Проблемы
экономики
АГРАРНАЯ РЕФОРМА
ПРОДОЛЖАЕТСЯ
М.Е. ГОЛЫШЕВ,
заместитель директора
департамента сельского хозяйства и земельной реформы Администрации области
На сегодняшний день в стране имеется
многообразие мнений и подходов к осуществлению аграрных преобразований в
сельском хозяйстве. Но какими бы различными ни были наши мнения по вопросам
аграрной реформы, каков бы ни был накал эмоций, нас объединяет общая цель -
иметь в России высокоразвитое и высокоэффективное сельское хозяйство.
Положение дел в нашей области
практически не отличается от общей ситуации, сложившейся ныне в аграрном
секторе России. Объем валовой продукции в общественном секторе сократился почти
на треть по сравнению с 1989 годом, снизилось поголовье скота, существенно
замедлилось обновление производственных фондов.
Причины общеизвестны. Это
диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, достигший в
последнее время 4-х кратных размеров; значительные трудности со сбытом
продукции; монополизм крупных перерабатывающих предприятий; кризис неплатежей;
сокращение государственной поддержки - вот далеко не полный перечень причин,
которые привели сельское хозяйство в кризисное состояние.
Лишившись государственной поддержки
и жесткой командной распределительной системы, многие руководители хозяйств не
смогли найти себе место в новом укладе жизни и привели свои коллективы к грани
банкротства. Но как бы ни была сильна ностальгия многих руководителей по старой
системе, возврата к прошлому не будет.
Административно-командная
система безвозвратно ушла, и призывы к ней обречены на провал. Спросите сегодня
любого руководителя, который успешно освоился в рыночных условиях, который,
проявляя инициативу и творчество, добивается высокоэффективной работы и ведет
за собой свои коллективы, и вы убедитесь, что они не хотят и не смогут уже
работать в старой системе и старыми методами. Эти хозяйства сегодня производят
основную часть сельхозпродукции. В нашей области более половины всего производства
зерновых, картофеля, молока и мяса получаю в 200 хозяйствах из 700. И прибыль в
этих хозяйствах по отношению к общей составляет почти 60 процентов.
Еще одной немаловажной причиной
спада сельхозпроизводства стало отсутствие единой, продуманной стратегии
аграрной политики на федеральном уровне.
Практически вся тяжесть
проведения экономической реформ в сельском хозяйстве легла на регионы. Мы не
могли сидеть сложа руки. Всесторонне оценив ситуацию, стали искать подходы к
осуществлению реальной аграрной реформы, учитывая наши конкретные условия.
В своих действиях мы исходили
из того, что если остановить спад производства в новых условиях невозможно, то
надо подержать в первую очередь крепкие хозяйства и любые другие формирования,
желающие эффективно работать, а также решить про(лему хозяйств, стоящих на
грани банкротства.
В связи с этим:
1. Была пересмотрена система дотирования
сельскохозяйственного производства на областном уровне. Отменены компенсации
части затрат на реализованную продукцию. Более широко начали финансировать
целевые программы, такие, как "Плодородие земель",
"Семеноводство сельскохозяйственных культур", "Племенное дело в
животноводстве", "Капитальное строительство", "Лизинговые
операции по приобретению сельхозтехники".
2. Была разработана и
осуществлялась программа строительства объектов малой переработки. За 1992 - 95
годы введено более 300 объектов по переработке молока, мяса, зерна,
выпечке хлеба, что позволило хозяйствам
иметь собственную товарную продукцию и разбить
монополизм крупных
перерабатывающих предприятий.
3. Проведена работа по лишению
монополии торговли. Передано сельхозпроизводителям более 200 магазинов в г. Н.
Новгороде и других
промышленных центрах области.
В областном центре построено 18 рынков по реализации сельхозпродукции с
проведением еженедельно (пятница, суббота, воскресенье) ярмарок - продаж
сельскохозяйственной продукции и продуктов питания малой переработки.
