ТРИБУНА ДЕПУТАТА
БУДУЩЕЕ - ЗА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПАРЛАМЕНТОМ
П.А.ХВЕНЬ,
депутат Законодательного
Собрания области,
заместитель председателя
Комитета
по экономической политике
Из двух лет, отпущенных
судьбой жизни первого созыва нового представительного и законодательного органа
власти - Законодательного Собрания области, половина уже позади. Если
использовать такое достаточно вольное сравнение, как восхождение в гору, то
можно сказать, что пик взят и начался спуск на равнину.
Символично, на мой
взгляд, что по времени это совпало с принятием Устава области. Устав - это тоже
в какой-то мере пик, и если бы первый "экспериментальный" состав
Законодательного Собрания ограничился только его "взятием", то и
тогда его существование оказалось бы оправданным.
Сказанное не означает,
что Законодательное Собрание после принятия Устава области может "почивать
на лаврах". Более того, есть уверенность, что второй год работы Собрания
будет намного результативнее, чем первый. Депутаты "притерлись" между
собой, аппарат ЗС близко познакомился с депутатами, все вместе в полной мере
уяснили круг вопросов, которые необходимо решать.
Минимум, что еще
предстоит сделать, и что, надеюсь, будет сделано, это разработка и принятие
следующих первоочередных законов: о выборах губернатора и выборах депутатов
Законодательного Собрания, о статусе депутатов, о местном самоуправлении в
области, об администрации области и ряда других законов, предусмотренных
Уставом области.
Ну и, конечно, к
завершению срока своих полномочий Законодательное Собрание должно будет принять
закон о бюджете области на 1996 год.
Годовой опыт работы в
Собрании подтвердил довольно распространенную точку зрения, что
депутаты-законодатели должны работать на штатной основе, быть профессиональными
парламентариями. Возможно, в отдаленном будущем необходимости в
профессиональном парламенте области не будет. Ведь в США, например, во многих
штатах депутаты продолжают заниматься своей прежней деятельностью. Но сегодня,
когда Россия преобразуется из декларативной федерации в федерацию реальную,
когда обширная сфера компетенции согласно Конституции РФ переходит к субъектам
Федерации и когда многие федеральные законы носят рамочный характер, необходима
интенсивная законодательная работа на местах. А это под силу лишь постоянно и
профессионально действующему органу.
Не следует забывать и о
другой важнейшей задаче Законодательного Собрания - контроле за деятельностью
администрации. На мой взгляд, контроль - это не только и не столько исполнение
депутатами неких "прокурорских" функций в отношении исполнительной
власти, но и выбор и отслеживание оптимального пути решения конкретных проблем.
Сегодня говорить об эффективном контроле по меньшей мере несерьезно. Уже по
определению не могут эпизодически собирающиеся депутаты быть квалифицированными
оппонентами для такой многочисленной и профессионально функционирующей
структуры, как администрация области.
Высказываются опасения,
что депутаты-профессионалы окажутся оторванными от своих избирателей и их
проблем. Но это уже зависит от добросовестности самих депутатов. К тому же,
институт помощников депутатов позволяет нейтрализовать некоторую оторванность
депутатов от своих избирательных округов.
В принципе, можно еще раз
рассмотреть вопрос и о структуре Законодательного Собрания. Уже обнародованы
предложения о двухпалатном Законодательном Собрании, где нижняя палата, все
депутаты которой работают на профессиональной основе, будет разрабатывать и
принимать законы и постановления и контролировать их исполнение, а верхняя
палата будет представительной. В этой палате могут быть представлены все
административно-территориальные единицы области, а депутаты в ней продолжают
заниматься своей основной деятельностью. Верхняя палата имела бы свою сферу компетенции,
рассматривала и утверждала программы социально-экономического развития области,
годовой бюджет и основные законы области, подготовленные и принятые
законодательной палатой.
Есть и другие варианты в
рамках существующей структуры Законодательного Собрания.
При принятии законов
области о статусе и выборах депутатов Законодательного Собрания я намерен
отстаивать профессионализацию депутатской деятельности, так как убежден в
необходимости этого. Скорее всего, невозможно одним махом учредить стопроцентно
профессиональный областной парламент. Применительно к нынешнему количественному
составу Собрания (45 человек) на первом этапе будет достаточно, если число
депутатов, работающих на постоянной основе, составит не менее половины от их
общего количества.