ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
РАБОТЫ АППАРАТА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ, ЕГО КОМИТЕТОВ И
КОМИССИИ
Выступление Ю.Д. АРТАМОНОВА
(управляющий делами
Законодательного Собрания Нижегородской области)
Уважаемые участники семинара!
Никому из находящихся в этом
зале не нужно доказывать, что организационное обеспечение деятельности
депутатского корпуса было и остается основой эффективности его работы, главным
условием высокого КПД представительного органа власти.
Мне бы хотелось в своем
выступлении коротко коснуться роли и места аппарата в обеспечении деятельности
депутатского корпуса Законодательного Собрания Нижегородской области.
Надо исходить из того, что
парламентская деятельность в России только еще становится на ноги, и впереди у
нас необозримое поле деятельности. История же требует ускоренного продвижения
по этому пути, разумеется, с учетом многовекового опыта стран с высоко развитой
демократией. И нам есть чему поучиться у наших коллег из Канады.
Решение новых задач, поиск
эффективных методов реализации традиционных функций государственного управления
предъявляют повышенные требования к организации деятельности аппарата
государственных органов и качеству их персонала.
Как уже отмечал наш
председатель, в Законодательное Собрание области входят 43 депутата. Восемь из
них работают на постоянной основе: председатель Собрания, 2 заместителя
председателя Собрания, председатель комитета по правовой политике, три
заместителя председателей комитетов и один депутат I бюджетном комитете.
Сформировано 9 комитетов и одна
комиссия. Их работу обеспечивают 83 ответственных работника аппарата.
В Законодательном Собрании
созданы все условия для служебного роста работников, повышения их
образовательного, профессионального уровня, приобретения второй профессии,
специальности, в том числе связанной с государственной службой, для изучения
опыта работы законодательных органов страны. Единственное условие: не
заниматься деятельностью в партиях, политических движениях и объединениях.
С начала работы
Законодательного Собрания, то есть в течение 2,5 лет, ряд специалистов был
переведен на более высокие должности государственной службы в другие
государственные организации. Три специалиста из правового управления, в
частности, Указом Президента назначены судьями в Арбитражный Суд Нижегородской
области, а также в областной суд.
Три работника организационного
отдела переведены в аппарат областной администрации, шесть специалистов
контрольно-счетного отдела утверждены начальниками отделов Управления
казначейства Российской Федерации по Нижегородской области. К сожалению, такая
текучесть одновременно и результат неадекватного стимулирования в аппарате
Законодательного Собрания и в администрации.
Двадцать два человека были
переведены на более высокие должности внутри аппарата Собрания.
Словом, аппарат подобран таким
образом, что можно эффективно решать основную задачу Законодательного Собрания
- создавать необходимое правовое поле в области.
Работники аппарата глубоко
сознают, что государственная служба это не безличный механизм исполнения любых
распоряжений вышестоящих должностных лиц, а средство реализации требований
законов государства применительно к каждому конкретному случаю, а также
механизм обратной связи, способствующий совершенствованию системы
законодательства и государственного управления в целом.
Основу этого механизма
составляют люди. Конечно, люда , работающие в аппарате, являются и главной
консервативно! силой, препятствующей переменам, и, с другой стороны, ведущей
силой обновления.
Для обеспечения максимальной
эффективности работы аппарата необходимо сформировать такие мотивы и стимул
профессиональной деятельности, которые способствуют утверждению духа высокой
нравственности и ответственности за судьбу Отечества. Это неразрывно связано с
успехом или неудачей проводимых реформ.
Новое качество персонала
государственных органов во многом определяется высоким уровнем его
профессионализма. Вот какую характеристику можно смело дать подавляющему числу
ответственных работников аппарата Законодательного Собрания:
- обладает большими
профессиональными знаниями, по многим вопросам может дать исчерпывающую
консультацию;
- ориентируется в проблемах и
возможностях автоматизированной обработки информации, умеет использовать эти возможности на практике;
- обладает хорошими правовыми
знаниями в своей области работы, имеет
юридическую практику решения тех или
иных вопросов;
- отлично знает свои права,
обязанности и ответственность, знает нормативную базу и умеет эти знания
использовать;
- имеет неплохие знания в
теории и методах управления;
- умеет правильно оценивать
возможные близкие и далекие последствия
различных нормативных актов и
управленческих решений;
- умеет планировать работу,
добивается высокой жизнеспособности и реалистичности плана;
- исключительно предан интересам дела;
- хороший организатор, умеет нужным
образом расставить людей, распределить между
ними обязанности, организовать
коллектив на выполнение поставленных задач;
- принимает продуманные,
квалифицированные управленческие решения;
- при необходимости принятия
решения в незнакомой для себя области
умеет привлечь специалистов и
консультантов и правильно использовать их
знания;
- объективно оценивает других
работников и результаты их работы, не руководствуется при этом своим
настроением, симпатиями и антипатиями;
- хорошо умеет стимулировать
деятельность своих подчиненных;
- всячески способствует
повышению квалификации работников аппарата, используя для этого все имеющиеся
возможности;
- способен выполнять самые
сложные задания, справляется с работой практически любой сложности.
Сегодня служащие выполняют
несколько ролей: роль специалиста, способного решать профессиональные задачи;
роль политика, учитывающего в своей деятельности интересы различных социальных
и политических сил; роль эксперта и аналитика, обладающего навыками и
способностями для адекватного понимания процессов и явлений, происходящих в
обществе.
Отсюда и новые профессиональные
качества, которые нужны современному государственному служащему: стратегическое
видение и понимание проблем в целом; нахождение согласия со многими участниками
и умение вести переговоры; постоянное творчество, ориентация на нововведения и
способность проводить изменения; умение находить и эффективно использовать
финансовые, материальные, людские и информационные ресурсы в условиях их
ограниченности и дефицита.
Есть такая русская поговорка:
родственников дает нам судьба, как хорошо, что друзей мы выбираем сами.
Если эту поговорку перевести на
нашу аудиторию, то можно сказать: депутатов дает нам судьба, как хорошо, что
аппарат мы подбираем сами.
Судьба парламентаризма в
России, особенно в субъектах Федерации, во многом будет определяться кадрами
аппарата, качеством госслужащих. Будем надеяться, что аппарат не подведет и не
даст погибнуть демократии, которую нельзя представить без парламентаризма и
местного самоуправления.
Что касается таких направлений
организации работы аппарата, как планирование работы Собрания, его комитетов и
аппарата; регламент Собрания; место аппарата в подготовке нормативных актов;
организационное обеспечение созыва Собрания и его комитетов; система работы с
депутатами; организация контроля за исполнением нормативных актов; связь с
федеральными органами власти и субъектами Федерации; связь с органами местного
самоуправления; учеба депутатов, аппарата, помощников депутатов; ведение
кадровой работы в аппарате, вопросов внутренней организации аппарата, режима
труда и отдыха его членов; связь с администрацией, департаментами и
управлениями, общественными организациями и движениями; взаимодействие с
другими органами власти и управления, то об этом можно говорить много, но лучше
всего это сделать в условиях секционной работы. Тем более, что, как говорится,
лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Поэтому мы приготовили к
семинару целый пакет справочного материала. Вы с ним ознакомитесь, и если
появятся вопросы, получите исчерпывающий ответ. С вами также готов на контакт
любой специалист из нашего аппарата. Некоторые из них будут выступать на
секциях. Они расскажут подробнее о направлениях своей деятельности, поделятся
достижениями и недостатками в работе, с удовольствием послушают вас.
Мы очень рассчитываем на ваш
опыт, знания, предложения и надеемся обогатиться от общения с участниками
семинара.