4. Создана сельскохозяйственная
биржа, учредителями которой выступили
перерабатывающие и
сельскохозяйственные предприятия.
5. Ведется разработка проекта
по организации оптового рынка сельхозпродукции в Н.Новгороде, Арзамасе
и других промцентрах.
6. Создан фонд развития АПК,
через который осуществляется поддержка наиболее перспективных проектов.
Эти меры позволили многим
хозяйствам удержаться на плаву, а некоторым даже наращивать производство сельхозпродукции.
Наряду с этим была группа
хозяйств, которые практически бездействовали. Для таких хозяйств в результате
совместной работы специалистов сельского хозяйства области и аграрного
института Российской Академии сельскохозяйственных наук и была разработана
Программа приватизации земли и реорганизации сельхозпредприятий Нижегородской
области, которая одобрена Правительством Российской Федерации.
Вначале был разработан и
осуществлен пилотный проект, в который на добровольной основе вошли 6 хозяйств.
Под этот проект была подведена нормативно-правовая база. Анализ работы этих
хозяйств показал, что мы на правильном пути. Все они работают стабильно, в них
выше темпы роста производительности труда, валового дохода, заработной платы,
прибыли и накоплений.
На втором этапе (1994-1995 год)
прошла отработка Программы. В этот период времени было реорганизовано 52
сельскохозяйственных предприятия и была создана схема массовой реорганизации с
участием районных администрации.
Сегодня завершается третий этап
реорганизации, в котором принимают участие более 100 хозяйств, подавших
соответствующие заявки на основании решений общих собраний коллективов.
Всего на сегодняшний день в
соответствии с Программой приватизации земли и реорганизации
сельскохозяйственных предприятий в области реформировано 128
сельхозпредприятий, более 70 процентов из них начали реорганизацию как
убыточные, имевшие низкий уровень производства.
На базе этих хозяйств
образовалось 667 сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских)
хозяйств, в том числе 63 товарищества на вере, 143 общества с ограниченной
ответственностью, 8 производственных сельхозкооперативов, 1 закрытое акционерное
общество и 452 крестьянских (фермерских) хозяйства и предпринимателя. Более 55
тысяч сельчан стали реальными собственниками земли и имущества.
В настоящее время продолжается
работа еще в 52 предприятиях, коллективы которых приняли решение о реорганизации
своих хозяйств по Программе.
Таким образом, более четверти
общего числа колхозов и совхозов, имевшихся в области до начала реформ,
вовлечены в процесс глубоких преобразовании экономических и производственных
отношений.
Около 40% процентов земли реорганизованных
хозяйств приходится на долю товариществ на вере. Данная организационно-правовая
форма дает возможность создавать достаточно крупные и эффективно управляемые
предприятия. Средний размер их составляет 1835 га, что на 538 гектаров
превышает средний размер ООО. Практика показывает, что здесь гораздо выше
ответственность руководителей за хозяйственную деятельность предприятия.
Результаты работы созданных в
процессе реорганизации хозяйств свидетельствуют о том, что именно реформа
помогает выходу из кризиса, она дает возможность способным работникам
предприятия стать руководителями и при необходимости изменить стиль управления,
нынешним руководителям • проверить свой рейтинг и всем - как собственникам
земельных и имущественных паев - самостоятельно выбрать свой путь в этой
нелегкой жизни.
Кстати говоря, при создании
новых сельхозпредприятий лидерами, как правило, становятся люди, у которых
помимо управленческого опыта имеется еще и авторитет. Именно этот авторитет и
позволяет личности возглавить коллектив. Среди
новых лидеров немало бывших
руководителей хозяйств, но лидером может стать, к примеру, и специалист, в
прошлом возглавлявший одно из структурных подразделений. Есть случаи, когда
своим руководителем люди выбирали местного учителя или даже заведующего клубом.
