ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ
ВНИМАНИЕ: ЛОКАЛЬНЫЙ
МОНОПОЛИЗМ
Г.А.СУСЛОВА,
главный специалист
информационно-аналитического отдела
антимонопольного
территориального управления
Нижегородской области
Для Нижегородской
области, также как и для российской экономики в целом, на данном этапе развития
характерен высокий уровень монополизации производства и реализации продукции и
услуг. В связи с этим вопросы демонополизации и развития конкуренции являются
актуальными в практике органов местного самоуправления.
Государственные
антимонопольные органы, опираясь на Закон "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках", осуществляют меры по
пресечению злоупотреблений доминирующим положением на рынке определенного
товара, если хозяйствующий субъект (ХС) доминирует на товарном рынке.
В законе "О
конкуренции..." понятие "товарный рынок" определено следующим
образом: "товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего
заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации
или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя
приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за
ее пределами".
Показателем того,
является ли хозяйствующий субъект (ХС) доминирующим на товарном рынке, принято
считать долю рынка, принадлежащую данному ХС.
Общий
объем товарного рынка Доля =
------------------------------------------- Объем
производства ХС |
На основе этой доли
устанавливается или отрицается факт доминирования данного ХС на конкретном
товарном рынке, а следовательно - наличие или отсутствие рыночной власти,
позволяющей этому ХС навязывать свои интересы покупателям, а также подавлять
конкуренцию товаропроизводителей.
Учитывая, что положение
ХС на товарном рынке не является статичным, очень важно принимать во внимание
динамичные изменения, происходящие на данном рынке. Оценка положения ХС на
товарном рынке должна осуществляться на конкретную дату, за конкретный
анализируемый период времени и, при необходимости, в дальнейшем может
корректироваться.
Антимонопольные органы
признают доминирующим положение ХС, доля которого на рынке определенного товара
превышает 65%.
Не может быть признано
доминирующим положение ХС, доля которого на рынке не превышает 35%. Доля
товарного рынка, находящаяся внутри пределов 35-65%, принадлежащая в данный
момент времени ХС, не является достаточным условием для определения его
доминирующего положения. В этом случае должен быть проведен дополнительный
анализ структуры товарного рынка - с учетом таких факторов, как существование
барьеров вхождения на рынок, экспансия конкурентов, доли рынка, принадлежащие
другим ХС, природа товара.
Таким образом,
доминирование хозяйствующего суъекта (XG) на:рынке определяется,
рассмотрением всей конкурентной среды,1 в которой находится исследуемый ХС.
Первым шагом в оценке
действий ХС является определение параметров рассматриваемого рынка. Имеется два
основных параметра рынка: товар и география. Параметр "товар" имеет
дело с товарами и услугами. Параметр география" связан с размещением
производителей или продавцов товара. Товары, которые покупатели считают
взаимозаменяемыми, обычно принадлежат к одному рынку, а товары, которые покупатели
не считают взаимозаменяемыми, обычно принадлежат к разным рынкам.
Географические границы
товарного рынка определяют территорию (географическую область, регион), на
которой покупатели приобретают или могут приобрести рассматриваемый товар. На
географические границы рынков влияют экономические показатели, транспортные
расходы, величина таможенных пошлин и административные предписания,
ограничивающие возможность вхождения товара на рынок.
В соответствии с Законом
"О конкуренции...", республиканским товарным рынком является вся
территория Российской Федерации, а местным товарным рынком - территория
Нижегородской области. Однако на практике в некоторых ситуациях для определения
границ товарных рынков этих понятий оказывается недостаточно. Так, имея дело со
скоропортящимися товарами или с высокой стоимостью транспортировки товара, мы
считаем целесообразным ввести понятие "локального товарного
рынка", включающее район города, город, отдельный населенный пункт или
район области.
Примером может служить
включение АО "Кулебакский хлеб" в Государственный Реестр
хозяйствующих субъектов, доминирующих на товарных рынках. С такой
просьбой обратилась в Нижегородское антимонопольное территориальное управление
администрация г.Кулебаки. Специалистами территориального управления был
внимательно изучен рынок хлебобулочных изделий Кулебакского района с учетом
ввоза и вывоза.
