НУЖНА РАЗУМНАЯ ОСТОРОЖНОСТЬ

(Местное самоуправление и проблемы административно-территориального устройства)

Г.А.МАХАЛОВ,

консультант комитета по вопросам местного самоуправления и связям с общественностью

Законодательного Собрания области

Нижегородская область (с 1936 г. по 1990 г. - Горьковская) образована 14 января 1929 года. Территория области в настоящее время составляет 76,9 тыс.кв.км, население на 1 января 1994 года составляло 3 млн. 682 тыс. чел., в том числе сельского населения 820 тыс.человек. На территории области расположено 48 районов.

Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 3 февраля 1994 года в состав Нижегородской области передан Сокольский район, ранее входивший в состав Ивановской области. Территория района составляет 2,1 тыс.кв.км, население - 19,4 тыс.чел., в том числе городское - 7,2 тыс.чел., сельское 12,2 тыс.чел. В районе имеется один рабочий поселок, 13 сельсоветов, в которых сформированы представительные органы местного самоуправления • сельские Советы, и 242 сельских населенных пункта.

Современная система административно-территориального деления области представляет собой разделение ее на структурные части - административно-территориальные единицы и соответствующую этому делению систему органов местного самоуправления.

В области ныне насчитывается 12 городов областного значения, в том числе город Кремлев (более известный как Арзамас-!6), получивший статус закрытого административно-территориального образования, 14 городов районного значения, 70 рабочих и 1 курортный поселок. Количество сельсоветов составляет 535, сельских населенных пунктов - 4953. Областной центр - город Нижний Новгород (б. Горький) территориально разделен на 8 городских районов.

Сложившаяся к настоящему моменту система административно - территориального устройства области в своей основе является стабильной. Однако в разного рода проекты законов о местном самоуправлении, недостатка в которых за последнее время не ощущается, закладываются не только ныне существующие районы и сельсоветы, но и уезды, волости, округа и т.п. Полагаю, нам не стоит круто ломать нынешнюю территориальную схему, но которой в сельсоветы входит иногда по нескольку десятков населенных пунктов, и где за многие годы сложилась в общем-то необходимая для их жизнеобеспечения инфраструктура. Это относится, на мой взгляд, и к районному звену, которое пока что следует оставить незыблемым.

Не секрет, что все наше общество находится в напряженном состоянии, реформы ведут к значительному снижению уровня жизни основной массы жителей области. Поэтому стоит очень серьезно задуматься над тем, к чему могут принести предлагаемые в некоторых проектах коренные изменения в административно-территориальном делении и управлении. Это не попытка оттянуть решения, а вполне разумная осторожность.

Вместе с тем, система административно-территориального деления должна обладать и определенной гибкостью. В недавнем прошлом областной Совет народных депутатов, а затем и Законодательное Собрание области, учитывая необходимость создания более благоприятных условий для развития территорий и обслуживания их населения, произвели в последние годы ряд изменений в административно-территориальном устройстве области. Так, учитывая, что инфраструктура рабочего поселка Правдинска стала единой с городом Балахной, р.п.Правдинск включен в состав г.Балахны. Административный центр Володарского района из г.Дзержинска перенесен в г.Володарск. Созданы новые сельсоветы: Ройкинский Кстовского района с административным центром в сельском поселке Селекционная станция, Вельдемановскии Пе-ревозского, Медянский Краснооктябрьского, Понуровский Ковернинского, Макарьевский Варнавинского района и другие. Изменена граница Балахнинского и Городецкого районов в районе деревни Выползово Шеляуховского сельсовета. Утверждена поселковая черта рабочих поселков Ковернино, Шаранга. В стадии решения вопрос о поселковой черте курортного поселка Зеленый Город.

Следует подчеркнуть, что все административно-территориальные преобразования производятся, как правило, исходя из экономической целостности территории, ее хозяйственных и географических особенностей, численности населения. Важнейшим условием при этом является учет мнения населения и органов местного самоуправления.

Немаловажное значение имеет и четко налаженный учет административно-территориальных единиц и населенных пунктов. Отсутствие надлежащего учета серьезно осложняет работу организаций и учреждений, отдельных граждан, затрудняет издание различного рода картографического и справочного материала.

Несмотря на проводимую постоянно работу по упорядочению наименований населенных пунктов, до настоящего времени ряд поселений Арзамасского, Богородского, Борского, Вадского, Городецкого, Дальнеконстантиновско-го, Княгининского, Краснобаковского, Кстовского, Кулебакского, Навашинского, Первомайского, Сеченовского, Сосновского, Тоншаевского, Уренского, Шарангского, Шатковского, Шахунского районов все еще именуются по производственным объектам, на базе которых они возникли. Указанные наименования, появившиеся стихийно, громоздки, неудобны для пользования и не соответствуют законам топонимики. Однако Земские Собрания указанных районов медлят с решением этих вопросов, не вносят предложений о наименовании таких населенных пунктов.

Анализ документов и материалов по вопросам административно-территориального устройства, поступающих с мест, свидетельствует, что некоторые органы местного самоуправления нарушают требования Положения об административно-территориальном устройстве области от 25 октября 1994 года, допускают спешку, неглубокую проработку вопросов. В ряде районов вопросы административно-территориального устройства решаются самолично главами администраций. Требования здесь едины: все решения по административно-территориальным вопросам должны приниматься представительными органами - сельскими Советами, Думами, Земскими Собраниями.

Сайт создан в системе uCoz