АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

 

ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

А.А.ВАСИЛБЕВ,

 магистр государственного управления,

старший преподаватель кафедры

конституционного и муниципального права

Волго-Вятской Академии государственной службы

Город, как субъект местного самоуправления, имеет право на самостоятельный бюджет. Это право закреплено Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4807-1 "Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления", а также Уставом Нижегородской области и Уставом местного самоуправления города Нижнего Новгорода.

Источниками доходной части городского бюджета являются:

-  закрепленные Законом Российской Федерации доходные источники - местные налоги и сборы;

- отчисления по регулируемым доходным источникам;

- субвенции из федерального и областного бюджетов;

- проценты по предоставленным кредитам;

- городские займы;

- дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно городской Думой в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.

Поступление налогов и сборов, процент отчислений по регулируемым доходным источникам регламентируется налоговым законодательством Российской Федерации, решением Законодательного Собрания области.

Средства бюджета используются для обеспечения функций городского самоуправления. Расходная часть бюджета состоит из бюджета расходов и бюджета развития. В бюджет развития включаются расходы на финансирование инновационной и инвестиционной деятельности.

Экономическое здоровье города зависит от сбалансированности бюджета, величины бюджетного дефицита, способов его преодоления и взаимопонимания органов местного самоуправления.

Депутаты городской Думы Нижнего Новгорода пришли к мнению, что городу необходим консолидированный бюджет, так как бюджеты районов (а они остались в структуре города) выпадают из поля зрения и влияния городских депутатов, а районная представительная власть в Нижнем Новгороде ликвидирована.

Созрела также мысль о том, что хорошо, если бы бюджет города принимался не сам собой, по мере готовности, а в ходе регламентированного бюджетного процесса, где действия сторон четко описаны. Приходу этой мысли способствовали некоторые недостатки существующего положения дел.

К ним относятся следующие:

- отсутствуют какие-либо конкретные сроки разработки, обсуждения и утверждения бюджета (финансовый год в полном разгаре, а бюджет только утверждается; спрашивается, для чего он нужен, если все делается и без него);

- соответственно все делается в такой спешке, что депутаты не в состоянии вникнуть в цифры бюджета;

- в связи с большой скоростью принятия бюджета, происходит некоторое дублирование действий двух ветвей местного самоуправления;

- исходя из вышеизложенного, депутаты не успевают затребовать и получить всю необходимую информацию, поясняющую цифры статей бюджета;

- весь существующий процесс разработки, обсуждения и принятия бюджета не находится под бдительным оком и пером средств массовой информации и соответственно - жителей города, кровно заинтересованных в решении своих первоочередных задач, а не разборок финансовых магнатов и глав администраций районов;

- наблюдается несерьезный подход со стороны некоторых депутатов к самому процессу принятия бюджета (не имея достаточной информации и квалификации, они требуют увеличения расходов по тем или иным статьям расходной части бюджета, исходя только из благих целей, а не из фактических возможностей);

- мэр города не всегда может повлиять на ход принятия бюджета, и для обеспечения сбалансированности двух ветвей власти ему не хватает права "вето" на принятие некоторых статей и бюджета в целом, как говорится, исходя из целесообразности и реализма сложившейся ситуации;

- но зато администрация компенсирует отсутствие этого права "вето" корректировкой бюджета в процессе его исполнения в обход Думы, что, конечно же, является нарушением, но так как городу надо жить, а он, в общем-то, благополучно живет и в нем нет беспорядков, нарушение расценивается как мелкое и никем не замечается;

- администрация для некоторых целевых мероприятий создает внебюджетные фонды, которые не входят в городской бюджет и соответственно скрыты от глаз депутатов, и бог его знает, как они тратятся.

Как видится, бюджет - настолько сложное и важное для города мероприятие, что им необходимо заниматься круглый год, а не от случая к случаю, то есть от одного бюджета к другому, так как только в этом сложном процессе подготовки и подробного обсуждения бюджета могут выявиться резервы и перспективные направления для вложения средств, а у депутатов пробуждается рачительное отношение к городскому бюджету.

Все вышеперечисленное, а также Закон РСФСР от 10 октября 1991 года № 1735-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", недавно принятые Уставы области и города, подтолкнули автора этих строк на создание документа под названием "Положение о бюджетном процессе в Нижнем Новгороде". В процессе этой работы были использованы материалы Московской городской Думы.

Структурно Положение состоит из трех разделов.

В преамбуле и первом разделе обосновывается необходимость рождения Положения, объясняются термины "бюджет" и "бюджетный процесс".

Во втором разделе описываются основы бюджетного устройства - это единство городского бюджета, его самостоятельность, источники его финансирования, его структура, сбалансированность. Объясняются термины "дефицит" и "секвестрование", зачем нужны защищенные статьи расходов. Определяются способы покрытия бюджетного дефицита и полномочия в этом ветвей местной власти.

В третьем разделе описывается организация самого бюджетного процесса, то есть составление, обсуждение и утверждение бюджета, его исполнение и контроль за использованием выделенных бюджетных ассигнований. Определяются компетенция и права органов местного самоуправления в бюджетном процессе, и главное, указываются конкретные сроки по каждому этапу бюджетного процесса.

Данное Положение, вынесенное на обсуждение, но не принятое, к сожалению, городской Думой прошлого состава, позволило бы устранить существующие недостатки в процессе разработки, обсуждения и утверждения бюджета.

Сайт создан в системе uCoz