В ЗЕМСКИХ
СОБРАНИЯХ И ГОРОДСКИХ ДУМАХ
КАК ДЕЛАЮТСЯ
ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ
С.Н.БИСИН,
начальник управления
по организации работы
городской Думы
и органов местного
самоуправления
Нижнего Новгорода
Вот уже более семи лет - с
1990 года, когда в Нижнем Новгороде образовался первый демократический горсовет
-Станислав Николаевич БИСИН обеспечивает повседневную работу городской
представительной власти. В последние годы он возглавляет в городской Думе
управление по организации работы Думы и органов местного самоуправления Нижнего
Новгорода. Название должности менялось - не менялась суть.
- Станислав Николаевич, как долго готовятся
заседания городской Думы? Кто участвует в их подготовке?
- Дума вошла теперь в такой
ритм работы, что 'заседает, как правило, раз в месяц. И подготовка основных
вопросов, выносимых на заседания Думы, занимает соответственно около месяца. Но
есть и такие вопросы, которые мы готовим месяца два-три.
Кто "мы"? Это
подразделения городской администрации, депутатские комиссии. По ряду вопросов
приглашаются и эксперты.
Скажем, проект городского
бюджета первоначально готовится в подразделениях администрации с участием
депутатов Думы. Далее этот проект согласовывается с районными администрациями,
потом выносится на рассмотрение комиссий Думы, а уж затем - на заседание Думы в
целом.
Сейчас такой же путь проходит и
генеральный план развития города. В мае он был получен нами от администрации
Нижнего Новгорода. В июне план мы раздали депутатам. Они заслушали доклад
главного архитектора города, и уже во второй половине года генплан рассмотрит
городская Дума. Вопрос очень серьезный, его надо осмыслить, обсудить с
населением, в трудовых коллективах.
Конечно, некоторые
постановления Думы касаются текущих дел и состоят всего из четырех-пяти
строчек, они не такие трудоемкие - готовятся два-три дня. Есть и такие вопросы,
которые Дума рассматривает и откладывает "на потом" в силу их
неготовности. Словом, идет нормальный рабочий процесс.
- Каким образом Вы строите работу с экспертами
-юристами, другими специалистами?
- Например, наш
градостроительный устав разрабатывался сначала в Санкт-Петербурге, в
соответствующем институте. То, что там получилось, мы в Нижнем Новгороде
распространили в нескольких десятках организаций, занятых градостроительством.
Все высказанные специалистами точки зрения обобщили и внесли в проект. Дальше
проект пошел в Думу..
Все документы Думы проходят
юридическую экспертизу в юридическом управлении городской администрации, где работают
очень грамотные люди. Если же потребуется дополнительная консультация, мы
обращаемся за помощью в городскую прокуратуру, в областное Законодательное
Собрание. В общем, стараемся получить доброкачественный документ.
- Прокурор Нижнего Новгорода часто выступает на
заседаниях Думы, а порой и вносит протест на то или иное решение...
- Да, прокурор города активно участвует в
работе Думы. Очень мало таких вопросов, по которым он бы не высказал свою точку
зрения.
В одних случаях депутаты
соглашаются с позицией прокурора, в других - нет. Есть решения Думы, которые
прокурор города, действительно, опротестовывает. Часть его протестов Дума
удовлетворяет, часть - не удовлетворяет. Тогда прокурор обращается в суд...
Нормальная думская практика.
- Что такое Регламент Думы?
Как он формируется?
- Регламент Думы - это внутренний документ,
который определяет всю ее деятельность: взаимоотношения Думы и администрации
города, Думы и ее аппарата, порядок подготовки документов, порядок проведения
заседаний, действия депутатских комиссий, даже поведение депутатов,
председателя и приглашенных во время заседаний Думы.
Регламент, если хотите -
думские правила дорожного движения. То есть очень серьезный документ.
В сравнении с Регламентом Думы
предыдущего состава нынешний очень изменился. Это и понятно - жизнь идет,
набирается опыт. Есть моменты, которые благополучно "проходили" в
прошлой Думе, но где-то мешали работе сегодняшней. Поэтому депутаты подняли
вопрос о совершенствовании Регламента.
Была создана комиссия из
юристов, представителей администрации, работников нашего управления, депутатов
с опытом работы в органах представительной власти. Комиссия прошлась буквально
по каждой строчке. Что необходимо, исправили. Дума на своем заседании приняла
изменения. Так появился новый Регламент, более отвечающий требованиям работы
нынешней Думы.
- Работа Думы планируете» на
полгода вперед. Это, наверное, не так просто?
- План работы Думы состоит из
двух основных частей. Это, во-первых, контрольные вопросы, которые вытекают из
принятых уже решений, и, во-вторых, перспективные вопросы, которые определяют
жизнь города и требуют тщательной подготовки.
Кроме того, всегда возникают
какие-то текущие проблемы. Что-то произошло в городе - и Дума поднимает этот
вопрос, выносит свое решение, независимо от того, значится ли это в плане.
Разумеется, некоторые проблемы
теряют свою актуальность и. несмотря на то, что они были включены в план,
остаются невостребованными, не рассматриваются.
Так или иначе, план позволяет
видеть перспективу в работе Думы. На моей памяти были такие периоды, когда
планы не составлялись, и это никак не шло на пользу. Сейчас планируется даже
деятельность депутатских комиссий.
Кстати, это хорошо сказывается
на взаимоотношениях Думы с администрацией Нижнего Новгорода. Ее подразделения,
исходя из планов работы Думы, могут соответствующим образом заранее
спланировать и свою деятельность.
- Сложная у Вас работа?
- Сложная. Ведь мы работаем на стыке
взаимоотношений двух властных структур - Думы и администрации города.
Разделение законодательной и исполнительной властей произошло в 1990 году. И
надо сказать, с тех пор острых конфликтов между ними практически не было.
Безусловно, это в значительной мере способствовало сохранению стабильности в
городе и регионе.
Конечно, постоянно возникают
какие-то рабочие вопросы взаимодействия: ведь точки зрения могут быть разные.
Однако все решается к обоюдному согласию. Ветви власти относятся к работе друг
друга с пониманием.
Беседу
вела О.МОРОЗОВА.