РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ЭЛИТЫ: ПОНЯТИЕ,
ФОРМИРОВАНИЕ, СТРУКТУРА
(вместо введения)
Вопросы политических
элит, тем более региональных в российской
политико-исторической литературе не анализировались и не дискутировались.
Превалировало мнение, что таковых в России просто не существует. И только в
последнее время выявился большой интерес к этой проблеме. Тем не менее дискуссии показали, что многие проблемы, относящиеся к
региональным политическим элитам, остаются малоизученными в силу специфики
советской и постсоветской политической системы вообще.
В силу этого мы посчитали
необходимым, предваряя книгу, высказать ряд суждений,
причем дискуссионного характера.
Как следует
прежде всего из западной литературы, политические элиты включают лиц,
осуществляющих в государстве власть на основе гегемонии, принимающих в рамках
политической системы главные решения, отдающих приказы и контролирующих
посредством бюрократического аппарата их выполнение.
Элиты представляют собой
относительно организованное меньшинство, осуществляющее политическую власть над
обществом в целом. Они выполняют посредническую функцию между обществом и
государством, а также функцию управления государством.
Представители
политической элиты в большей или меньшей степени сознают привилегированность
своего положения, связанную с осуществлением ими государственной власти, и
ощущают свое отличие от остальных членов общества. Действительно,
принадлежность к элите как в западных, так и в
восточных обществах, как правило, сопровождается целым рядом привилегий, и
немалых, которые различны в зависимости от того или иного типа политической
системы и исторических условий. Видимо, она связана с высоким социальным
престижем власти вообще и обладанием правом принятия решении на таком уровне,
на который не допускаются лица, не входящие в политическую элиту того или иного
уровня иерархий.
В разделенных,
структурированных, обществах группы, обладающие гегемонией на
социально-экономическом уровне, как правило, определяют и состав политической
элиты. В России наоборот. Отношения между элитой и этими группами весьма
сложны, поскольку в некоторых случаях политическая элита может представлять интересы прежде всего определенной части этих групп, не
удовлетворяя социальных ожиданий других компонентов общества.
Не следует смешивать, что
иногда бывает, господствующие в обществе социальные слои и группы с
политической элитой.
Важно отметить, что
политическая элита обычно представляет собой меньшинство, даже в сравнении с представляемыми
ею социальными группами. Ее члены, как правило, происходят из этих групп, хотя
могут быть и исключения из этого правила. Но принципиально в этом случае не
социальное происхождение входящих в элиту лидеров, а те интересы, которые
выражаются в их конкретно-политической деятельности.
Вне элиты имеются и целые
группы, борющиеся за доступ в нее, и, соответственно, за возможность реализации
политической власти, так называемые контр-элиты.
Причем мотивы их могут быть самыми разными: от социального престижа,
возможности принятия решений, глобального преобразования общества до
альтруизма. Условно политические элиты можно разделить на
закрытые и открытые.
Закрытые элиты
характеризуются медленным обновлением руководства, а их члены с трудом
приспосабливаются к изменяющейся обстановке. Для их
деятельности характерны консерватизм и застылость форм и методов.
Возрастает изолированность подобных элит от остальной части общества, что в
определенных обстоятельствах может облегчить их свержение соперниками.
С другой стороны,
политические элиты могут быть избирательно открытыми, позволяя включаться в
себя тем, чье присутствие может сказаться на них живительным образом.
Открытость элит облегчает процесс обновления их лидеров и делает поведение их
членов в новых непредсказуемых условиях более гибким. К тому же индивидуумы,
первоначально находившиеся вне элит, проникая в нее, усваивают ее интересы и,
таким образом, укрепляют ее власть.
Можно сказать, что
внутреннее обновление политических элит является необходимым механизмом их
стабильности. И это понимали те проницательные политические лидеры, которые без
колебаний включали в состав элит своих возможных противников, которые затем
становились их преданными союзниками. Таким образом
новые члены шиты не только нейтрализуются, но их можно использовать и для
других целей.
Важно только отметить,
что речь идет не об обновлении вообще, а о своевременном обновлении. Важной
проблемой является соотношение политической элиты и бюрократического аппарата,
требующей своего анализа.
Можно, пожалуй, высказать
следующее соображение: во-первых, политическая элита и служащая ей бюрократия
могут приобрести самостоятельность по отношению к другой части общества
(например, если правящая партия держит в своих руках не только исполнительную,
но и законодательную власть, лишая оппозицию возможности реального контроля за политической элитой и бюрократическим
аппаратом). Здесь мы под демократической риторикой имеем дело с диктатурой;
во-вторых, - бюрократия может приобрести самостоятельность по
отношению к политической элите не входя в нее, тогда политическая элита
превращается в своеобразный громоотвод при различных социальных конфликтах.
Политическая элита, как и
бюрократия, не являются однородными. Каждая из фракций той и другой
поддерживает интересы наиболее близкой им структуры. Отметим, что политическая
воля элит реализуется главным образом через бюрократический аппарат. Без него
политическая воля правящего меньшинства оставалась бы простым намерением.
Политическая элита намечает главные цели и стратегическое направление
деятельности, а бюрократический аппарат их реализует.
Формирование и
структурирование политической элиты в Советском Союзе обладало своей
спецификой. В этой связи мы хотели бы прежде всего
выделить этапы ее формирования, разумеется, условные, но соответствующие
историческим реалиям:
1 этап - ленинский -
хронологически с октября 1917 года по 1929 год: на этом этапе политическая
элита рекрутировалась из различных социальных групп, главным образом рабочих и
интеллигенции, отчасти крестьян, ремесленников и т.д. Характеризовалась
относительной открытостью.
