Страницы отечественной истории

 

РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

(статья 2-я)

А.А.ВАСИЛЬЕВ,

депутат городской Думы

г .Нижнего Новгорода

 

Формирование всесословного самоуправления на. рубеже Х1Х-ХХ веков.

Местное управление в России в дореформенный период строилось в полном соответствии с системой крепостного хозяйствования. Проведение крестьянской реформы 1861 года потребовало неотложной перестройки всей системы местного управления.

16 июля 1870 года было утверждено новое "Городовое положение", закреплявшее сложившуюся к тому времени систему органов городского общественного управления: городское избирательное собрание и городскую думу с городской управой -исполнительным органом. При этом думу и управу возглавляло одно лицо - городской голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел.

Все городские избиратели в соответствии с имущественным (податным) цензом делились на три группы; каждая из этих групп избирала треть гласных в городскую думу. В выборах в органы городского самоуправления принимал участие довольно широкий круг избирателей. Предъявляемые требования сводились к следующему: могли участвовать в выборах лица, достигшие 25-летнего возраста, владеющие недвижимостью, промышленными или торговыми предприятиями, занимающиеся кустарными промыслами или мелкой торговлей, представляющие любо>; сословие. Не допускались к выборам лица, подвергавшиеся суду, отрешенные от должности, лишенные духовного сана, подследственные. Юридические лица и женщины принимал участие в выборах через представителей. Голосование было тайным.

Дума и управа избирались на четыре года, половина состава управы должна была обновляться через каждые два года. Городской голова имел право приостановить решение управы. Разногласия думы и управы разрешал губернатор.

"Городовым положением" также устанавливалось предельное число лиц нехристианского вероисповедования, допускавшихся в состав управы - оно не могло превышать одной трети. По положению городским головой не мог быть гражданин еврейской национальности.

В компетенцию городской думы входили такие вопросы, как назначение должностных лиц, установление городских сборов, сложение недоимок, установление правил о заведовании городским имуществом, о приобретении городской недвижимости, о займах.

В пользу города дума могла устанавливать следующие сборы: с недвижимых имуществ (оценочный сбор), с документов на право торговли и промышленного производства, с трактиров, постоялых дворов и съестных лавок, с извозного промысла, с частных лошадей и экипажей, с квартир и жилых помещений, с собак, с аукционов.

Расходы думы складывались из расходов по управлению, на содержите общественных зданий и помещений, на городские займы, На учебные и благотворительные заведения, содержание воинских частей, полиции и тюрем. Исполнение сметы доходов и расходов контролировал губернатор.

Как и земские органы, органы городского самоуправления в России в значительной степени зависели от государственных бюрократических и полицейских учреждений. Вместе с тем, создание органов самоуправления способствовало оживлению общественно-политической и культурной жизни, помогало торгово-промышленному развитию русских городов. Из чисто административных центров они постепенно стали превращаться в центры народно-хозяйственной деятельности.

В 1892 году было принято новое "Городовое положение". Если прежде к выборам в органы городского самоуправления допускались практически все плательщики налогов, то согласно новому загону, в число выборщиков могли попасть только лица с определенным имущественным цензом (в зависимости от ценности принадлежащего им имущества). Иными словами, волна контрреформ захватила в 80-90-е годы и сферу органов местного самоуправления. У губернатора появилось право приостанавливать любое постановление земского собрания, если оно "не соответствовало общим государственным пользам и нуждам", либо "нарушало интересы местного населения".

 

Развитие самоуправления в период республики.

В мае 1917 года принимается новое "Временное положение о земских учреждениях". Компетенция земских органов значительно расширялась в сравнении с прежним "Городовым положением". Надзор за земствами ныне возлагался на губернского комиссара Временного правительства.

Министерство внутренних дел утверждало договоры с частными лицами об устройстве ими земских учреждений, о переустройстве пристаней и дорог, о заключении займов под залог земского имущества. В это же время исполнительным органом земств становится милиция.

Органами власти на местах были уездные земские собрания, которые составлялись на три года из гласных от сельских местностей и городов. Значительные изменения претерпела избирательная кампания. Был снят возрастной ценз, от выборов отстранялись военнослужащие. Ценза оседлости не требовалось, а списки кандидатов подписывались всего лишь десятью избирателями. Контроль за выборами осуществлял ! Сенат. Губернские земские собрания выбирались уездными собраниями.

Была значительно расширена компетенция земств: к их ведению были отнесены вопросы охраны труда, создание бирж труда и общественных мастерских, оказание юридической помощи, устранение дороговизны.

Представителями центральной власти на местах были комиссары Временного правительства, под их контролем действовали волостные комитеты. А действовавшие на местах различию комитеты общественности были призваны противодействовать Советам.

Общее руководство земствами осуществлял Всероссийский Земский Союз, а деятельность городских (и районных) дум и управ возглавлял Совет дум. Положение о "Всероссийском Земском союзе" было принято в июне 1917 года.

Со второй половины XIX века здравоохранение, торговля, образование, воспитание, сельскохозяйственное и промышленное производство, то есть, практически, вся жизнь России строилась на земской форме организации представительной власти и самоуправления, как на фундаменте. Земство - это отечественная форма народовластия, обеспечения гармонии интересов между группами населения на почве наличия взаимной заинтересованности в защите прав и свобод граждан. Земство есть типично русская форма народовластия и государственного строительства "снизу", "от земли", созданная непосредственно пародом. Однако этот путь демократизации России был резко прерван в 1917 году, в результате чего земские органы самоуправления были повсеместно вытеснены Советами.

 

Сайт создан в системе uCoz