Актуальная
тема
ЕСЛИ ВЗГЛЯНУТЬ ИЗ АМЕРИКИ НА
ПРОБЛЕМЫ "НАШЕНСКИЕ"
Не так давно довелось
автору этих, строк услышать разговор двух чиновников, которые прямо с
трагическими нотками в голосе обсуждали проблемы взаимоотношений властей города
и промышленных предприятий. С одной стороны - предприятия вроде бы уже не
государственные, а с другой - надо же как-то вытаскивать их из кризиса.
Пожалуй, сегодня мы
встретим больше вопросов, чем ответов, и на других "магистралях"
управления крупным городом: цианирование в сфере городского хозяйства,
формирование и расходование бюджета, местное налогообложение. В этих условиях
вовсе нелишне было бы познакомиться, как решаются столь непростые еще для нас
проблемы "у них", в странах "устоявшегося капитализма ".
Летом этого года большая
группа управленцев из пяти российских городов, в составе которой почти треть
представляли нижегородцы, получив официальное приглашение по линии конгресса
США, прошла двухнедельную стажировку в Штатах. В нашей делегации находился и
заместитель главы администрации г. Нижнего Новгорода, директор департамента
экономики и прогнозирования С.А.Обозов.
Целью поездки было
посмотреть, как работают все формы местного самоуправления в Америке. Программа
была очень насыщенной: за 2 недели члены российской делегации побывали в
четырех штатах, во множестве городов, встречались с мэрами, с председателями
городских собраний, с руководителями финансовых и налоговых служб. Были встречи
и с теми представителями органов местного самоуправления, которым соответствуют
у нас комитеты общественного самоуправления микрорайонов. Все ценное, что
увидели нижегородцы в США, будет обобщено в докладной записке мэру г. Нижнего
Новгорода, Будет рассматриваться возможность использования у нас американского
опыта.
По возвращении С.А.Обозов
собрал пресс-конференцию, на которой вооружил журналистов подробным письменным
отчетом о поездке, а также ответил па их вопросы. Вашему вниманию предлагаются
ответы С.А.Обоздва на некоторые вопросы журналистов.
- Сергей Александрович, как
Вы после поездки в США оцениваете существующую модель управления Нижним
Новгородом?
- Организаторы стажировки
провезли нас по городам четырех штатов, где представили модификации управления,
наиболее типичные для США: сильный мэр - слабый совет, сильный совет - слабый
мэр, сильный совет - управляющий... Американцы, к слову, были немало удивлены,
когда я в своем выступлении указал, что в истории России мы все эти модели уже
прошли. Я им рассказал, что Нижний Новгород до 1917 года жил в режиме сильный
совет - городской управляющий. Потом 70 лет у нас были слабый совет управление – руководящие и направляющие... С
1991 по 1994 год мы успели пожить при слабом мэре сильном совете. Если помните,
мэр назначался губернатором по согласованию с городским Советом.
С точки зрения полномочий
органов управления, в настоящее время мы живем в режиме сильный мэр - слабый
совет и переходим в пятую модель, когда в последней схеме еще добавляется
управляющий. Я не хочу никоим образом обидеть депутатов нашей городской Думы,
но по критериям мировой, американской практики, такая Дума не может считаться
сильным представительным органом власти. Плохо это или хорошо? Как депутат
Думы, я считаю обоснованным движение системы управления Н. Новгородом к модели:
сильный мэр - слабый совет -городской управляющий. При этом "сила"
мэра и "слабина" совега уравновешены Уставом города.
- У Вас в отчете о
стажировке есть очень важное наблюдение, что принятие городского бюджета должно быть более открытым для населения
процессом. Нижний Новгород
и американские города... Есть
ли между ними
разница в степени
доступности бюджетных вопросов народу?
- Разница есть, и довольно
ощутимая. У них построено так. В июле
идет принятие бюджета и плана развития города. При этом обязательно должны быть
какие-то встречи, обсуждения. В каждом городе организовано по-разному, но существует
определенная технология. Сначала проходят встречи с бизнесменами, затем - с
научной интеллигенцией, которая по профилю деятельности близка к вопросам, о которых идет речь. Дальше - уровень
бюджетных организаций. И затем - отдельных микрорайонов, где речь уже идет об определенных застройках
и расходах на эти застройки.
