюджета, именно на наших предприятиях.
Павловский автобусный завод
имеет аналогичную программу, загружает ряд предприятий Борского, Сосновского,
Павловского районов своими заказами.
Еще одно направление
деятельности НАПО - поиск инвестиций. Сегодня оно, я считаю, должно быть на
первом месте. И тут нам предстоит большая работа с банками, страховыми
компаниями, консалтинговыми фирмами.
И сейчас мы подошли к такому
моменту, когда очевидной стала необходимость координировать работу не только
промышленных предприятий, но также банковских структур, научных заведений,
консалтинговых фирм, предпринимателей, которые уже стали самостоятельной силой,
и не учитывать их невозможно.
Поэтому и принято решение о
преобразовании ассоциации предприятий и организаций в ассоциацию промышленников
и предпринимателей. Новая ассоциация будет объединять уже не 90 предприятий,
как прежде НАПО, а гораздо большее число разноплановых предприятий,
предпринимателей. И это будет оказывать более сильное влияние на экономическую
жизнь области.
Необходимость создания
обновленной ассоциации промышленников и предпринимателей понятна еще и потому,
что объединения, аналогичные НАПО, созданы и в районах области, и по
отраслевому принципу. Так что речь идет не о простой смене названия, а о
серьезной реорганизации нашего объединения.
В России действует несколько
объединении промышленников. Но мы считаем, что среди них наиболее системно и
результативно работает Российский союз промышленников и предпринимателей,
который возглавляет А.И.Вольский. НАПО являлась как бы региональным его
отделением. И реорганизованная Нижегородская ассоциация продолжит работать с
Российским союзом.
Тут нет никакой вертикальной
подчиненности. Мы полностью самостоятельны и таковыми останемся. Но Российский
союз, учитывая наши, местные, интересы и задачи, тесно работает с федеральными
органами власти. Мы полагаем, что эту работу следует усилить. И на недавнем
расширенном заседании правления Российского союза, где было представлено 70
регионов, я говорил то же самое. Предложения нашей делегации по выходу из
кризиса там были приняты за основу, что отражено в обращении Российского союза
промышленников и предпринимателей.