АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

(статья 2-я)

А.А.ВАСИЛЬЕВ, магистр государственного управления

 

Как уже отмечалось в нашей предыдущей публикации (ж-л "Местное самоуправление Нижегородской области", № 1 - 1997 г.), нормы муниципального права, регулирующие организацию и деятельность органов территориального общественного самоуправления (ТОС), содержатся не только в федеральных правовых актах, но также и в правовых актах субъектов Федерации. Так, в Уставе Нижегородской области, принятом в апреле 1995 года, говорится, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 54-1). По инициативе населения могут образовываться комитеты, советы и другие органы 'Территориального общественного самоуправления. При этом органам местного самоуправления предоставлено право передавать органам ТОС часть своих функций, а также заключать с ними договоры (соглашения), если это не противоречит законам РФ и законодательству области (ст. 57).

В апреле 1996 года Законодательным Собранием был принят Закон Нижегородской области "Об организации местного самоуправления в Нижегородской области", который определяет функции местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, территориальные, организационные, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления. Закон устанавливает систему органов местного самоуправления в Нижегородской области, включающую в свой состав органы территориального общественного самоуправления.

Законом определено, что под территориальным общественным самоуправлением понимается самодеятельная организация граждан по месту их жительства на отдельной части территории муниципального образования (на территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями: микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. При этом органы ТОС в соответствии с уставом муниципального образования могут являться юридическими лицами.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом соответствующего муниципального образования.

Наряду с предусмотренными названным Законом формами участия населения в осуществлении местного самоуправления оно может быть реализовано и в иных формах, не противоречащих законодательству и уставу муниципального образования.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочии, являются обязательными для исполнения всеми расположенными на территории данного муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Эти правовые нормы должны относиться и к решениям органов ТОС (разумеется, принятым в пределах их полномочий).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции, влечет ответственность в соответствии с законодательством.

Помимо рассмотренных ранее норм муниципального права на международном и государственном (федеральном и субъектов Федерации) уровне, существует еще один уровень правового регулирования муниципальных отношений - речь идет о нормативно-правовых актах, принимаемых в соответствии с законодательством органами местного самоуправления (устав, регламент, положение о ТОС, постановления городской Думы или Земского собрания, решения мэра и т.д.).

В Нижнем Новгороде городское самоуправление получило свою "собственную" законодательную базу с мая 1995 года, после принятия городской Думой Устава местного самоуправления.

В Уставе содержится небольшой экскурс в славную историю Нижнего Новгорода - с момента основания и до наших дней. Знаменательным для города был декабрь 1870 года, когда состоялись, в соответствии с Городовым положением 1870 года, первые выборы в городскую Думу, положившие начало деятельности представительных органов местного самоуправления в Нижнем Новгороде.

Устав местного самоуправления г.Нижнего Новгорода определяет статус города, его административно-территориальное устройство. Далее в Уставе излагаются организационно-правовые основы местного самоуправления в городе, формы участия граждан в местном самоуправлении. Устав определяет структуру местных органов власти и распределение полномочий, их взаимодействие с населением и органами государственной власти, гарантии местного самоуправления.

Отдельная глава Устава посвящена территориальному общественному самоуправлению, где определено, что ТОС является системой, включающей в себя общие собрания (сходы) граждан, референдумы, выборы и иные формы непосредственной демократии; конференции граждан по месту жительства, органы ТОС (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, деревень), а также иные органы самоуправления по месту жительства (советы и комитеты улиц, кварталов, домов и т.п.).

Органы ТОС могут наделяться правом юридического лица с момента их регистрации в районной администрации.

Порядок создания органов ТОС, срок их полномочий и структура регулируются Положением о территориальном общественном самоуправлении в Нижнем Новгороде, утверждаемым городской Думой. Ст. 46 Устава определяет компетенцию органов ТОС.

Определяющим документом для общественного самоуправления на территории города является Положение о ТОС в Г.Н.Новгороде, которое было утверждено городской Думой в июне 1994 года. Положение регулирует вопросы статуса.

создания и функционирования территориального общественного самоуправления и его организации в микрорайонах города (улицах, кварталах, домах) и в его поселках. В Положении декларируется, что ТОС в г.Нижнем Новгороде является частью системы местного самоуправления в городе и призвано содействовать реализации прав и свобод граждан, их самостоятельности в решении вопросов экономического и социального развития территории.

Нормы муниципального права, кроме уже проанализированных выше документов международного, государственного и муниципального уровня, содержатся также в правовых актах, принимаемых органами территориального общественного самоуправления и населением непосредственно.

К этим документам можно отнести следующие: Устав ТОС, Положение о выборах органов ТОС, Положение о местном (в микрорайоне) референдуме (опросе), Положение о ревизионной комиссии ТОС, Регламент органа ТОС, план социально-экономического развития территории, Положение о бюджетном (сметном) процессе ТОС, Положение по организации оплаты труда в органах ТОС, трудовой контракт.

В Уставе ТОС должны содержаться:

- название, цели и задачи ТОС;

- структура, руководящие и контрольно-ревизионные органы ТОС:

- территория, в пределах которой ТОС осуществляет свою деятельность;

- компетенция и порядок формирования органов ТОС, сроки их полномочии, местонахождение органов ТОС;

- порядок внесения изменений и дополнений в Устав;

- источники формирования денежных средств и иного имущества, права органа ТОС по управлению этим имуществом;

- порядок реорганизации или ликвидации ТОС. Положение о выборах органов ТОС определяет порядок формирования органов территориального общественного самоуправления.

Положение о местном (в микрорайоне) референдуме (опросе) определяет порядок выдвижения вопроса, подготовки, проведения и определения результата референдума (опроса).

Положение о ревизионной комиссии органа ТОС определяет порядок формирования, структуру, полномочия, порядок работы и принятия решения ревизионной комиссии.

Регламент органа ТОС определяет структуру, порядок работы и принятия решений в органе ТОС.

План социально-экономического развития территории определяет главную цель, задачи, направления, конкретные мероприятия и сроки их выполнения, ответственные организации, конечные показатели развития территории.

Положение о бюджетном (сметном) процессе определяет порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджета (сметы) органа ТОС, формирования и использования фондов местной инициативы.

Положение об организации оплаты труда в органах ТОС определяет порядок разработки штатного расписания, принципы организации оплаты труда, форму и систему оплаты труда, организацию премирования, оценку трудового вклада, учет использования рабочего времени, порядок формирования фондов заработной платы, материального поощрения, социального потребления, расчет заработной платы.

Трудовой контракт определяет обязательства и ответственность сторон при найме работника, круг его обязанностей, срок действия контракта.

Приведенный перечень рассматриваемых законодательных и правовых актов, содержащих нормы муниципального права в отношении территориального общественного самоуправления, не является исчерпывающим, так как постоянно появляются новые документы нормативного характера на всех уровнях государственной и местной, представительной и исполнительной власти, которые отражают и регламентируют различные стороны деятельности территориального общественного самоуправления (ТОС) или же в разной мере влияют на его развитие как в целом по России, так и в отдельных регионах и конкретных поселениях.

Сайт создан в системе uCoz