II этап - сталинский хронологически 1929-1956
годы. Формирование проходило из самой политической элиты, в значительной
степени совпадающей с бюрократией. Характеризуется закрытостью.
III этап хрущевский хронологически 1956-1964
годы. Политическая элита и бюрократия формируются из всех главных слоев
советского общества. Характеризуется приоткрытостью.
IV этап - брежневский - 1964-1985
годы. Характеризуется схлопыванием политической элиты и бюрократии и
превращением ее в полностью закрытую.
V этап - горбачевский -
1985-1991 годы. Характеризуется относительной открытостью и формированием из
разных социальных групп.
VI этап - ельцинский -
постсоветский, с 1991 года. Проявилась хотя и не явная тенденция от
относительной открытости к относительной закрытости.
Что касается региональных
политических элит, то их формирование осуществлялось по основному советскому
принципу - из самих себя, изредка включая в себя представителей контр-элиты и не обязательно самых способных. На
региональном уровне наиболее ярко политическая элита и бюрократический аппарат
представляют единое целое, что в известной степени проявилось и в постсоветский
период.
Теми же самыми были и
источники формирования: партийный, профсоюзный и комсомольский аппараты,
советские органы, изредка представители силовых структур. Характерные черты
региональных элит: иерархичность, замкнутость, клановость, непрофессионализм.
На профессиональном уровне переход из контр-элиты в
элиту крайне редок и чрезвычайно затруднен.
Примерная классификация
региональных элит может выглядеть следующим образом. На горизонтальном уровне: районные, городские, областные. На вертикальном:
партийный аппарат, хозяйственное руководство, советский, комсомольский, профсоюзный
аппараты, руководство силовых структур. Все они имеют как общие интересы
(например, распределения и контроля) и свои собственные, что обуславливает их
внутреннее структурирование. Основные пути миграции на обоих уровнях:
родственные связи, феномен зеленых семинаров, выдающиеся профессиональные или
подхалимские способности, корпоративность.
Интересны и формы
подготовки представителей элиты: технические вузы и высшие партийные школы. В
постсоветский период, как показывает предварительный анализ, источниками
формирования политических элит и на федеральном, и на
региональном уровнях являлись: бывшие чиновники, демократическая интеллигенция,
военные, молодые ученые, бывшие маргиналы. По существу оставались прежними и
формы подготовки, и полученный уровень образования: технические вузы,
физико-математические факультеты университетов. Особенностью является
относительно высокий удельный вес лиц с ученой степенью и званиями и чаще всего
отсутствие четких убеждений и явный прагматизм.
Предлагаемая книга — по
жанру научно-справочное издание -является, возможно,
одной из первых попыток представить региональную историю советского и
постсоветского периодов России на личностном уровне через политическую элиту.
Мы надеемся, что она будет отнюдь не последней в этом плане, поскольку уже
задуманы книги о промышленно-хозяйственном и интелектуально-художественном
истэблишменте Нижегородской области.
Мы включили в книгу
людей, реально принимавших политические решения или оказывавших влияние на их
принятие. В издание вошли исторические лица области периода 1917-1995 годов. Мы
посчитали возможным вычленить две главы: руководители области периода 1917-1991
годов и политическое руководство 1991-1995 годов, тем самым
показывая практически все политическое руководство и тех, кто влиял на принятие
политических решений: секретарей областного комитета партии, председателей
исполкомов, руководителей областного управления Комитета государственной
безопасности. В политическую элиту включены и отдельные руководители Нижнего
Новгорода (г.Горького) и г.Дзержинска - крупнейших
промышленных центров. К сожалению, нам не удалось описать всех, кто причастен к
принятию политических решений на региональном уровне, что вызвано отсутствием
материалов и документальных источников.
В книге даны краткие
биографические справки о руководящих работниках, лидерах партий и общественных
движений области.
Сборник содержит 98
статей, расположенных в двух главах в алфавитном порядке.
Биографические справки
составлены на основе документальных источников, хранящихся в Центре
документации новейшей истории Нижегородской области (документы персонального
характера, анкеты делегатов губернских партконференций, учетные карточки членов
ВКП(б) -- КПСС и др.). При составлении биографических
справок использовалась также научно-справочная литература, материалы
периодической печати. К сожалению, часть биографических справок не имеет полных
сведений о трудовой деятельности, месте рождения, дате смерти, что связано с
отсутствием данных в архивных документах и справочной литературе. Ряд
информации о современных лидерах политических партий, общественных объединений
и движений написан со слов респондентов.
В конце сборника дается список
основных сокращений. Сокращенные названия учреждений, органов власти и
управления -губком, губисполком, крайком,
крайисполком, обком, облисполком и т.п. в большинстве случаев оставлены в
тексте нераскрытыми как общепринятые сокращения.
Мы надеемся, что книга
будет полезна всем, кто интересуется историей нашей Нижегородской области в ее
современный период, и с благодарностью примем все пожелания, касающиеся
улучшения ее содержания и структуры.
В.И.Белоус, д.и.н.,
профессор,
зав.кафедрой
современной отечественной истории ННГУ;
О.А.Колобов, д.и.н.,
академик МСА, АГН, АИП РФ,
декан ФИСНИМО ННГУ;
Л.П.Гордеева, к.п.н.доцент, зав.отделом ЦДНИНО.