Фермерами же часто становятся инициативные работники хозяйств, желающие начать
свое дело даже несмотря на весьма неблагоприятные для сельского хозяйства
экономические условия. Анализ показывает, что среди руководителей новых
предприятий - 12% ранее работали директорами и председателями, 22% -
руководителями подразделений, 25 % - специалистами, 40% - рабочими.
Созданные на базе
реорганизованных хозяйств новые предприятия своевременно и качественно провели
весь комплекс работ в 1994-95 годах и посевную компанию текущего года.
В большинстве случаев удалось
приостановить дальнейший развал производственной базы, избежать резкого спада
производства , а по некоторым видам продукции обеспечить рост.
Так, предприятия,
реорганизованные на первом этапе (1993-1994 годы), в 1995 году получили
урожайность зерновых в весе после доработки 14,3 ц/га, тогда как в среднем по
области урожайность зерновых составила 10,8 ц/га, урожайность картофеля по
данным хозяйствам возросла по сравнению с 1994 годом на 57,8%. Увеличилась по
сравнению с 1994 годом также и урожайность овощей открытого грунта на 18,8%. В
1995 году надой молока вырос по пилотным хозяйствам на 1,1% и составил 2249 кг
на корову, превысив среднеобластной показатель. Привес на откорме крупного
рогатого скота в 1993-1995 годах превышал как среднеобластной показатель, так и
средний уровень в районах, где находятся эти хозяйства.
В 1995 году рентабельность
реализации продукции по пилотным предприятиям составила 31,8%, в то время как
по области реализация продукции являлась убыточной. В реорганизованных
хозяйствах в 1995 году балансовая прибыль на 1 работника составила 3102,6 тыс.
рублей, тогда как в среднем по соответствующим районам - 1128 тыс. рублей, а в
среднем по области - 278,7 тыс. рублей. Темпы роста валового дохода в этих
предприятиях превышают таковые по области на 37,4 %. Все показатели
эффективности производства: валовой доход на 1 работника предприятия, валовой
доход на 100 га сельхозугодий, валовой доход на 1000 руб. основных
производственных фондов в пилотных предприятиях выше, чем в среднем по области.
К примеру, валовой доход на 100 га сельхозугодий в пилотных предприятиях
превышает областное значение в 2,8 раза, валовой доход на 1000 рублей платежей
в бюджет - в 2,1 раза, валовой доход на работника на 89%. Анализ
взаимоотношений вышеназванных предприятий с бюджетом показал, что
реорганизованными хозяйствами в 1995 году было получено дотащи в расчете на
1000 рублей платежей в бюджет в 2,5 раза меньше, чем в среднем по
сельскохозяйственным предприятиям области.
Экономическое состояние
предприятий второго этапа до момента реорганизации существенно различалось. В
основном это были убыточные хозяйства (39 из 52). Соответственно их
производственные показатели существенно уступают пилотным хозяйствам и среднеобластному
уровню. Положительным моментом реорганизации является то, что в 1995 году надои
на корову в реформированных предприятиях второго этапа начали увеличиваться (
на 14,5% до 1812 кг), тогда как в среднем по области они сократились на 1% до
2097 кг. Улучшилась ситуация в сфере реализации продукции, процент убыточности
уменьшился в 1,3 раза. Номинальный валовой доход в расчете на 1 работника
увеличился во вновь образовавшихся предприятиях в 3,7 раза, в то время как по
области лишь в 2,5 раза. Из 39 убыточных хозяйств, реформированных на втором
этапе в 1995 году, 17 хозяйств стали рентабельными.
Реорганизованные хозяйства
достигли более высоких экономических результатов по сравнению с
нереорганизованными благодаря целому ряду факторов. Важнейшими среди них были
следующие. Руководители образованных при реорганизации хозяйств стали предпринимателями,
получили большую самостоятельность, активно используют новые методы
хозяйствования, ищут новые рынки сбыта, виды деятельности, связи. В
реорганизованных хозяйствах быстрее изменяется структура производства,
увеличивается валовой доход от несельскохозяйственных видов деятельности.
