ОБСУЖДАЕМ
ЗАКОНОПРОЕКТ
ИНСТИТУТ ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОРОВ В
РОССИИ
Историческая справка к
вопросу об изменении структуры администрации Нижегородской области
Т.Г.ХЛЕБНИКОВА,
начальник информационно-аналитического
центра
(управления)
Законодательного Собрания
Нижегородской области
Институт вице-губернаторства в
России существует уже без малого два столетия, однако его содержание за эти
годы претерпевало значительные изменения. В 20-томном "Словаре современного
русского литературного языка" термин вице-губернатор расшифровывается
довольно просто -ближайший помощник и заместитель губернатора. Классический
толковый словарь русского языка Брокгауза и Ефрона дает более подробное
толкование: "Вице-губернатор является непосредственным помощником
губернатора по все.м частям управления, заступает временно его место в случаях
отсутствия, болезни или увольнения и имеет ближайший и ответственный надзор по
всем частям губернского управления". Но такое понимание сути этой
должности возникло далеко не сразу. Так, по "Учреждению для управления
губерний" 1775 г. вице-губернаторы были председателями казенных палат и
заменяли губернаторов на время отлучек или болезни.
В многовековой истории
Российского государства усложнение задач управления неоднократно приводило к
существенным переменам в системе государственной власти и местного управления.
До начала XVIII века
местное управление
осуществлялось на основе старой
модели, сводившейся в основном к воеводскому управлению и системе областных
приказов. В ходе административных реформ Петра I в эту систему были внесены серьезные
изменения. /И.А.Исаев. История государства и права России. М., 1996.г/.
Развитие абсолютистского
государства потребовало проведения реформы центральных и местных
государственных учреждении, установления единообразия в
административно-территориальном делении, четкого определения функций местного
аппарата управления. 17 января 1707 г. был опубликован указ о начале реформы
областного управления, которая затем многократно корректировалась и приняла
законченный вид только к 1719 г. /С.В.Бушуев. История государства Российского.
М., 1994./.
С 1708 г. в России были введены
новые административно-территориальные единицы - губернии, по которым были
расписаны все уезды и города (территория нынешней Нижегородской области в
основном была включена в состав Казанской губернии). Вначале было создано 8
губерний, но к 1714г. их число уже возросло до 11. /И.А.Исаев. Указ.соч./.
Во главе губернии стоял
губернатор, наделенный административно-судебной властью и одновременно
являвшийся главнокомандующим расположенными на вверенной ему территории
войсками. Аппарат губернатора включал вице-губернатора и подчиненных им четырех
помощников по важнейшим отраслям управления: судебным (ландрихтер), военным
(обер-комендант), финансовым (обер-комиссар) и продовольственным
(обер-провиантмейстер) делам. При губернаторах находилась канцелярия со штатом
дьяков и секретарей. /С.В.Бушуев. Указ.соч./.
По некоторым сведениям,
вице-губернаторы могли быть не только помощниками губернаторов, но иногда в
этом звании управлять губерниями. Так, по указу от 6 марта 1712г. управляющим
Архангельской губернией был назначен вице-губернатор Алексей Курбатов. IС.М.Соловьев. История России
с древнейших времен. Т.1. М, 1854./.
В ходе административной реформы
постепенно складывалась трехзвенная система местного управления и
администрации: уезд - провинция -губерния. В 1719 г. была проведена вторая
областная реформа. Суть ее заключалась в том, что 11 губерний были разделены на
45 провинций. Во главе губернии стоял губернатор, а во главе провинции -
воевода или вице-губернатор. В уездах финансовое и полицейское управление было
возложено на земских комиссаров. В каждой губернии был надворный суд под
председательством губернатора, а в каждой провинции действовал провинциальный
суд во главе с воеводой или вице-губернатором. /С.Ф.Платонов. Лекции по русской
истории. М., 1993./. Позднее провинции были поделены на округа (дистрикты).