За 9 месяцев 1994 года
производство АО "Кулебакский хлеб" составило 8058,6 тонны, в том
числе хлебобулочных изделий - 7691,9 тонны. Объем поставок на рынок
Кулебакского района составил 7691,9 тонны хлебобулочных изделий, тогда как
общий объем рынка таких изделий составляет 7737,26 тонны. Соответственно доля
АО "Кулебакский хлеб" на товарном рынке составляет - 99,4%.
В адрес акционерного
общества "Кулебакский хлеб" поступали жалобы со стороны предприятий
торговли по срыву завоза, а также по качеству хлебобулочных изделий.
В соответствии с
антимонопольным законодательством и на основании полученных данных, в
Государственный Реестр было включено АО "Кулебакский хлеб", как
доминирующее на локальном товарном рынке по позиции "производство и
реализация хлебобулочных изделий".
Всего в Государственный
Реестр но Нижегородской области включено 168 хозяйствующих субъектов,
доминирующих на товарных рынках. Из них в республиканском разделе - 11
предприятий и в местном разделе - 157. При этом в местном разделе
Государственного реестра мы выделяем 96 хозяйствующих' субъектов, доминирующих
на локальных рынках, что составляет более половины местного раздела. Из них 44
предприятия относятся к молочной промышленности, 5 - производство хлебобулочных
изделий, 8 - мясо и колбасные изделия, 1 - производство яиц. В разделе услуги -
28 райпотребсоюзов, 4 предприятия по оказанию коммунальных услуг, 1 реалбаза, 1
предприятие по ремонту контрольно-кассовых аппаратов.
Из приведенных данных
видно, что около половины предприятий занимаются переработкой скоропортящейся
молочной продукции, а примерно четверть ХС занимается обеспечением населения
соответствующего района продуктами питания и товарами народного потребления.
Т.е. по своей сущности они являются доминирующими на небольшой географической
территории - локальном товарном рынке, где их доля (почти у всех) приближается
к 100%. Однако, если данные предприятия рассматривать в разрезе местного
(областного) товарного рынка, то, естественно, они займут лишь небольшую долю и
не смогут быть отнесены к доминирующим.
Распоряжением губернатора
области № 962-Р от 19.07.93 г. при местных администрациях районов и городов
области рекомендовано создать отделы по развитию конкуренции и защите прав
потребителей. На сегодняшний день такие отделы созданы почти во всех районных
администрациях.
В Нижегородском
антимонопольном территориальном управлении подготовлен пакет
нормативно-правовых и методических документов для изучения товарных рынков,
наблюдения за деятельностью хозяйствующих субъектов, доминирующих на товарных
рынках, разработаны программы демонополизации и развития конкуренции в области.
Специалистами
территориального управления был проведен ряд зональных совещаний и семинаров по
вопросам соблюдения антимонопольного законодательства и развития конкуренции, а
также проведен семинар по обучению работников районных администраций методам
изучения локальных товарных рынков, определения доминирования хозяйствующих
субъектов на соответствующих рынках.
Определение уровня
монополизации того или иного локального рынка позволяет антимонопольным органам
находить необходимые рычаги воздействия на предприятия, доминирующие на этих
рынках и злоупотребляющие своим ^ положением. При этом мы руководствуемся
статьей 5 Закона "О конкуренции...", которая гласит:
"1. Запрещаются
действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее
положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение
конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или
физических лиц, в том числе такие действия, как:
изъятие товаров из
обращения, целью и результатом которого является создание или поддержание
дефицита на рынке либо повышение цен;
навязывание контрагенту
условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора
(необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества,
имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);
включение в договор
дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по
сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
согласие заключить
договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в
которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
создание препятствий доступу
на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
нарушение установленного
нормативными актами порядка ценообразования;
установление монопольно
высоких (низких) цен;
сокращение или
прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы
потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
необоснованный отказ от
заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии
возможности производства или поставок соответствующего товара.
2. В исключительных
случаях действия хозяйствующего субъекта, указанные в п.1 настоящей статьи,
могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что
положительный эффект от его действий, в том числе и в социально-экономической
сфере, превысит негативные последствия для, рассматриваемого товарного
рынка."