ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИКИ
МЫ ОТКРЫТЫ К СОТРУДНИЧЕСТВУ
В.Н.ЕВЛАМПИЕВ,
заместитель губернатора,
генеральный директор
департамента
внешнеэкономических связей и
ресурсов
Администрации Нижегородской
области
Деятельность департамента
внешнеэкономических связей и ресурсов Администрации области направлена на
решение наиболее важных социально-экономических проблем региона. При этом мы
учитываем постоянный рост внимания и интереса наших иностранных партнеров и
возможных инвесторов ъ различных районах земного шара к тем весьма динамичным
переменам, которые по праву выдвинули нашу Нижегородскую область в число
пионеров реформаторского процесса.
Еще не так давно Нижегородчина оставалась большим белым пятном
на деловой карте международного сотрудничества. За многие десятилетия наш
регион сформировался как мощный центр оборонной промышленности России, что, по
вполне понятным в те времена причинам, делало его закрытым для любых контактов
с внешним миром. Теперь и город, и область официально объявлены
"открытыми", что позволяет налаживать многообразные деловые и
культурные связи с многими странами ближнего и дальнего зарубежья.
Администрация Нижегородской
области всегда готова идти навстречу российским и западным предпринимателям,
намеренным принять участие в процессе реорганизации предприятий нашего региона.
И поэтому мы всегда стремимся создать более благоприятные условия для такого
партнерства, - настолько, насколько это возможно в одном из 89 российских
регионов, находящихся в едином законодательном поле.
Важнейшее условие для продуктивных инвестиционных вложений -
это стабильное состояние экономики. И здесь особо необходимо выделить один
очень существенный показатель - динамику внешнеторгового оборота. За последние
годы в нашей области наметилась устойчивая тенденция роста объема
внешнеторговых операций и увеличения положительного торгового сальдо. Так, в
1995 году объем экспортных операций составил 1.577 млн. долларов США, а
импортных операций - 722,4 млн. долларов. Стало быть, мы имели положительное
внешнеторговое сальдо: +854,6 млн. долларов.
За 1992-95 годы в результате
реализации на экспорт продукции регионального заказа нам удалось пополнить
бюджет области на 59,8 млн. долларов США, что позволило эффективно проводить в
жизнь стратегию Администрации в области импорта, имеющую ярко выраженную
социальную направленность. Полученные валютные средства были нами инвестированы
в экономику облаете в виде закупок по импорту, услуг, оборудования, техники,
медикаментов, а также для финансирования социально-значимых программ и развития
структуры внешнеэкономической деятельности.
Так, на развитие областной
программы здравоохранения Администрация области направила 4,9 млн.долларов США.
Крупнейшие лечебные учреждения стали обладателями современного медицинского
оборудования, в том числе трех компьютерных томографов. Для нашего
кардиохирургического центра, обслуживающего 9 регионов России и выполняющего до
3 тысяч операций на сердце и сосудах в год,закуплено медицинской техники на
сумму О,7 млн. долларов, в том числе 2 кардиомобиля, аппарат искусственной
вентиляции легких, аппарат искусственного кровообращения и другое оборудование.
На модернизацию и развитие материально-технической базы больницы имени
Н.А.Семашко использован 1 млн.долларов. Новым оборудованием оснащены госпиталь
инвалидов войны в г.Дзержинске, межрайонный диагностический центр в г.Арзамасе,
1 -я детская городская больница в Нижнем Новгороде. Закуплены медикаменты на
1,5 млн.долларов для лечения онкологических заболеваний.
В целях укрепления
общественного порядка и безопасности населения для служб прокуратуры, УВД, ФСБ
закуплено специальной вычислительной техники, средств связи и автотранспорта на
сумму 2,6 млн.долларов США; на укрепление материально-технической базы служб
области по устранению чрезвычайных ситуаций закуплено спецтехники, оборудования
и средств зашиты на 1,2 млн.долларов. В рамках реализации областной программы
дорожного строительства был приобретен мощный комплекс современных дорожных
машин на сумму 6,9 млн.долларов.
В мае состоялась церемония
открытия первой очереди международного сектора аэропорта в Нижнем Новгороде,
сооружение которой осуществляет турецкая строительная корпорация
"ОРМА" за счет кредита в сумме 2,5 млн.долларов США, выделенного из валютных
средств областного бюджета государственному предприятию "Международный
аэропорт Нижний Новгород". В качестве компенсации за нарушение сроков
окончания работ, указанных в контракте, фирма безвозмездно выполнила
дополнительные объемы работ, а также поставила материалов и оборудования на
сумму 370 тыс.долларов.В настоящее время продолжаются работы по реконструкции
второй взлетно-посадочной полосы, также ведется монтаж специального и
навигационного оборудования, необходимого для получения нашим аэропортом
официального статуса международного в соответствии с требованиями ИКАО.
Разработан проект следующей очереди реконструкции аэропорта и ведутся
переговоры по изысканию источников финансирования этих работ с привлечением
средств иностранных инвесторов.