В 1719 г. воеводам и
вице-губернаторам поручалось наблюдение "за хранением государственного
интереса", принятие мер государственной безопасности, укрепление церкви,
оборона территории, надзор за местной администрацией, торгами, ремеслами и за
соблюдением царских указов. /И.А.Исаев. Указ.соч./. В указе из Юстиц-коллегии
1719 г. также предписывалось губернаторам и вице-губернаторам смот-реть, чтобы
"не было волокиты и напрасных убытков челобитчикам всякого чина, особенно
же призирать бедных людей, вдов и сирот безгласных и беспомощных". Тогда
же назначено было жалованье: губернаторам - 1200 рублей денег и 600 четвертей
хлеба, а вице-губернаторам - 600 рублей и 300 четвертей. 1С.М.Соловьев.
Указ.соч./.
Серьезная реформа местного
управления была проведена в период правления Екатерины П. В 1775 г. было издано
"Учреждение для управления губерний Российской империи", по которому
количество губерний возросло до 50 (по некоторым данным - 51). Были упразднены
провинции; теперь губернии делились прямо на уезды. Губернский аппарат приобрел
более стройную организацию. Назначаемый и смещаемый монархом губернатор отныне
управлял с помощью коллегиального органа - губернского правления.
Финансово-хозяйственные дела находились в ведении губернской казенной палаты,
работу которой курировал вице-губернатор. /Н.П.Ерошкин. История государственных
учреждений дореволюционной России. М., 1985./.
В "Учреждении для
управления губернии" записано, что в случаях, когда губернатор "вне
губернии бывает", его место в губернском правлении заступает
вице-губернатор. /Полное собрание законов Российской империи. Собр.]. Т.ХХ.
№14392./.
Губернская реформа 1775 г.
упрочила положение административного аппарата на местах и значительно усилила
власть губернаторов. Эти тенденции в развитии местного управления продолжались
и в первой половине XIX
века. Если в конце XVIII
века губернское правление было главным губернским учреждением, имело
административный характер, представляло собой правительственную власть в
губернии и являлось как бы ревизором всего местного управления, то уже в начале
XIX века оно все больше
превращается в исполнительное учреждение губернатора. По закону 1845 г.
губернское правление было разделено на общее присутствие и канцелярию. В состав
общего присутствия, действовавшего под председательством губернатора, входили
вице-губернатор, советники и асессоры. Но губернское правление имело
коллегиальный характер лишь по форме, ибо на деле вся власть принадлежала
губернатору. /С.Ф.Платонов. Указ.соч./.
В документах середины XIX века более четко
прописаны функции вице-губернатора. Так, в "Общем наказе гражданским
губернаторам" (указ Николая I от 3 июня 1837 г.) записано, что сдающий управление губернатор,
в случае отсутствия законного преемника, передает бразды управления
вице-губернатору, который вступает в управление вплоть до
прибытия нового губернатора.
/Полное собрание законов Российской империи. Собр.2. Т.Х. №10303./.
В указе Николая I от 2 января 1850 г.
"Об учреждении губернских правлений" содержится подробное описание
"прямого назначения вице-губернатора". которое, надо признать, во многом
не утратило актуальности и сегодня, /см. Приложение/.
Во второй половине XIX века происходило
дальнейшее укрепление местной власти. Особенно широкие полномочия губернаторы
получили с 80-х годов, когда в отдельных местностях страны вводилось
"исключительное положение". В основных чертах сложившаяся система
губернского управления продолжала функционировать и в начале XX века - вплоть до Февральской
революции 1917 г. 1В. П. Мельников. Учреждения государственного управления в
России: опыт формирования и эволюция. В кн.: "Документы
повествуют..." Н.Новгород, 1994./.
Восстановление института
вице-губернаторов на новой основе произошло лишь в 90-е годы XX века в ходе коренной перестройки
государственного управления в Российской Федерации.
Сегодня сложная социально-экономическая
ситуация в области требует незамедлительного принятия эффективных мер по
совершенствованию системы управления. Одной из таких мер может стать
реорганизация Администрации области, в частности, введение в ее структуру
должностей вице-губернаторов, курирующих вопросы промышленности, социальные
вопросы, вопросы развития агропромышленного комплекса, вопросы экономической и
инвестиционной политики.