Особое внимание уделяется
переработке и реализации продукции: открыто около 20 собственных магазинов,
введено порядка 15 цехов по переработке с/х продукции, одно кафе. Благодаря
этому цены реализации продукции в реорганизованных хозяйствах несколько выше,
чем в нереорганизованных. К примеру, товарищество "Нива" Бутурлинского
района приобрело по льготному кредиту и ввело в эксплуатацию цех по переработке
мяса стоимостью около 400 млн. рублей. Реализацию продукции товарищество
осуществляет по прямым каналам, для чего имеет развитую торговую сеть в
райцентре и населенных пунктах района. Реализует в основном колбасные изделия,
мясо, картофель, а также другие виды продукции. Маркетинговой деятельностью в
товариществе занимается 5 человек. Общая сумма выручки составляет около 200
млн. рублей к месяц.
Практически во всех
реформированных .хозяйствах сохранена и нормально функционирует социальная,
сфера и производственная инфраструктура. Передача объектов на баланс-местных
администраций позволила улучшить их работу. Социологические опросы, проведенные
научно-исследовательским социологическим центром, показали, что в результате
реорганизации возросла заинтересованность работников в результатах труда,
улучшилась дисциплина, уменьшилось пьянство и воровство. В значительной мере
этому способствовала оптимизация численности трудовых коллективов .
Мы далеки от мысли, что
реформирование является универсальным средством для решения всех проблем села.
Более того, мы видим, что в ряде случаев экономическое положение
реформированных хозяйств не изменяется к лучшему. Это связано с рядом причин:
отсутствием лидеров - профессионалов, способных возглавить хозяйства;
отсутствием развитой кредитно-финансовой системы, сервисной инфраструктуры и
другими причинами.
Сегодня становится очевидным,
что на федеральном уровне необходимо изменить экономическую и налоговую
политику в отношении сельхозпроизводителей, решить вопросы диспаритета цен,
взять под контроль государства топливно-энергетический комплекс.
Мы считаем, что очень
своевременно вышел в свет Указ Президента РФ "О реализации конституционных
прав граждан на землю". Необходимость данного документа продиктована жизнью.
Сегодня в нашей области 96%
сельскохозяйственных угодий передается в частную собственность. Более 210 тысяч
человек получили свидетельства о собственности на землю. В целом по России -
это миллионы тех, кто ее обрабатывает.
Самое интересное то, что как
только появился Президентский Указ, сразу же появились два документа прямо
противоположной направленности. Это Земельный Кодекс, принятый Государственной
Думой, и проект федерального закона 'Особенности реализации конституционного
права граждан на землю". Таким образом, можно констатировать факт борьбы,
противостояния, диаметрально противоположных подходов к решению земельной
проблемы. Видимо, те, кто ратует за эти документы, не владеют реальной
обстановкой на земле и тем самым унижают российского крестьянина.
Вполне понятно, что в случае
принятия этих документов ныне действующие нормативные акты по земельным
вопросам будут автоматически аннулированы. После их вступления в силу
произойдет экспроприация земли у крестьян, грядет очередной передел, который экстремально
обострит социальную ситуацию как в аграрном секторе, так и в целом по стране.
Можно жестко ограничить продажу
земли сельскохозяйственного назначения, контролировать ее использование, но
исключить ее из хозяйственного оборота, запретить распоряжаться ею по своему
усмотрению - дарить, передавать по наследству, продавать и закладывать в залог
- означает поставить непреодолимый барьер на пути развития экономических реформ
в российской деревне. Можно рассуждать о том, что земля -достояние народа, а труженик
на ней - опора земли русской. Важнее сделать что-то конкретное, чтобы вопрос о
частной собственности был наконец решен окончательно, иначе споры и раздоры не
прекратятся.
