ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ
БЕЗ СКИДКИ НА МЯГКУЮ
ЗИМУ
А.Ф.ЗАДЕРНЮК,
директор департамента
топливно-энергетического комплекса администрации области
.
Минувшая зима, как и
предыдущая, была довольно милостива к нам. Но даже такую мягкую,
"сиротскую", как говорят в народе, зиму мы прошли с; большим
напряжением. Естественно поэтому, что при оценке подготовки служб
топливно-энергетического комплекса к зимнему сезону нынешнего года никаких скидок
на возможность повторения "мягкой" зимы быть не может.
Хотел бы выделить
несколько моментов, связанных с итогами прошедшего отопительного сезона и
задачами по подготовке к новому отопительному сезону.
Во-первых, характеризуя существующее
положение в системе топливо-энергоснабжения, надо отметить, что электроэнергетика
пока остается одной из самых устойчивых отраслей, несмотря на то, что задолженность
потребителей уже превысила 539 миллиардов рублей, невзирая на все
попытки со стороны администрации области, "Нижновэнерго", РАО
"ЕЭС России" как-то цивилизованно решить эту проблему с помощью
векселей и взаимозачетов. Отдельно необходимо сказать о проблеме бесхозных
газовых и электрических сетей, нарастающей, как снежный ком, и требующей
немалых сил и средств для своего решения.
Состояние газоснабжения
области, к сожалению, остается достаточно напряженным, особенно это
касается загрузки отдельных газопроводов. Особое опасение вызывают города
Н.Новгород, Кстово, Бор. При аварии любого из газопроводов для этих городов
последствия могут быть труднопредсказуемы. Назрела необходимость уделить
повышенное внимание этой проблеме со стороны областной и районных
администраций. Но одним из главных стопоров в решении этой проблемы является задолженность
потребителей области за газ, превышающая 300 миллиардов рублей, из-за чего
прекращено финансирование Газпромом строительства всех систем газоснабжения в
области.
Обидно за город Семенов,
который давно готовится к приему газа. Но решение: вопроса возможно только в
том случае, если область повернется лицом к этой проблеме.
О проблемах теплоснабжения.
В области ныне работают около 5 тысяч котельных разных форм собственности.
Наблюдается большой разрыв стоимости теплоэнергии в зависимости от типа
котельной, вида топлива и удаленности от железной дороги. Стоимость одной
гигакалории колеблется от 40 тысяч рублей на современной газовой до 200 тысяч
рублей на удаленной от железной дороги угольной котельной. На наш взгляд,
существуют большие резервы, как в проблеме снижения себестоимости, так и в определении
оптимального вида топлива и в возможной его замене.
Задолженность районных
бюджетов за отопление только ведомственным котельным составляет около 40
миллиардов рублей. Это без Н.Новгорода, Городца, Дивеева, Тоншаева и Чкаловска,
не представивших такую информацию. А что значат эти 40 миллиардов рублей? Это
незакупленное топливо и непроведенные во время ремонты.
Несколько слов об
обеспечении нефтепродуктами. Наличие в нашей области "НОРСИ",
хотя и достаточно дорогого завода, даёт нам определенные преимущества. Не буду
их здесь перечислять, Достаточно сказать, что организация получения мазута без
предоплаты в марте 1995 года с отсрочкой оплаты до 15 мая во многом разрядила
ситуацию в области. Но, к сожалению, этой возможностью воспользовались только 11
районов, сэкономив на этом около 200 миллионов рублей. А где были остальные?
О снабжении углем. В
области за последние годы сформировалась достаточно разветвленная сеть фирм,
осуществляющих завоз угля на различных условиях (предоплата, на реализацию, аккредитив
и т. д.). Работают в этом направлении фирмы АО "Нижегородлестоппром",
"Техби-Росс", "Фенист", "ЭОС",
"Эльтон", "Н.Новгород-Татарстан", "Лукойл-НН
ИЧП", Управление железной дороги и другие. Появилась возможность
выбора и конкурентной борьбы.
На наш взгляд, можно шире
использовать возможность завоза топлива Горьковской железной дорогой в счет
погашения ее большой задолженности в бюджеты районов и городов, которая на 20
мая с.г. превышала 30 миллиардов рублей.
И, наконец, о местных
видах топлива. Не считая дров, у нас есть пока только один торф. Реальность
такова, что потребление его на нужды коммунально-бытового отопления практически
свернуто. Этому есть свои объективные и субъективные причины, но уверен, что
жизнь заставит нас повернуться к местным топливным ресурсам, и чем быстрее это
будет, тем лучше для нас.
Вторым моментом, который, на мой взгляд,
необходимо выделить, является обеспечение финансовыми ресурсами на топливоэнергоснабжение
и их рациональное использование.
