ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ

 

МИНУВШИЙ ГОД БЫЛ ДЛЯ НАС БАЗОВЫМ

В.В.БЕССАРАБ,

генеральный директор

ВАО "Нижегородская ярмарка",

депутат Законодательного Собрания

Нижегородской области

 

Прошлый год стал ключевым в развитии ВАО "Нижегородская ярмарка". Прежде всего он был годом празднования 100-летнего юбилея Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года. Весь цикл юбилейных мероприятий подтвердил правильность выбранной концепции возрождения ярмарки. Постепенно она превращается в ведущий выставочный центр России с высоким международным рейтингом.

Общее количество выставочных мероприятий в 1996 году составило рекордную цифру -32. На них было свыше 645 тысяч посетителей и специалистов, то есть в 15 раз больше, чем в 1995 году, а количество участников выросло в 3 раза.

По ряду основных показателей выставочной деятельности ярмарка выходит на второе место в России. Первое место по количеству участников, третье - по эксплуатации площадей. Сейчас она имеет 26 тысяч квадратных метров выставочных площадей, в том числе 16 тысяч - закрытых. Сумма сделок составила 1 триллион рублей.

Ввод в действие новых площадей позволил дополнительно привлечь в регион десятки миллиардов рублей. Было оказано услуг на 19 миллиардов рублей и намечено до 2000 года довести эту сумму до 56 миллиардов рублей. Был поставлен вопрос об увеличении цены квадратного метра площади. После реконструкции главного торгового пассажа цена квадратного метра возрастает в 2 - 3 раза.

Основной особенностью 1996 года стало увеличение количества экспонентов, особенно на специализированных выставках, отмеченных Знаком Союза выставок и ярмарок. По сравнению с 1995 годом на 25 процентов увеличилось число иностранных компаний, участвовавших в выставках.

Прибыль ВАО в 1996 году составила 536 миллионов рублей. Фонд дивидендов - 190 миллионов рублей. Однако и на сей раз, как и в прошлые годы, большинство акционеров посчитало лучшим вариантом перечисление этих денег в фонд развития ярмарки.

Второй раз была проведена специализированная выставка "Мебельный салон". 15 иностранных фирм-производителей привезли свою продукцию, среди них компании Финляндии, Словакии, Германии. Эта выставка помогла возобновить прерванные деловые контакты с крупными производителями Белоруссии, Украины, Чехии, Польши. Были заключены долгосрочные контакты на поставку комплектующих, что позволило нашим предприятиям расширить рынки сбыта.

Качественные изменения произошли с выставкой "Тара. Упаковка. Склад". Более 100 фирм было представлено на ней, в том числе многие иностранные. Добавился еще один тематический блок - "Торговое оборудование. Дизайн", и, вполне возможно, в дальнейшем он вырастет в самостоятельную выставку. Переход наших производителей на современные упаковочные линии - во многом результат выставки "Тара. Упаковка. Склад".

Растет интерес отечественных и зарубежных компаний к международной выставке "Медицина". В прошлом году она занимала все площади ярмарки, включая и павильон на пл.Ленина. Среди участников были фирмы из Англии, Франции, Израиля, Австрии, Швейцарии, Бельгии, Словении, Индии. Заметно прибыло российских компаний, изготавливающих лекарственные препараты. Выставка привлекла в регион всемирно известные концерны "УПСА" и "БАЙЕР", что позволило заключить контракты на прямые поставки в область качественных лекарств. Благодаря выставке новое реанимационное оборудование заказала областная больница им.Семашко. На косметическом рынке нашла своих клиентов партия лечебной косметики из Израиля.

Повышенный интерес вызвала международная выставка "Архитектура и строительство", собравшая 180 фирм-участниц. 20 зарубежных стран представили здесь свою продукцию. Среда них Швейцария, Эстония, Германия, Финляндия, Словения, Белоруссия, Греция, Португалия, США, Италия. Очень энергично заявили о себе на нижегородском рынке фирмы-производители Финляндии, Швейцарии, Италии, Чехии, которые после выставки открыли в области свои торговые представительства и привлекли в регион новые виды строительных и отделочных материалов. При возведении нового выставочного комплекса нашей ярмарки использовалось оборудование фирмы "ПАШАЛЬ", контракт с ней был заключен именно благодаря этой выставке.

Достойное место в ряду специализированных выставок по традиции заняла "Река", отмеченная Знаком Союза выставок и ярмарок. Работа с коллективным организатором -ЦБНТИ речного транспорта России помогла собрать представителей всех речных пароходств, провести плодотворные семинары и конференции. В результате появились заказы на наших судоремонтных заводах, которые находятся в сложных экономических условиях.

Впервые на выставке "Автотехсервис" предприятия финансово-промышленной группы "Нижегородские автомобили" представили самую большую открытую экспозицию, занявшую площадь в 6 тысяч квадратных метров. 130 фирм рекламировали свою продукцию и услуги. Крупные производители нашего региона вышли на новые рынки сбыта и нашли постоянных деловых партнеров в Италии, Голландии, Латвии, Белоруссии, Украине. Сумма зарегистрированных сделок превысила 60 миллиардов рублей и 30 миллионов долларов.

И, конечно, кульминацией года стала Всероссийская промышленно-художественная выставка "Будущее России". Она стала своеобразным смотром-конкурсом национальных достижений, новых разработок и инвестиционных программ. Даже нового выставочного комплекса не хватило, чтобы разместить всех желающих. Срочно были арендованы в Германии быстровозводимые павильоны общей площадью 3000 квадратных метров. Еще один павильон был доставлен из республики Татарстан.

