ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ АППАРАТА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ, ЕГО КОМИТЕТОВ И

КОМИССИИ

Выступление Ю.Д. АРТАМОНОВА

(управляющий делами Законодательного Собрания Нижегородской области)

Уважаемые участники семинара!

Никому из находящихся в этом зале не нужно доказывать, что организационное обеспечение деятельности депутатского корпуса было и остается основой эффективности его работы, главным условием высокого КПД представительного органа власти.

Мне бы хотелось в своем выступлении коротко коснуться роли и места аппарата в обеспечении деятельности депутатского корпуса Законодательного Собрания Нижегородской области.

Надо исходить из того, что парламентская деятельность в России только еще становится на ноги, и впереди у нас необозримое поле деятельности. История же требует ускоренного продвижения по этому пути, разумеется, с учетом многовекового опыта стран с высоко развитой демократией. И нам есть чему поучиться у наших коллег из Канады.

Решение новых задач, поиск эффективных методов реализации традиционных функций государственного управления предъявляют повышенные требования к организации деятельности аппарата государственных органов и качеству их персонала.

Как уже отмечал наш председатель, в Законодательное Собрание области входят 43 депутата. Восемь из них работают на постоянной основе: председатель Собрания, 2 заместителя председателя Собрания, председатель комитета по правовой политике, три заместителя председателей комитетов и один депутат I бюджетном комитете.

Сформировано 9 комитетов и одна комиссия. Их работу обеспечивают 83 ответственных работника аппарата.

В Законодательном Собрании созданы все условия для служебного роста работников, повышения их образовательного, профессионального уровня, приобретения второй профессии, специальности, в том числе связанной с государственной службой, для изучения опыта работы законодательных органов страны. Единственное условие: не заниматься деятельностью в партиях, политических движениях и объединениях.

С начала работы Законодательного Собрания, то есть в течение 2,5 лет, ряд специалистов был переведен на более высокие должности государственной службы в другие государственные организации. Три специалиста из правового управления, в частности, Указом Президента назначены судьями в Арбитражный Суд Нижегородской области, а также в областной суд.

Три работника организационного отдела переведены в аппарат областной администрации, шесть специалистов контрольно-счетного отдела утверждены начальниками отделов Управления казначейства Российской Федерации по Нижегородской области. К сожалению, такая текучесть одновременно и результат неадекватного стимулирования в аппарате Законодательного Собрания и в администрации.

Двадцать два человека были переведены на более высокие должности внутри аппарата Собрания.

Словом, аппарат подобран таким образом, что можно эффективно решать основную задачу Законодательного Собрания - создавать необходимое правовое поле в области.

Работники аппарата глубоко сознают, что государственная служба это не безличный механизм исполнения любых распоряжений вышестоящих должностных лиц, а средство реализации требований законов государства применительно к каждому конкретному случаю, а также механизм обратной связи, способствующий совершенствованию системы законодательства и государственного управления в целом.

Основу этого механизма составляют люди. Конечно, люда , работающие в аппарате, являются и главной консервативно! силой, препятствующей переменам, и, с другой стороны, ведущей силой обновления.

Для обеспечения максимальной эффективности работы аппарата необходимо сформировать такие мотивы и стимул профессиональной деятельности, которые способствуют утверждению духа высокой нравственности и ответственности за судьбу Отечества. Это неразрывно связано с успехом или неудачей проводимых реформ.

Новое качество персонала государственных органов во многом определяется высоким уровнем его профессионализма. Вот какую характеристику можно смело дать подавляющему числу ответственных работников аппарата Законодательного Собрания:

- обладает большими профессиональными знаниями, по многим вопросам может дать исчерпывающую консультацию;

- ориентируется в проблемах и возможностях автоматизированной обработки информации, умеет использовать  эти возможности на практике;

- обладает хорошими правовыми знаниями в своей области работы,  имеет юридическую  практику решения  тех или  иных вопросов;

- отлично знает свои права, обязанности и ответственность, знает нормативную базу и умеет эти знания использовать;

- имеет неплохие знания в теории и методах управления;

- умеет правильно оценивать возможные близкие и далекие последствия   различных   нормативных актов и управленческих решений;

- умеет планировать работу, добивается высокой жизнеспособности и реалистичности плана;

-  исключительно предан интересам дела;

- хороший организатор, умеет нужным образом расставить людей, распределить между   ними   обязанности, организовать коллектив на выполнение поставленных задач;

- принимает продуманные, квалифицированные управленческие решения;

- при необходимости принятия решения в незнакомой для себя  области умеет привлечь  специалистов и консультантов  и правильно использовать их знания;

- объективно оценивает других работников и результаты их работы, не руководствуется при этом своим настроением, симпатиями и антипатиями;

- хорошо умеет стимулировать деятельность своих подчиненных;

- всячески способствует повышению квалификации работников аппарата, используя для этого все имеющиеся возможности;

- способен выполнять самые сложные задания, справляется с работой практически любой сложности.

Сегодня служащие выполняют несколько ролей: роль специалиста, способного решать профессиональные задачи; роль политика, учитывающего в своей деятельности интересы различных социальных и политических сил; роль эксперта и аналитика, обладающего навыками и способностями для адекватного понимания процессов и явлений, происходящих в обществе.

Отсюда и новые профессиональные качества, которые нужны современному государственному служащему: стратегическое видение и понимание проблем в целом; нахождение согласия со многими участниками и умение вести переговоры; постоянное творчество, ориентация на нововведения и способность проводить изменения; умение находить и эффективно использовать финансовые, материальные, людские и информационные ресурсы в условиях их ограниченности и дефицита.

Есть такая русская поговорка: родственников дает нам судьба, как хорошо, что друзей мы выбираем сами.

Если эту поговорку перевести на нашу аудиторию, то можно сказать: депутатов дает нам судьба, как хорошо, что аппарат мы подбираем сами.

Судьба парламентаризма в России, особенно в субъектах Федерации, во многом будет определяться кадрами аппарата, качеством госслужащих. Будем надеяться, что аппарат не подведет и не даст погибнуть демократии, которую нельзя представить без парламентаризма и местного самоуправления.

Что касается таких направлений организации работы аппарата, как планирование работы Собрания, его комитетов и аппарата; регламент Собрания; место аппарата в подготовке нормативных актов; организационное обеспечение созыва Собрания и его комитетов; система работы с депутатами; организация контроля за исполнением нормативных актов; связь с федеральными органами власти и субъектами Федерации; связь с органами местного самоуправления; учеба депутатов, аппарата, помощников депутатов; ведение кадровой работы в аппарате, вопросов внутренней организации аппарата, режима труда и отдыха его членов; связь с администрацией, департаментами и управлениями, общественными организациями и движениями; взаимодействие с другими органами власти и управления, то об этом можно говорить много, но лучше всего это сделать в условиях секционной работы. Тем более, что, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Поэтому мы приготовили к семинару целый пакет справочного материала. Вы с ним ознакомитесь, и если появятся вопросы, получите исчерпывающий ответ. С вами также готов на контакт любой специалист из нашего аппарата. Некоторые из них будут выступать на секциях. Они расскажут подробнее о направлениях своей деятельности, поделятся достижениями и недостатками в работе, с удовольствием послушают вас.

Мы очень рассчитываем на ваш опыт, знания, предложения и надеемся обогатиться от общения с участниками семинара.

Сайт создан в системе uCoz