Анализ показывает, что в
области последовательно проводится политика переноса акцентов по финансированию
этих вопросов на местные, бюджеты. Понятно, что заложенные в бюджете 50
миллиардов рублей кредитных ресурсов на топливо при годовой потребности,
превышающей 470 миллиардов рублей, являются не областным фондом заготовки
топлива, а всего лишь палочкой-выручалочкой на случай провала какого-то районного
бюджета. Область оставляет за собой проблему обеспечения разового крупного
финансирования завоза топлива по малым рекам с ограниченным сроком навигации.
Остальные же вопросы снабжения топливом - прерогатива районов и городов,
В связи с этим остро
ставится вопрос о максимальной эффективности использования бюджетных средств в
условиях их дефицита.
Хочу отдельно
остановиться на вопросе финансирования новых (в основном - газовых) котельных.
В условиях недостаточных финансовых ресурсов недопустимо распыление и
нерациональное использование средств бюджетов любого уровня. У нас же деньги на
новые котельные можно выбить и в департаменте сельского хозяйства, и в
департаменте строительства и жилищно-коммунального хозяйства, и в департаменте
финансов, и в департаменте топливно-энергетического комплекса. Имеются случаи
приобретения котельных без лимита на газ, без готового газопровода, без схемы
финансирования. Вот типичная ситуация: купили котельную, выбив деньги, где
только удалось, а ввести в строй ее невозможно - газопровод будет готов
неизвестно когда, да и лимита на газ нет. Что же в итоге? Закопали денежки!..
В настоящее время
постановлением губернатора четко определен порядок, по которому на основании
проведенного энергоаудита, расчета эффективности и возможности ввода
котельной дается заключение о целесообразности отвлечения бюджетных средств на
эти цели. Необходимо обеспечить неукоснительное выполнение этого постановления,
строго наказывая нарушителей.
Не менее назрел вопрос о
внедрении конкурсности при заключении договоров на поставку
завозимых в область видов топлива. Наш департамент готовит свои предложения по
этому вопросу, которые дали бы необходимый механизм и информацию главам районов
и городов.
Существенным источником
экономии может стать перевод мелких котельных, работающих на угле, на местный
кусковой торф. Это эффективно прежде всего для наших торфодобывающих районов -
Борского, Тонкинского, Уренского, Балахнинского, Чкаловского и рядом с ними
лежащих. Торф менее удобен, чем уголь, его надо в два раза больше, но зато
затраты на него меньше в 5 раз.
Считаю, что необходимо
разработать систему, стимулирующую к переводу котельных на торф. Например,
сохранить норматив их финансирования из расчета отопления углем сроком на 3
года. При этом, в случае перехода на кусковой торф, разрешить направление
высвободившихся средств на нужды района.
Может облегчить
финансовые проблемы и широкое внедрение электроотопления, в первую очередь
бюджетных организаций, там, где это технически возможно.
Сейчас департамент
топливно-энергетического комплекса и региональная энергетическая комиссия через
тарифную политику приступили к стимулированию электроотопления. Будут сниматься
старые запреты и ограничения. Это выгодно и потому, что не требуется
концентрации разовых значительных средств на завоз топлива - платежи должны
будут идти равномерно по сезону. Но при этом вопрос о своевременности оплаты
будет акцентирован.
В целях экономии
бюджетных средств на отопление департамент топливно-энергетического комплекса и
региональная энергетическая комиссия планируют организовать работу по внедрению
теплосчетчиков с финансированием основных затрат из Фонда энергосбережения. Практика
показала, что расчет по теплосчетчику уменьшает платежи на 25-30%. Необходимая
информация от ряда департаментов сейчас поступает.
Третьим и заключительным вопросом
необходимо выделить систему компенсаций населению за удорожание твердых видов
топлива. С марта 1993 года эта система внедрена в области вместе с', отпуском
цен на топливо. Если сделать несложный расчет, то получится, что
предусмотренных средств хватит на компенсацию около 16% стоимости топлива для
населения. Стоимость 1 тонны угля сейчас колеблется от 250 до 400 тысяч рублей.
Может ли семья колхозника сейчас за раз выложить 1 миллион рублей на уголь?
Вряд ли. Поэтому считаю, что главы районов должны к вопросам объемов и
своевременности компенсаций отнестись с особым вниманием.
Назрела необходимость
объединения компенсаций за топливо с иными целевыми выплатами. Считаю, что они
относятся к социальной защите населения, и потому должны быть включены в
компенсационную систему социальной защиты, подведомственную департаменту
социальной защиты и занятости населения. Это позволит повысить уровень
планирования и контроля за своевременностью выплат и обеспечит отслеживание
возможных социальных напряженностей в отдельных районах.