Ведутся работы по реализации
областной программы "Терминал", что позволит создать на территории
нашей области единую высокоэффективную систему транспортно-экспедиторского
обслуживания внешнеторговых перевозок.
Не менее важным
обстоятельством, привлекающим внимание инвесторов, в особенности зарубежных,
является благополучный инвестиционный климат и развитая предпринимательская
инфраструктура области. Здесь также у нас есть определенный положительный опыт.
Это, в частности, создание в нашей области гарантированных льготных механизмов
для предприятии с участием иностранного капитала, предоставление налоговых
кредитов и т.д.
Важно и то, что в регионе
разрабатывается и реализуется большое число пилотных инициатив и программ,
которые позднее получают развитие и в других регионах страны. Среди таких
программ, в частности -проект территориально-производственных зон, впервые в
России использующий принципы свободных экономических зон в рамках одного
предприятия. Эти предприятия пользуются целым рядом налоговых и прочих льгот.
Наша область стала
привлекательной ареной для продвижения крупных инвестиционных проектов.
Наглядным примером вхождения
Нижегородской области в мировую экономику и рентабельности инвестирования в
наши предприятия может служить АО "Волга" - бывший Балахнинский
целлюлозно-бумажный комбинат, а ныне совместное российско-германское предприятие,
выпускающее 20% от объема общероссийского производства бумаги.
По итогам работы 1995 года
Нижегородская область занимает 8-е место в Российской Федерации по объему иностранных
инвестиций.
Достаточно эффективными с точки
зрения быстроты их окупаемости являются инвестиции в пищевую промышленность
области. Такие фирмы, как "Себеко" (Нидерланды),
"Кока-Кола" (США), "МАВИМ" (Австрия) и другие уже работают
в Нижнем Новгороде. Хорошие перспективы имеет совместный проект с компанией
"Кока-Кола-Инчкейп". В планах - строительство в Н.Новгороде завода по
производству безалкогольных напитков; ожидаемый объем инвестиций составляет 15
млн. долларов США.
Другой пример. С 1995 года успешно
ведется программа технического сотрудничества Нижегородской области с
Нидерландами. Здесь несколько направлений: птицеводство, химическая
промышленность, очистка сточных вод, внедрение энергосберегающих технологий.
Правительство Нидерландов выделило на эти цели инвестиции в объеме 13,5
млихульденов (около 4,7 млн.долларов США). Голландские специалисты совместно с
российскими экспертами уже ведут работу по внедрению высокоэффективных
технологий по выращиванию бройлеров и созданию сети фермерских птицеводческих
хозяйств на базе Линдовской птицефабрики. Ведутся также работы по модернизации
очистных сооружений на Богородском заводе "Хромтан".
Арзамасский приборостроительный
завод совместно с компанией "Аутолив" (Швеция) отрабатывает проект по
выпуску автомобильных ремней безопасности но современной технологии. Объем
иностранных инвестиций в реализацию этого проекта составит 12-15 млн.долларов
США.
Значительный интерес у
иностранных инвесторов вызвали мероприятия и переговоры, состоявшиеся в рамках
проведения Дней земли Северный Рейн-Вестфалия в Нижнем Новгороде и недавней
международной конференции "Инвестиции в Нижегородскую область: новые
возможности", что, без сомнения, даст эффективную отдачу как в ближайшее
время, так и на более отдаленную перспективу.
К сожалению, процесс
интернационализации экономики нашего региона идет медленнее, чем хотелось бы, и
интенсивность его значительно ниже возможной. Продукция, произведенная
совместными предприятиями, сегодня составляет лишь 3% от общего объема
произведенных в области товаров. И среди остальных 97%, безусловно, можно найти
массу не реализованных пока возможностей.
Еще одно важное направление
деятельности нашего департамента - это формирование регионального зернового
фонда, где мы выступаем в роли государственного заказчика, и поддержка сельхозпроизводителей
области.
Сегодня можно констатировать,
что благодаря, в первую очередь, деятельности
департамента внешнеэкономических связей и ресурсов в области сформирован
стабильный зерновой рынок, что позволило обеспечить бесперебойное снабжение
населения мукой и хлебом по относительно низким ценам.
Устранение монополизма и
развитие конкурентной среды на рынке зерна, использование льготных централизованных
кредитов и бюджетных ссуд, проведение конкурса фирм-дилеров, отбор коммерческих
предложений с условиями оплаты только по факту поставки позволили удержать цены
на зерно, хлеб и хлебобулочные изделия в Нижегородской области ниже, чем в
Москве и ряде городов Поволжья. Так, цены в Москве превышают уровень
действующих розничных цен в Г.Н.Новгороде по хлебу пшеничному на 70%, в том
числе высшего сорта - на 36%, по хлебу ржаному - на 44%. В нашей области наряду
с г.Саранском самые низкие цены на изделия из пшеничной муки 1 сорта. Хлеб
ржаной - один из самых дешевых после городов Кирова и Самары.
