ПРОБЛЕМА И СУЖДЕНИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ И
НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
А.М.ОРЛОВ,
почетный председатель
Нижегородского центра
татарской культуры
"Туган як", доцент, кандидат философских наук
В средствах массовой информации
области обсуждается проект закона ("Нижегородские новости",
30.04.97), предлагающий изменить Устав Нижегородской области в части,
касающейся структуры Законодательного Собрания. В статье "Двойная
экспертиза для местных законов" ("Нижегородские новости",
08.05.97) один из разработчиков этого проекта С.Сперанский убедительно
аргументировал необходимость и возможность создания двухпалатного
Законодательного Собрания области.
Одно из достоинств такой
структуры - участие в законодательной деятельности представителей районов и
городов, в частности, в решении наиболее важных уставных задач. Это позволит
учитывать запросы населения всех территории области, независимо от того,
представлены они депутатами или не представлены, преодолеть один из
серьезнейших, на мой взгляд, недостатков в структуре представительной власти.
В связи с возможными
структурными изменениями в органе законодательной власти области хотел бы
внести предложение по другому "больному" вопросу - вопросу о национальном
представительстве, точнее, о представительстве национальных общин области.
Это же парадокс, когда ряда
местных национальных групп (татары, мордва, марийцы) нет в Законодательном
Собрании области. Недостаточно представлены они и в местных Земских собраниях,
городских Думах. При этом я имею в виду не национальный вопрос лично депутатов
- названные выше национальности могут быть среди них и представлены, но не в
качестве представителей национальных общин, как это было в регулируемых по
социальному и национальному составу прежних Советах народных депутатов. Ныне
они выступают как представители территорий, но не делегатами от национальных
общин.
Несовершенство избирательной
системы приводит к тому, что местные национальные группы фактически лишены
возможности быть представленными в органах представительной власти районов,
городов, области. К примеру, в нынешнем составе Законодательного Собрания
области, городской Думы Н.Новгорода нет ни одного депутата татарской
национальности, хотя численность татар в области составляет около 60 тысяч
человек.
Но в данном случае речь идет о
представительности национальной общины. Разработчики законопроекта почему-то не
учли изменившуюся ситуацию в национально-государственном строительстве.
В мае 1996 года принят
принципиально новый Закон РФ "О национально-культурной автономии", в
котором сформулированы задачи органов местного самоуправления, субъектов
Федерации по отношению к национальностям, составляющим меньшинство в районах,
городах, субъектах Федерации и в целом в Российской Федерации. Вместе с тем,
законом предусматривается создание национально-культурных автономий на местах,
в субъектах Федерации и в пределах Российской Федерации.
В настоящее время изучается
вопрос об учреждении национально-культурных автономий (НКА) на местах - в
городах и районах области с татарским и мордовским населением (в Пильнинском,
Сергачском, Спасском, Краснооктябрьском и др.), сформированы соответствующие
комиссии, оргкомитеты. Предстоит большая, кропотливая работа, требующая поиска
оптимальных форм самой НКА, ее интеграции с органами местного самоуправления,
решения вопроса о надежных источниках финансирования и др.
Вопросы непростые и в плане
финансово-материальных отношении, и в плане социально-психологическом. Решение
этих вопросов требует преодоления предрассудков, стереотипов, ошибочных
представлений в сознании людей. Это мы можем проследить на примере деятельности
национально-культурных центров, в частности, общества татарской культуры
"Туган як". Опасения части людей оказались напрасными, и дух диалога
и содружества национальных культур позволил решить ряд идеологических и
психологических задач рождающегося гражданского общества.
В управленческом плане
национально-культурная автономия представляет собой упорядоченную форму
самоорганизации национальных групп и механизм взаимодействия органов местного
самоуправления с национально-культурными образованиями, структуру организации
культурной жизни многонациональной России.
Здесь много нерешенного,
требующего критического осмысления практики межнациональных отношении,
всестороннего обсуждения перспектив их развития.
В разрабатываемом ныне законе
об изменениях в Уставе области необходимо, на наш взгляд, предусмотреть
представительство в Законодательном Собрании области не только территорий -
районов и городов, но и национально-культурных автономий, имеющих статус
областных объединений (ассоциаций), внести соответствующие корректировки и в
местные законы.