Любая власть своими действиями
должна стремиться получить доверие народа. Принятый сегодня в Госдуме проект
Земельного Кодекса подрывает это доверие, нарушая конституционные права
сограждан.
Анализируя итоги проведения
реформы в области, мы убедились, что крестьянин, получивший землю в
собственность, ее не пропьет и не продаст, как утверждают противники частной
собственности. Продажа земельных долей встречается крайне редко и составляет
менее 1 процента. Основная часть (более 97 процентов) передается в аренду
сельхозпредприятиям и крестьянским хозяйствам. Договоры с собственниками земельных
долей и имущественных паев в основном выполняются. Имеются единичные случаи
обращения в суд по неисполненным договорам.
Назрела необходимость в
изменении структуры и принципов управления на районном, а в последующем и
областном уровне. Требуется создание информационно-консультационных структур в
районных управлениях сельского хозяйства. Необходимость этого подтверждает
работа созданных нами совместно с британским Правительственным фондом
"Ноу-Хау" трех зональных консультационных пунктов в Шахунском,
Городецком и Арзамасском районах области.
Основной их задачей в новых
условиях становится оказание помощи сельским товаропроизводителям по следующим
направлениям:
- маркетинговые исследования,
- консультационные услуги по технологии и
техническому оснащению производства сельхозпродукции,
- вопросы управления предприятием,
- бухгалтерский учет,
- финансовая деятельность и кредитование,
- налогообложение,
- юридическое обслуживание.
Много наших хозяйств
приблизились к банкротству, и сегодня департамент сельского хозяйства и
земельной реформы совместно с учеными аграрного института РАСХН и
территориальным управлением по несостоятельности и банкротству разработали
модель реформирования таких хозяйств на примере АОЗТ "Колос"
Сокольского района.
Следующее направление нашей
работы - поиск способов сближения интересов производителей сельскохозяйственной
продукции и ее переработчиков, включая конечный результат -реализацию продуктов
питания. Уже два года в Володарском районе действует созданное при нашем
участии акционерное общество на базе свинооткормочного комплекса и
мясокомбината, которое в тесном контакте работает и с комбикормовым заводом.
Ведется работа по объединению Дивеевского мясокомбината, двух
сельхозпредприятий Ардатовского и торговой фирмы "Арма" Арзамасского
района.
Ход аграрной реформы в АПК
сдерживает, как неоднократно отмечалось, недостаточная юридическая база.
Отсутствуют законы о товариществах, об обществах с ограниченной
ответственностью, страдает недоработками и закон о сельскохозяйственной
кооперации - документ нужный и давно ожидаемый сельчанами. Статьи этого закона
о производственных кооперативах представляют собой гибрид примерного устава
колхоза и некоторых принципов рыночных отношений. Это сочетание настолько
несовершенно, что в практическом применении неизбежны серьезные нарушения
самого закона и прав собственников земли и имущества.
Проводимые реформы в
совокупности с повышением сельскохозяйственного производства, внедрением
отечественных и зарубежных высокоэффективных технологий позволят сделать нашу
продукцию конкурентоспособной и вывести сельское хозяйство из кризиса.
Со стороны администрации
оказана финансовая помощь сельхозпроизводителям по приобретению минеральных
удобрений, средств зашиты растений, ГСМ, материально-технических ресурсов,
семян, что позволило в текущем году практически избежать сокращения посевных
площадей под зерновыми культурами. Несколько возросли посевы под
продовольственными культурами - овощами, картофелем. Реализуется программа по
обеспечению заготовки кормов и уборки урожая. Идет повседневная напряженная
работа на полях области.
Подводя итоги, можно сказать
одно: запаздывание с созданием экономических условий и правовой базы в
проведении реформ на селе приведет к еще большим потерям в сельскохозяйственном
производстве.