Стратегия департамента ЮС и
ресурсов направлена прежде всего на поддержку местных сельхозпроизводителей.
Так, за зерно урожая 1993-95 гг., сданное сельхозпроизводителями области в
региональный фонд, наш департамент рассчитался в полном объеме. В целях
поддержки отрасли земледелия в области, закупочные цены на зерно местных
производителей устанавливаются на 10-15% выше цен на зерно, завозимое из-за
пределов Нижегородской области.
С целью привлечения
дополнительных ресурсов в региональный зерновой фонд области, оказания помощи
местным сельхозпроизводителям по реализации имеющегося зерна, стабилизации
закупочных цен, исключения вывоза денежной массы за пределы области,
департаментом ВЭС и ресурсов систематически производятся зерновые торги. По
итогам этих торгов было заключено 37 сделок на поставку 85,6 тыс. тонн зерна, в
том числе 22 сделки на 4,3 тыс.тонн -местными сельхозпроизводителями.
В 1995 году было закуплено у местных сельхозпроизводителей за счет средств
областного бюджета зерна на 56,3 мярд.рублей и молока сухого на 2 млрд.рублей;
а за счет федеральных средств - масла животного и сухого молока на 13
млрд.рублей.
Для успешного претворения в жизнь продовольственной программы,
расширения связей между производителями и потребителями продукции агропромышленного
комплекса, обеспечения необходимых условий для гласных публичных торгов,
повышения уровня конкурентоспособности сельхозпроизводителей
области при деятельном участии департамента внешнеэкономических связей и
ресурсов создано акционерное общество закрытого типа "Нижегородская
агропромышленная биржа".
Значительная работа проводится
Администрацией области по развитию сельского потребительского рынка и
реформированию потребкооперации.
В этих целях в 1994 году была
разработана областная программа по реорганизации районной потребительской
кооперации, которая проходила апробацию в двух районах - Шахунском и
Арзамасском.
Первые результаты реорганизации
райпо оказались обнадеживающими. Спустя год после реформирования в Шахунье
заработали все 24 ранее не работавших магазина, открыты новые 2 минипекарни,
пельменная, кафе, бензозаправочная станция, авторемонтная мастерская,
заработали линии по производству макарон и многое другое, что позволило организовать более 80 дополнительных
рабочих мест.
Совокупный объем товарооборота
в целом по бывшей системе районной потребкооперации в Щахунье увеличился на
60%. В десятки раз расширился ассортимент товаров, стабилизировались цены на
продовольственные товары.
Изменился и режим работы
магазинов. В основном погашены все ранее
накопленные долги.
Новыми лидерами потребительской
кооперации активно используются для пополнения оборотных средств заемные
средства пайщиков под более высокие проценты, чем в Сбербанке. Каждому пайщику
определена его доля в уставном капитале вновь образованных предприятии.
Начались первые выплаты дивидендов по результатам работы за год.
Аналогичная работа проводится и
в Арзамасском районе (с.Чернуха). Например, 3 магазина, взятые бывшим
председателем райпо, стали давать такой же товарооборот, как все Чернухинское
райпо до реформы.
В ноябре 1995 года Губернатором
области принято распоряжение "О дальнейшем развитии потребительской
кооперации в Нижегородской области", утверждены мероприятия по развитию
сельского потребительского рынка товаров и услуг в 1996-97 годах в рамках
областной программы по реформированию районных потребительских обществ.
За последнее время, реализуя
названные выше документы, значительно усовершенствовали свою деятельность,
приблизив ее к нуждам пайщиков и всех сельских тружеников, и добились
значительного роста экономических показателей и стабильной работы в 1995-96
годах Первомайское, Борское, Тоншаевское, Болыпеболдинское, Бутурлинское,
Перевозское, Богородское, Вачское и
многие другие райпо. Мы считаем, что успешной работе этих коллективов
способствовала хорошо продуманная совместная деятельность администраций районов
и правлений райпо, разработавших комплекс мер по стабилизации деятельности
потребительской кооперации и заключивших между собой соглашения.
Вместе с тем, по итогам 1995
года 12 райпо понесли большие убытки и продолжают свертывать торговую и
заготовительную деятельность. Все они являются первыми кандидатами на
реформирование по новой программе, разработанной департаментом
внешнеэкономических связей и ресурсов и Нижегородским коммерческим институтом с
учетом недавно принятой новой редакции Гражданского Кодекса РФ. Процесс
подготовки к реформированию в этих районах должен завершиться в текущем году.
В заключение хочу подчеркнуть,
что наша область обладает реальным мощным потенциалом в различных сферах
деловой активности - в торговле, промышленности, аграрном комплексе, на
транспорте, в финансовой сфере, в развитии систем связи и т.д. Наш древний
Нижний, сохраняя традиции "кармана России", стремится возродить их к
жизни в новых условиях. Мы открыты для взаимовыгодного сотрудничества, будем и
дальше динамично развивать интеграционные процессы и уверены в интересных
перспективах и новых возможностях для наших потенциальных партнеров.