В областной избирательной комиссии

ИТОГИ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ

А.И.НЕКРАСОВ,

председатель избирательной комиссии

Нижегородской области, кандидат юридических наук, доцент

 

Завершилась избирательная кампания 1996 года по выборам Президента Российской Федерации. Им вновь стал Борис Николаева Ельцин, которому избиратели Российской Федерации доверили этот высокий пост на второй срок.

Как и при выборах в декабре 1995 года депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва, так и при выборах Президента Российской Федерации не обошлось без предсказаний о том, что выборы не состоятся, их отменят, их перенесут и т.д. Накал страстей в ходе избирательной кампании нарастал, и у кого-то не выдержали нервы. Однако твердость, решительность и принципиальность действующего Президента России Б.Н.Ельцина была продемонстрирована доведением президентских выборов до конца.

Этим в очередной раз была подтверждена незыблемость демократического процесса в России. А самое главное, еще раз все увидели, что в России действует и развивается независимая и демократическая избирательная система.

Анализ завершившейся 3 июля 1996 года избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации показывает, что несмотря на отдельные трудности, в целом по Нижегородской области ее отличали деловой настрой и высокая организованность, Выборы прошли честно и справедливо. В первом туре голосования - 16 июня с.г. - приняли участие 66,4% избирателей. За Б.Ельцина голосовали 34, 8 проц. избирателей, за

Г.Зюганова - 32,5 проц., за А.Лебедя - 14,8 проц., за Г .Явлинского -7,1 проц., за В.Жириновского - 5,4 проц. Каждый из остальных 5 кандидатов получил менее одного процента голосов. Как и на выборах депутатов Государственной Думы, Губернатора области наибольшую активность проявили жители сельских районов. В восьми из них число проголосовавших превысило 75 проц.

Первые и вторые позиции во всех городах и районах области в первом туре голосования заняли Б.Ельцин и Г.Зюганов. Наибольшую поддержку Б.Ельцину оказали жители городов Нижнего Новгорода, Дзержинска, Сарова, Балахнинского, Кстовского, Выксунского, Володарского, Ковернйнского и Сокольского районов.

Повторное голосование - 3 июля 1996 года - в Нижегородской области не преподнесло сюрпризов. Повсеместно оно прошло в полном соответствии с демократическими принципами, без каких-либо серьезных нарушений. Достаточно высокой была активность избирателей (65,5 проц.), и большинство из них (51,7 проц.) отдало предпочтение нынешнему Президенту. За Г.Зюганова голосовало 42,4 проц. избирателей. Причем преимущество Б.Ельцина над Г.Зюгановым оказалось значительно большим, нежели 16 июня с.г. С 2,3 проц. разрыв вырос до 9,3 проц. Улучшилось соотношение голосов в пользу Президента в городах Арзамасе и Сарове, Борском, Выксунском, некоторых других районах. В большинстве сельских районов соотношение изменилось в пользу Г.Зюганова, но из-за их малонаселенности это не помешало общему укреплению в области позиций Б.Ельцина. Однако нужно принять во внимание, что почти 800 тысяч избирателей отдали голоса Г.Зюганову.

Оба тура голосования отличали строжайшее соблюдение процедур и календарных сроков избирательных действии, тесное взаимодействие избирательных комиссий с органами государственной власти и местного самоуправления, с политическими партиями и общественными движениями, средствами массовой информации. В установленные законом сроки были образованы 2463 избирательных участка - на 26 больше, чем было при выборах депутатов Государственной Думы. С учетом предложений общественных объединений и выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства сформированы все 59 территориальных и 2463 участковые избирательные комиссии. В их состав назначены 20723 члена комиссии с правом решающего голоса. Свыше 80 проц. из них имеют опыт работы в составе избирательных комиссий; у каждого третьего - высшее образование. Своевременно составлялись списки избирателей, из которых 19,5 тысячи 18 -летних.

Постановлениями глав местного самоуправления территориальным и участковым избирательным комиссиям выделены помещения, пригодные для их работы и проведения голосования. В них осуществлены дополнительные меры по противопожарной безопасности и обеспечению сохранности избирательных документов. Заслуживает внимания решение глав местных администраций районов города Нижнего Новгорода, Выксунского, Кстовского, Павловского, Богородского, Ковернинского, Семеновского районов о закреплении предприятий и других хозяйственных органов за избирательными участками по оказанию им помощи в своевременном оборудовании и техническом оснащении помещений для голосования, обеспечении их надежной связью и транспортом. В Сеченовском районе 28 июня ураганом были разрушены более 200 зданий, в том числе помещения двух избирательных участков. Принятыми мерами избирательные участки были восстановлены, и голосование в них 3 июля с.г. прошло в строгом соответствии с законом о выборах.

