Страницы отечественной
истории
РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
(статья 2-я)
А.А.ВАСИЛЬЕВ,
депутат городской Думы
г .Нижнего Новгорода
Формирование всесословного
самоуправления на. рубеже Х1Х-ХХ веков.
Местное управление в России в
дореформенный период строилось в полном соответствии с системой крепостного
хозяйствования. Проведение крестьянской реформы 1861 года потребовало
неотложной перестройки всей системы местного управления.
16 июля 1870 года было
утверждено новое "Городовое положение", закреплявшее сложившуюся к
тому времени систему органов городского общественного управления: городское
избирательное собрание и городскую думу с городской управой -исполнительным
органом. При этом думу и управу возглавляло одно лицо - городской голова,
утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел.
Все городские избиратели в
соответствии с имущественным (податным) цензом делились на три группы; каждая
из этих групп избирала треть гласных в городскую думу. В выборах в органы
городского самоуправления принимал участие довольно широкий круг избирателей.
Предъявляемые требования сводились к следующему: могли участвовать в выборах
лица, достигшие 25-летнего возраста, владеющие недвижимостью, промышленными или
торговыми предприятиями, занимающиеся кустарными промыслами или мелкой
торговлей, представляющие любо>; сословие. Не допускались к выборам лица,
подвергавшиеся суду, отрешенные от должности, лишенные духовного сана,
подследственные. Юридические лица и женщины принимал участие в выборах через
представителей. Голосование было тайным.
Дума и управа избирались на
четыре года, половина состава управы должна была обновляться через каждые два
года. Городской голова имел право приостановить решение управы. Разногласия
думы и управы разрешал губернатор.
"Городовым
положением" также устанавливалось предельное число лиц нехристианского
вероисповедования, допускавшихся в состав управы - оно не могло превышать одной
трети. По положению городским головой не мог быть гражданин еврейской национальности.
В компетенцию городской думы
входили такие вопросы, как назначение должностных лиц, установление городских
сборов, сложение недоимок, установление правил о заведовании городским
имуществом, о приобретении городской недвижимости, о займах.
В пользу города дума могла
устанавливать следующие сборы: с недвижимых имуществ (оценочный сбор), с
документов на право торговли и промышленного производства, с трактиров,
постоялых дворов и съестных лавок, с извозного промысла, с частных лошадей и
экипажей, с квартир и жилых помещений, с собак, с аукционов.
Расходы думы складывались из
расходов по управлению, на содержите общественных зданий и помещений, на
городские займы, На учебные и благотворительные заведения, содержание воинских
частей, полиции и тюрем. Исполнение сметы доходов и расходов контролировал
губернатор.
Как и земские органы, органы
городского самоуправления в России в значительной степени зависели от
государственных бюрократических и полицейских учреждений. Вместе с тем,
создание органов самоуправления способствовало оживлению
общественно-политической и культурной жизни, помогало торгово-промышленному
развитию русских городов. Из чисто административных центров они постепенно
стали превращаться в центры народно-хозяйственной деятельности.
В 1892 году было принято новое
"Городовое положение". Если прежде к выборам в органы городского
самоуправления допускались практически все плательщики налогов, то согласно
новому загону, в число выборщиков могли попасть только лица с определенным
имущественным цензом (в зависимости от ценности принадлежащего им имущества).
Иными словами, волна контрреформ захватила в 80-90-е годы и сферу органов
местного самоуправления. У губернатора появилось право приостанавливать любое
постановление земского собрания, если оно "не соответствовало общим
государственным пользам и нуждам", либо "нарушало интересы местного
населения".
Развитие самоуправления в
период республики.
В мае 1917 года принимается
новое "Временное положение о земских учреждениях". Компетенция
земских органов значительно расширялась в сравнении с прежним "Городовым
положением". Надзор за земствами ныне возлагался на губернского комиссара
Временного правительства.
Министерство внутренних дел
утверждало договоры с частными лицами об устройстве ими земских учреждений, о
переустройстве пристаней и дорог, о заключении займов под залог земского
имущества. В это же время исполнительным органом земств становится милиция.
Органами власти на местах были
уездные земские собрания, которые составлялись на три года из гласных от
сельских местностей и городов. Значительные изменения претерпела избирательная
кампания. Был снят возрастной ценз, от выборов отстранялись военнослужащие.
Ценза оседлости не требовалось, а списки кандидатов подписывались всего лишь
десятью избирателями. Контроль за выборами осуществлял ! Сенат. Губернские
земские собрания выбирались уездными собраниями.
Была значительно расширена
компетенция земств: к их ведению были отнесены вопросы охраны труда, создание
бирж труда и общественных мастерских, оказание юридической помощи, устранение
дороговизны.
Представителями центральной
власти на местах были комиссары Временного правительства, под их контролем
действовали волостные комитеты. А действовавшие на местах различию комитеты общественности
были призваны противодействовать Советам.
Общее руководство земствами
осуществлял Всероссийский Земский Союз, а деятельность городских (и районных)
дум и управ возглавлял Совет дум. Положение о "Всероссийском Земском союзе"
было принято в июне 1917 года.
Со второй половины XIX века здравоохранение,
торговля, образование, воспитание, сельскохозяйственное и промышленное
производство, то есть, практически, вся жизнь России строилась на земской форме
организации представительной власти и самоуправления, как на фундаменте.
Земство - это отечественная форма народовластия, обеспечения гармонии интересов
между группами населения на почве наличия взаимной заинтересованности в защите
прав и свобод граждан. Земство есть типично русская форма народовластия и
государственного строительства "снизу", "от земли", созданная
непосредственно пародом. Однако этот путь демократизации России был резко
прерван в 1917 году, в результате чего земские органы самоуправления были
повсеместно вытеснены Советами.