НУЖНА РАЗУМНАЯ
ОСТОРОЖНОСТЬ
(Местное самоуправление и
проблемы административно-территориального устройства)
Г.А.МАХАЛОВ,
консультант комитета по
вопросам местного самоуправления и связям с общественностью
Законодательного Собрания
области
•
Нижегородская область (с
1936 г. по 1990 г. - Горьковская) образована 14 января 1929 года. Территория
области в настоящее время составляет 76,9 тыс.кв.км, население на 1 января 1994
года составляло 3 млн. 682 тыс. чел., в том числе сельского населения 820 тыс.человек. На территории области расположено 48 районов.
Постановлением Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 3 февраля 1994 года в
состав Нижегородской области передан Сокольский район, ранее входивший в состав
Ивановской области. Территория района составляет 2,1 тыс.кв.км, население -
19,4 тыс.чел., в том числе городское - 7,2 тыс.чел., сельское 12,2 тыс.чел. В
районе имеется один рабочий поселок, 13 сельсоветов, в которых сформированы
представительные органы местного самоуправления • сельские Советы, и 242
сельских населенных пункта.
Современная система
административно-территориального деления области представляет собой разделение
ее на структурные части - административно-территориальные единицы и
соответствующую этому делению систему органов местного самоуправления.
В области ныне
насчитывается 12 городов областного значения, в том числе город Кремлев (более
известный как Арзамас-!6), получивший статус закрытого административно-территориального
образования, 14 городов районного значения, 70 рабочих и 1 курортный поселок.
Количество сельсоветов составляет 535, сельских населенных пунктов - 4953.
Областной центр - город Нижний Новгород (б. Горький) территориально разделен на
8 городских районов.
Сложившаяся к настоящему
моменту система административно - территориального устройства области в своей
основе является стабильной. Однако в разного рода проекты законов о местном
самоуправлении, недостатка в которых за последнее время не ощущается,
закладываются не только ныне существующие районы и сельсоветы, но и уезды,
волости, округа и т.п. Полагаю, нам не стоит круто ломать нынешнюю
территориальную схему, но которой в сельсоветы входит иногда по нескольку
десятков населенных пунктов, и где за многие годы сложилась в общем-то
необходимая для их жизнеобеспечения инфраструктура. Это относится, на мой
взгляд, и к районному звену, которое пока что следует оставить незыблемым.
Не секрет, что все наше
общество находится в напряженном состоянии, реформы ведут к значительному
снижению уровня жизни основной массы жителей области. Поэтому стоит очень
серьезно задуматься над тем, к чему могут принести предлагаемые в некоторых
проектах коренные изменения в административно-территориальном делении и
управлении. Это не попытка оттянуть решения, а вполне разумная осторожность.
Вместе с тем, система
административно-территориального деления должна обладать и определенной
гибкостью. В недавнем прошлом областной Совет народных депутатов, а затем и
Законодательное Собрание области, учитывая необходимость создания более
благоприятных условий для развития территорий и обслуживания их населения,
произвели в последние годы ряд изменений в административно-территориальном
устройстве области. Так, учитывая, что инфраструктура рабочего поселка Правдинска
стала единой с городом Балахной, р.п.Правдинск включен в состав г.Балахны.
Административный центр Володарского района из г.Дзержинска перенесен в
г.Володарск. Созданы новые сельсоветы: Ройкинский Кстовского района с
административным центром в сельском поселке Селекционная станция,
Вельдемановскии Пе-ревозского, Медянский Краснооктябрьского, Понуровский
Ковернинского, Макарьевский Варнавинского района и другие. Изменена граница
Балахнинского и Городецкого районов в районе деревни Выползово Шеляуховского
сельсовета. Утверждена поселковая черта рабочих поселков Ковернино, Шаранга. В
стадии решения вопрос о поселковой черте курортного поселка Зеленый Город.
Следует подчеркнуть, что
все административно-территориальные преобразования производятся, как правило,
исходя из экономической целостности территории, ее хозяйственных и
географических особенностей, численности населения. Важнейшим условием при этом
является учет мнения населения и органов местного самоуправления.
Немаловажное значение
имеет и четко налаженный учет административно-территориальных единиц и
населенных пунктов. Отсутствие надлежащего учета серьезно осложняет работу
организаций и учреждений, отдельных граждан, затрудняет издание различного рода
картографического и справочного материала.
Несмотря на проводимую
постоянно работу по упорядочению наименований населенных пунктов, до настоящего
времени ряд поселений Арзамасского, Богородского, Борского, Вадского,
Городецкого, Дальнеконстантиновско-го, Княгининского, Краснобаковского,
Кстовского, Кулебакского, Навашинского, Первомайского, Сеченовского,
Сосновского, Тоншаевского, Уренского, Шарангского, Шатковского, Шахунского
районов все еще именуются по производственным объектам, на базе которых они
возникли. Указанные наименования, появившиеся стихийно, громоздки, неудобны для
пользования и не соответствуют законам топонимики. Однако Земские Собрания
указанных районов медлят с решением этих вопросов, не вносят предложений о
наименовании таких населенных пунктов.
Анализ документов и
материалов по вопросам административно-территориального устройства, поступающих
с мест, свидетельствует, что некоторые органы местного самоуправления нарушают
требования Положения об административно-территориальном устройстве области от
25 октября 1994 года, допускают спешку, неглубокую проработку вопросов. В ряде
районов вопросы административно-территориального устройства решаются самолично
главами администраций. Требования здесь едины: все решения по
административно-территориальным вопросам должны приниматься представительными
органами - сельскими Советами, Думами, Земскими Собраниями.