ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИКИ
МИНУВШИЙ ГОД БЫЛ ДЛЯ НАС
БАЗОВЫМ
В.В.БЕССАРАБ,
генеральный директор
ВАО "Нижегородская
ярмарка",
депутат Законодательного
Собрания
Нижегородской области
Прошлый год стал ключевым в
развитии ВАО "Нижегородская ярмарка". Прежде всего он был годом
празднования 100-летнего юбилея Всероссийской промышленной и художественной
выставки 1896 года. Весь цикл юбилейных мероприятий подтвердил правильность
выбранной концепции возрождения ярмарки. Постепенно она превращается в ведущий
выставочный центр России с высоким международным рейтингом.
Общее количество выставочных
мероприятий в 1996 году составило рекордную цифру -32. На них было свыше 645
тысяч посетителей и специалистов, то есть в 15 раз больше, чем в 1995 году, а
количество участников выросло в 3 раза.
По ряду основных показателей
выставочной деятельности ярмарка выходит на второе место в России. Первое место
по количеству участников, третье - по эксплуатации площадей. Сейчас она имеет
26 тысяч квадратных метров выставочных площадей, в том числе 16 тысяч -
закрытых. Сумма сделок составила 1 триллион рублей.
Ввод в действие новых площадей
позволил дополнительно привлечь в регион десятки миллиардов рублей. Было
оказано услуг на 19 миллиардов рублей и намечено до 2000 года довести эту сумму
до 56 миллиардов рублей. Был поставлен вопрос об увеличении цены квадратного
метра площади. После реконструкции главного торгового пассажа цена квадратного
метра возрастает в 2 - 3 раза.
Основной особенностью 1996 года
стало увеличение количества экспонентов, особенно на специализированных
выставках, отмеченных Знаком Союза выставок и ярмарок. По сравнению с 1995
годом на 25 процентов увеличилось число иностранных компаний, участвовавших в
выставках.
Прибыль ВАО в 1996 году
составила 536 миллионов рублей. Фонд дивидендов - 190 миллионов рублей. Однако
и на сей раз, как и в прошлые годы, большинство акционеров посчитало лучшим
вариантом перечисление этих денег в фонд развития ярмарки.
Второй раз была проведена
специализированная выставка "Мебельный салон". 15 иностранных
фирм-производителей привезли свою продукцию, среди них компании Финляндии,
Словакии, Германии. Эта выставка помогла возобновить прерванные деловые
контакты с крупными производителями Белоруссии, Украины, Чехии, Польши. Были
заключены долгосрочные контакты на поставку комплектующих, что позволило нашим
предприятиям расширить рынки сбыта.
Качественные изменения
произошли с выставкой "Тара. Упаковка. Склад". Более 100 фирм было
представлено на ней, в том числе многие иностранные. Добавился еще один
тематический блок - "Торговое оборудование. Дизайн", и, вполне
возможно, в дальнейшем он вырастет в самостоятельную выставку. Переход наших
производителей на современные упаковочные линии - во многом результат выставки
"Тара. Упаковка. Склад".
Растет интерес отечественных и
зарубежных компаний к международной выставке "Медицина". В прошлом
году она занимала все площади ярмарки, включая и павильон на пл.Ленина. Среди
участников были фирмы из Англии, Франции, Израиля, Австрии, Швейцарии, Бельгии,
Словении, Индии. Заметно прибыло российских компаний, изготавливающих
лекарственные препараты. Выставка привлекла в регион всемирно известные
концерны "УПСА" и "БАЙЕР", что позволило заключить
контракты на прямые поставки в область качественных лекарств. Благодаря
выставке новое реанимационное оборудование заказала областная больница
им.Семашко. На косметическом рынке нашла своих клиентов партия лечебной
косметики из Израиля.
Повышенный интерес вызвала
международная выставка "Архитектура и строительство", собравшая 180
фирм-участниц. 20 зарубежных стран представили здесь свою продукцию. Среда них
Швейцария, Эстония, Германия, Финляндия, Словения, Белоруссия, Греция,
Португалия, США, Италия. Очень энергично заявили о себе на нижегородском рынке
фирмы-производители Финляндии, Швейцарии, Италии, Чехии, которые после выставки
открыли в области свои торговые представительства и привлекли в регион новые
виды строительных и отделочных материалов. При возведении нового выставочного
комплекса нашей ярмарки использовалось оборудование фирмы "ПАШАЛЬ",
контракт с ней был заключен именно благодаря этой выставке.
Достойное место в ряду
специализированных выставок по традиции заняла "Река", отмеченная
Знаком Союза выставок и ярмарок. Работа с коллективным организатором -ЦБНТИ
речного транспорта России помогла собрать представителей всех речных
пароходств, провести плодотворные семинары и конференции. В результате
появились заказы на наших судоремонтных заводах, которые находятся в сложных
экономических условиях.
Впервые на выставке
"Автотехсервис" предприятия финансово-промышленной группы
"Нижегородские автомобили" представили самую большую открытую
экспозицию, занявшую площадь в 6 тысяч квадратных метров. 130 фирм
рекламировали свою продукцию и услуги. Крупные производители нашего региона
вышли на новые рынки сбыта и нашли постоянных деловых партнеров в Италии,
Голландии, Латвии, Белоруссии, Украине. Сумма зарегистрированных сделок
превысила 60 миллиардов рублей и 30 миллионов долларов.
