АКТУАЛЬНАЯ
ТЕМА
ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО
ПРОЦЕССА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
А.А.ВАСИЛБЕВ,
магистр государственного управления,
старший преподаватель
кафедры
конституционного и
муниципального права
Волго-Вятской Академии
государственной службы
Город, как субъект местного
самоуправления, имеет право на самостоятельный бюджет. Это право закреплено
Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4807-1 "Об основах
бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов
представительных и исполнительных органов государственной власти республик в
составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления",
а также Уставом Нижегородской области и Уставом местного самоуправления города
Нижнего Новгорода.
Источниками доходной части
городского бюджета являются:
- закрепленные Законом Российской Федерации
доходные источники - местные налоги и сборы;
- отчисления по регулируемым
доходным источникам;
- субвенции из федерального и
областного бюджетов;
- проценты по предоставленным
кредитам;
- городские займы;
- дополнительные источники,
устанавливаемые самостоятельно городской Думой в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
Поступление налогов и сборов,
процент отчислений по регулируемым доходным источникам регламентируется
налоговым законодательством Российской Федерации, решением Законодательного
Собрания области.
Средства бюджета используются
для обеспечения функций городского самоуправления. Расходная часть бюджета
состоит из бюджета расходов и бюджета развития. В бюджет развития включаются
расходы на финансирование инновационной и инвестиционной деятельности.
Экономическое здоровье города
зависит от сбалансированности бюджета, величины бюджетного дефицита, способов
его преодоления и взаимопонимания органов местного самоуправления.
Депутаты городской Думы Нижнего
Новгорода пришли к мнению, что городу необходим консолидированный бюджет, так
как бюджеты районов (а они остались в структуре города) выпадают из поля зрения
и влияния городских депутатов, а районная представительная власть в Нижнем
Новгороде ликвидирована.
Созрела также мысль о том, что
хорошо, если бы бюджет города принимался не сам собой, по мере готовности, а в
ходе регламентированного бюджетного процесса, где действия сторон четко
описаны. Приходу этой мысли способствовали некоторые недостатки существующего
положения дел.
К ним относятся следующие:
- отсутствуют какие-либо
конкретные сроки разработки, обсуждения и утверждения бюджета (финансовый год в
полном разгаре, а бюджет только утверждается; спрашивается, для чего он нужен,
если все делается и без него);
- соответственно все делается в
такой спешке, что депутаты не в состоянии вникнуть в цифры бюджета;
- в связи с большой скоростью
принятия бюджета, происходит некоторое дублирование действий двух ветвей
местного самоуправления;
- исходя из вышеизложенного,
депутаты не успевают затребовать и получить всю необходимую информацию,
поясняющую цифры статей бюджета;
- весь существующий процесс
разработки, обсуждения и принятия бюджета не находится под бдительным оком и
пером средств массовой информации и соответственно - жителей города, кровно
заинтересованных в решении своих первоочередных задач, а не разборок финансовых
магнатов и глав администраций районов;
- наблюдается несерьезный
подход со стороны некоторых депутатов к самому процессу принятия бюджета (не
имея достаточной информации и квалификации, они требуют увеличения расходов по
тем или иным статьям расходной части бюджета, исходя только из благих целей, а
не из фактических возможностей);
- мэр города не всегда может
повлиять на ход принятия бюджета, и для обеспечения сбалансированности двух ветвей
власти ему не хватает права "вето" на принятие некоторых статей и
бюджета в целом, как говорится, исходя из целесообразности и реализма
сложившейся ситуации;
- но зато администрация
компенсирует отсутствие этого права "вето" корректировкой бюджета в
процессе его исполнения в обход Думы, что, конечно же, является нарушением, но
так как городу надо жить, а он, в общем-то, благополучно живет и в нем нет
беспорядков, нарушение расценивается как мелкое и никем не замечается;
- администрация для некоторых
целевых мероприятий создает внебюджетные фонды, которые не входят в городской
бюджет и соответственно скрыты от глаз депутатов, и бог его знает, как они
тратятся.
Как видится, бюджет - настолько
сложное и важное для города мероприятие, что им необходимо заниматься круглый
год, а не от случая к случаю, то есть от одного бюджета к другому, так как
только в этом сложном процессе подготовки и подробного обсуждения бюджета могут
выявиться резервы и перспективные направления для вложения средств, а у
депутатов пробуждается рачительное отношение к городскому бюджету.
Все вышеперечисленное, а также
Закон РСФСР от 10 октября 1991 года № 1735-1 "Об основах бюджетного
устройства и бюджетного процесса в РСФСР", недавно принятые Уставы области
и города, подтолкнули автора этих строк на создание документа под названием
"Положение о бюджетном процессе в Нижнем Новгороде". В процессе этой
работы были использованы материалы Московской городской Думы.
Структурно Положение состоит из
трех разделов.
В преамбуле и первом разделе
обосновывается необходимость рождения Положения, объясняются термины
"бюджет" и "бюджетный процесс".
Во втором разделе описываются
основы бюджетного устройства - это единство городского бюджета, его
самостоятельность, источники его финансирования, его структура,
сбалансированность. Объясняются термины "дефицит" и
"секвестрование", зачем нужны защищенные статьи расходов.
Определяются способы покрытия бюджетного дефицита и полномочия в этом ветвей
местной власти.
В третьем разделе описывается
организация самого бюджетного процесса, то есть составление, обсуждение и
утверждение бюджета, его исполнение и контроль за использованием выделенных
бюджетных ассигнований. Определяются компетенция и права органов местного
самоуправления в бюджетном процессе, и главное, указываются конкретные сроки по
каждому этапу бюджетного процесса.
Данное Положение, вынесенное на
обсуждение, но не принятое, к сожалению, городской Думой прошлого состава,
позволило бы устранить существующие недостатки в процессе разработки,
обсуждения и утверждения бюджета.