Органы власти стараются делать
так, чтобы бюджет был представлен в трех видах. Один - доступен для понимания
профессионалов, второй - понятен среднему управленческому звену, и третий -
вообще для любого обывателя.
Наши руководители, надо для
справедливости заметить, тоже считают необходимым с народом встречаться, но
разговор идет обо всем, а как таковой темы бюджета при этих встречах нет. В
американских городах эта тематика жестко соблюдается.
Заодно замечу, что там
негативно относятся к понятию "дефицитный бюджет". И это вовсе не
связано с тем, кто лучше или хуже живет. Даже в условиях нищеты должна быть
реальная картина доходов и расходов. А дефицит бюджета - это разрыв между
возможным и желаемым, это уловка, которая позволяет варьировать бюджетными
средствами без контроля со стороны представительных органов власти.
- Как осуществляется ценовая политика в США на
уровне города?
- Город в Соединенных Штатах, в
частности, устанавливает тарифы по всем
видам коммунальных услуг. Есть
позиции, которые оплачиваются населением на 100 процентов, есть такие,
которые дотируются. Например, по
электроэнергии, газу -дотируются.
Уменьшать тарифы для населения за счет увеличения тарифов для предприятий в
американских городах не принято.
Что любопытно, по муниципальным
предприятиям коммунальной сферы прибыль в США нулевая. Там главы городов
считают, что не может быть у фирмы прибыли, если она "привязана" к
бюджету. У нас же в области уровень рентабельности у иных хозяйствующих
субъектов в коммунальной сфере до 30 процентов доходит. Это серьезный, я считаю,
управленческий огрех. Но сейчас мы занялись этой проблемой поглубже. С
институтом ведем анализ балансов коммунальных предприятий, исследуем, насколько
эффективно они используют бюджетные средства. К концу года, надеюсь, эту работу
закончим, и тогда эта проблема будет предметом отдельного обсуждения.
- На уровне Федерации,
областей и городов России постоянно идут дискуссии на тему: кому и сколько
оставить от налоговых сборов. Причем "меньший брат" в этом споре
зачастую остается самым обделенным. А как
подобные проблемы решаются в городах Соединенных Штатов?
- По признанию крупных руководителей, с
которыми мы вели разговор во время стажировки, в США тоже есть определенная
доля субъективизма в бюджетных взаимоотношениях между штатом и федерацией,
между городом и штатом. Но есть очень принципиальное отличие их городов от
наших - у них больше свободы в принятии местных налогов.
При централизованной системе
распределения доходов мы с вами сидим в Нижнем Новгороде и ждем - январь,
февраль, март... Что ждем? Пока Москва примет свой бюджет. Потом еще ждем,
когда Законодательное Собрание области примет свой бюджет. И только после этого
мы получаем нормативы отчислений по НДС, по акцизам, по налогам на прибыль, по
подоходному налогу... Это основные регулируемые налоги, которые составляют
львиную долю бюджета.
Мы с вами живем в режиме
ожидания. У них же город формирует свою доходную базу самостоятельно.
Существует единственное ограничение по введению местных налогов - выборы.
70 процентов доходной базы
город формирует сам. Складывается эта база из двух видов налогов: налога с
недвижимости и налога с продаж. "Заманивают" органы власти в город
какого-то производителя, огромное предприятие - налог на недвижимость сразу
пополняется. И получается, что им очень выгодно развивать производство. А нам
пока от этого разве что моральное удовлетворение, экономического интереса почти
нет. И понятно, почему. Приходит в мэрию кто-то с бизнес-планом и просит:
"Предоставьте льготу". И мы отдаем ему свое последнее, а когда это
предприятие начнет получать прибыль, она по вертикали взбежит прямо до
Федерации... И все: экономика не идет, потому что жертвуем мы, а плоды этой
жертвы распределяются до самой Москвы.
Я считаю, что надо за городом
закрепить сто процентов налогов на имущество, налог на продажу и земельный
налог.
- А Вам не кажется, что, пока эти
принципиально новые схемы
налогообложения не заложены
в Российский налоговый кодекс, работать они не будут?
- Я согласен, коренные изменения должны пройти
по всей налоговой вертикали. Но вместе с областью, с учетом нормативов, которые
Федерация дала области, мы уже сегодня можем начать менять прежние
налоговые схемы. Хотя
бы в порядке эксперимента.
Отчет о
пресс-конференции подготовила
Фаина
БЕБЕНИНА.