В рамках утвержденной в мае 1995 года областной программы повышения правовой культуры избирателей и других участников избирательного процесса проводилась большая организационно-методическая и разъяснительная работа, в т.ч. с активным использованием средств массовой информации.

Регулярно проводились встречи с представителями кандидатов в Президенты РФ, а также партий, общественных движений и средств массовой информации. С сообщениями на них выступали руководители Законодательного Собрания области, облизбиркома, другие должностные лица. Участникам встреч, "круглых столов" вручались информационные документы областной избирательной комиссии, журнал "Вестник Центральной избирательной комиссии РФ".

За ходом голосования и подведением его итогов в области следили свыше 15 тысяч наблюдателей и почти 7 тысяч членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. В декабре 1995 года их было на треть меньше. Из-за масштабов наблюдения и в результате должной ответственности избирательных комиссий во время голосования как 16 июня, так и 3 июля, не поступило ни одного сообщения о серьезных нарушениях законодательства о выборах. В дни голосования жалоб и заявлении на нарушение закона о выборах Президента Российской Федерации в избирательную комиссию области не поступало. Обращения в ходе избирательной кампании касались, преимущественно, соблюдения установленного законом порядка проведения предвыборной агитации, о чем оперативно извещались соответствующие областные правоохранительные органы.

Как и в прежние выборы, в область прибывали международные наблюдатели. Наиболее активно в этой работе участвовали представители ОБСЕ из Германии.

С развертыванием президентской избирательной кампании активно использовалась для передачи и сбора информации, незамедлительного доведения до территориальных избирательных комиссий разъяснений и методических рекомендаций Центризбиркома РФ система ГАС "Выборы". Как и на выборах депутатов Государственной Думы, все списки избирателей в области были изготовлены с использованием средств ГАС "Выборы". Практически вся итоговая выборная документация распечатывалась на компьютерной технике. При этом специалистами обслуживающей организации "Радиокоминформ" были разработаны 3 программы: по распечатке сводных таблиц по участкам, районам и в целом по области; по контролю за передачей информации от местных избирательных комиссий в Центризбирком РФ; по автоматизированному сообщению о временно пребывающих избирателях.

Наступило время принять закон о системе ГАС "Выборы". В ходе подготовки и проведения президентских выборов комплекс ГАС "Выборы" показал свою высокую эффективность. Была впервые обеспечена оперативность, точность и гласность информации о явке избирателей на выборы и об итогах голосования с помощью специального центра отображения данных на большом экране. На другой день после дня голосования в целом по области были подведены окончательные итоги, и соответствующие избирательные документы были направлены в Центризбирком РФ.

На подготовку выборов для области из федерального бюджета на оба тура голосования выделялось 11146 млн. рублей. В среднем на одну участковую избирательную комиссию расходы составили по 3,6 - 3,7 млн. рублей, а на одну территориальную комиссию - 12-13 млн. руб. В целом потребность в средствах была обеспечена Центризбиркомом РФ исходя из заявочной сметы, что свидетельствует о достаточно точном расчете сумм средств.

С развитием избирательной системы, как на федеральном, так и на региональных уровнях, совершенствуется в целом законодательство о выборах. Но каждая избирательная кампания отличается своими особенностями, а иногда и недостатками. Так, Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" предусматривает лишь в исключительном, а не в общем порядке, досрочное голосование. Из-за этого не всегда удавалось обеспечить голосование избирателям, выезжающим в отпуск, командировку, в т.ч. за границу, находящимся в день выборе в в пути следования, и в др. случаях.

В законе также упущено ранее имевшееся право избирательных комиссий субъектов Российской Федерации разрешать начать голосование ранее 8 часов утра, учитывая летний период, сельхозработы и т.д.

Необходимость регулирования этих вопросов в законодательстве очевидна. Также нужно законодательно проработать и систему учета граждан по месту их постоянного проживания и по месту их временного пребывания, чтобы обеспечить полную и точную их регистрацию в списках избирателей.

Именно по этим трем проблемам возникали вопросы обеспечения права голосования избирателей, которые оперативным порядком разрешались и поэтому могут быть доурегулированы в Законе "О выборах Президента Российской Федерации".

В Нижегородской области уже давно не возникают у кого-либо сомнения в точности и достоверности сведений о ходе и результатах голосования избирателей. На президентских выборах мы с помощью компьютерной техники и средств отображения на большом экране это еще более подтвердили.

Более подробно об итогах президентских выборов 1996 года можно узнать из книги "Россия выбирает Президента", изданной в Нижнем Новгороде.

Сайт создан в системе uCoz