Увеличение выставочных площадей в 4 раза позволило начать переговоры с серьезными фирмами - коллективными организаторами выставок. Деловые контакты с ними были раньше невозможны из-за ограниченной экспозиционной площади. Теперь открылись новые возможности. Кроме того, регулярные рейсы авиакомпании "Люфтганза" значительно облегчают путь до Н.Новгорода, в городе построена четырехзвездочная гостиница, улучшается городская инфраструктура.

Были установлены контакты с немецкими фирмами -организаторами выставок GIМА и ЕхроStаг, продолжили работу зарубежные фирмы Ехtаг Оу LTD (Финляндия), ИРЕНЕКС (Швеция), IPV Finesite (Чехия), NIKALAT (Латвия), Франко-Российская Торговая палата, которые организовали небольшие экспозиции фирм своих стран на выставках "Мебельный салон", "Товары для всех", "Архитектура и строительство", "Река", "Интерконтакт". Английские фирмы организуют уже ставшую традиционной сентябрьскую выставку предприятий Великобритании в России.

Что касается финансовых показателей, то 1996 год был нехарактерным для ВАО. В первую очередь это связано со строительством выставочного комплекса и проведением выставки "Будущее России", которая в целом была затратным мероприятием, потребовала больших финансовых ресурсов на строительство и приобретение выставочного оборудования. Новый выставочный комплекс был введен в четвертом квартале 1996 года, а это не позволило в короткие сроки обеспечить высокую рентабельность его экспозиции, одновременно потребовало отвлечения дополнительных средств на его содержание. Материальные затраты в 1996 году возросли по сравнению с 1995 годом в 2,8 раза. Но, несмотря на рост себестоимости услуг, который объясняется также и общим инфля-ци энным процессом в экономике, ВАО в течение прошлого год,1 не повышало тарифы.

Основные направления выставочной деятельности на 1997 год предусматривают увеличение специализированных выставок, освоение новых тем, расширение комплекса услуг, поиск новых коллективных организаторов выставок в России и за рубежом. Предусмотрен рост сервиса. Это организация различных международных, российских, региональных конференций, семинаров, симпозиумов, а также приемов и презентаций.

Дополнительные средства могут быть привлечены от использования павильонов №№ 1, 2, 3 для различных культурных и спортивных мероприятий, павильона № 5 под "Детский городок", а примыкающей к нему территории - под "Луна-парк". Можно рассчитывать и на проведение Всероссийского телевизионного фестиваля "Нижегородская ярмарка".

Намечается оказывать услуги по изготовлению модульных витринных комплексов различной конфигурации и комплектности как по типовым, так и по индивидуальным проектам для магазинов, мини-маркетов, торговых павильонов. Планируется продолжить модернизацию оборудования и программного обеспечения, оптимизировать работу компьютерной сети.

Одной из основных задач отдела автоматизации стало создание Web-сервера для передачи информации о деятельности В АО в глобальную сеть "INTERNET".

Итак, можно сказать, что в 1996 году сделан новый качественный скачок в развитии Нижегородской ярмарки. Однако результатами работы и ее современным состоянием мы не очень удовлетворены. Теперь мы вы/пли на новую концепцию ярмарки, и надо стремиться возможно более полно использовать ее потенциал. Вот лишь некоторые наиболее актуальные направления предстоящей работы.

В настоящее время "Нижегородская ярмарка" является закрытым акционерным обществом. 80 процентов его акций находится у нашей области и города. Думаю, что в ближайшее время можно было бы продать с аукциона часть акций, скажем Ганноверской, Лейпцигской или Уфимской ярмаркам. Тем самым сделать динамичнее состав нашего акционерного общества.

Можно подумать и о том, чтобы превратить "Нижегородскую ярмарку" в открытое акционерное общество. Это придаст ей более весомое международное звучание и большую значимость в России и за ее пределами.

Еще одна очень важная задача - привлечение инвестиций в Нижегородскую область. Мы не можем быть удовлетворены работой в этом направлении Торгово-промышленной палаты и нашей ярмарки. Они должны принести в нашу область инвестиции на сумму не менее 500 миллионов долларов.

При этом, с учетом наших региональных программ "Нижегородские автомобили", "Микроэлектроника", "Легкая промышленность", "Художественные промыслы" и "Химия", нельзя упускать возможности более широкого привлечения на выставки фирм и предприятии других регионов, для того, чтобы инвестиции шли мощным потоком на нижегородскую землю.

И еще об одном необходимо здесь сказать. Мы должны бережно восстановить и мудро использовать мощный научно-технический потенциал нашей области, особенно в военно-промышленном комплексе. Для этого через ярмарку необходимо организовать широкий показ современной военной техники, производимой нашими предприятиями, и добиться права организовать ее продажу. Именно так делается в других странах. И это тем более важно потому, что с каждым годом простоев мы все сильнее утрачиваем свои технологические и прогрессивные наработки, и в итоге можем безнадежно отстать от передовых стран.

Так что впереди у нас большие дела. Скорейшее решение их позволит Нижегородской ярмарке стать в ближайшие годы самой значительной в России и внести достойный вклад в развитие экономики нашего региона.

Сайт создан в системе uCoz