И, конечно, кульминацией года
стала Всероссийская промышленно-художественная выставка "Будущее
России". Она стала своеобразным смотром-конкурсом национальных достижений,
новых разработок и инвестиционных программ. Даже нового выставочного комплекса
не хватило, чтобы разместить всех желающих. Срочно были арендованы в Германии
быстровозводимые павильоны общей площадью 3000 квадратных метров. Еще один
павильон был доставлен из республики Татарстан.
Увеличение выставочных площадей
в 4 раза позволило начать переговоры с серьезными фирмами - коллективными
организаторами выставок. Деловые контакты с ними были раньше невозможны из-за
ограниченной экспозиционной площади. Теперь открылись новые возможности. Кроме
того, регулярные рейсы авиакомпании "Люфтганза" значительно облегчают
путь до Н.Новгорода, в городе построена четырехзвездочная гостиница, улучшается
городская инфраструктура.
Были установлены контакты с
немецкими фирмами -организаторами выставок GIМА и ЕхроStаг,
продолжили работу зарубежные фирмы Ехtаг Оу LTD
(Финляндия), ИРЕНЕКС (Швеция), IPV Finesite
(Чехия), NIKALAT
(Латвия), Франко-Российская Торговая палата, которые организовали небольшие
экспозиции фирм своих стран на выставках "Мебельный салон",
"Товары для всех", "Архитектура и строительство", "Река",
"Интерконтакт". Английские фирмы организуют уже ставшую традиционной
сентябрьскую выставку предприятий Великобритании в России.
Что касается финансовых
показателей, то 1996 год был нехарактерным для ВАО. В первую очередь это
связано со строительством выставочного комплекса и проведением выставки
"Будущее России", которая в целом была затратным мероприятием,
потребовала больших финансовых ресурсов на строительство и приобретение
выставочного оборудования. Новый выставочный комплекс был введен в четвертом
квартале 1996 года, а это не позволило в короткие сроки обеспечить высокую
рентабельность его экспозиции, одновременно потребовало отвлечения
дополнительных средств на его содержание. Материальные затраты в 1996 году
возросли по сравнению с 1995 годом в 2,8 раза. Но, несмотря на рост
себестоимости услуг, который объясняется также и общим инфля-ци энным процессом
в экономике, ВАО в течение прошлого год,1 не повышало тарифы.
Основные направления
выставочной деятельности на 1997 год предусматривают увеличение
специализированных выставок, освоение новых тем, расширение комплекса услуг,
поиск новых коллективных организаторов выставок в России и за рубежом.
Предусмотрен рост сервиса. Это организация различных международных, российских,
региональных конференций, семинаров, симпозиумов, а также приемов и
презентаций.
Дополнительные средства могут
быть привлечены от использования павильонов №№ 1, 2, 3 для различных культурных
и спортивных мероприятий, павильона № 5 под "Детский городок", а
примыкающей к нему территории - под "Луна-парк". Можно рассчитывать и
на проведение Всероссийского телевизионного фестиваля "Нижегородская
ярмарка".
Намечается оказывать услуги по
изготовлению модульных витринных комплексов различной конфигурации и
комплектности как по типовым, так и по индивидуальным проектам для магазинов,
мини-маркетов, торговых павильонов. Планируется продолжить модернизацию
оборудования и программного обеспечения, оптимизировать работу компьютерной
сети.
Одной из основных задач отдела
автоматизации стало создание Web-сервера
для передачи информации о деятельности В АО в глобальную сеть "INTERNET".
Итак, можно сказать, что в 1996
году сделан новый качественный скачок в развитии Нижегородской ярмарки. Однако
результатами работы и ее современным состоянием мы не очень удовлетворены.
Теперь мы вы/пли на новую концепцию ярмарки, и надо стремиться возможно более
полно использовать ее потенциал. Вот лишь некоторые наиболее актуальные
направления предстоящей работы.
В настоящее время
"Нижегородская ярмарка" является закрытым акционерным обществом. 80
процентов его акций находится у нашей области и города. Думаю, что в ближайшее
время можно было бы продать с аукциона часть акций, скажем Ганноверской,
Лейпцигской или Уфимской ярмаркам. Тем самым сделать динамичнее состав нашего
акционерного общества.
Можно подумать и о том, чтобы
превратить "Нижегородскую ярмарку" в открытое акционерное общество.
Это придаст ей более весомое международное звучание и большую значимость в
России и за ее пределами.
Еще одна очень важная задача -
привлечение инвестиций в Нижегородскую область. Мы не можем быть удовлетворены
работой в этом направлении Торгово-промышленной палаты и нашей ярмарки. Они
должны принести в нашу область инвестиции на сумму не менее 500 миллионов
долларов.
При этом, с учетом наших
региональных программ "Нижегородские автомобили",
"Микроэлектроника", "Легкая промышленность",
"Художественные промыслы" и "Химия", нельзя упускать
возможности более широкого привлечения на выставки фирм и предприятии других
регионов, для того, чтобы инвестиции шли мощным потоком на нижегородскую землю.
И еще об одном необходимо здесь
сказать. Мы должны бережно восстановить и мудро использовать мощный
научно-технический потенциал нашей области, особенно в военно-промышленном
комплексе. Для этого через ярмарку необходимо организовать широкий показ
современной военной техники, производимой нашими предприятиями, и добиться
права организовать ее продажу. Именно так делается в других странах. И это тем
более важно потому, что с каждым годом простоев мы все сильнее утрачиваем свои
технологические и прогрессивные наработки, и в итоге можем безнадежно отстать
от передовых стран.
Так что впереди у нас большие
дела. Скорейшее решение их позволит Нижегородской ярмарке стать в ближайшие
годы самой значительной в России и внести достойный вклад в развитие экономики
нашего региона.