В ЗЕМСКИХ СОБРАНИЯХ И ГОРОДСКИХ ДУМАХ

КАК ДЕЛАЮТСЯ ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

С.Н.БИСИН,

начальник управления

по организации работы городской Думы

и органов местного самоуправления

Нижнего Новгорода

 

Вот уже более семи лет - с 1990 года, когда в Нижнем Новгороде образовался первый демократический горсовет -Станислав Николаевич БИСИН обеспечивает повседневную работу городской представительной власти. В последние годы он возглавляет в городской Думе управление по организации работы Думы и органов местного самоуправления Нижнего Новгорода. Название должности менялось - не менялась суть.

-  Станислав Николаевич, как долго готовятся заседания городской Думы? Кто участвует в их подготовке?

- Дума вошла теперь в такой ритм работы, что 'заседает, как правило, раз в месяц. И подготовка основных вопросов, выносимых на заседания Думы, занимает соответственно около месяца. Но есть и такие вопросы, которые мы готовим месяца два-три.

Кто "мы"? Это подразделения городской администрации, депутатские комиссии. По ряду вопросов приглашаются и эксперты.

Скажем, проект городского бюджета первоначально готовится в подразделениях администрации с участием депутатов Думы. Далее этот проект согласовывается с районными администрациями, потом выносится на рассмотрение комиссий Думы, а уж затем - на заседание Думы в целом.

Сейчас такой же путь проходит и генеральный план развития города. В мае он был получен нами от администрации Нижнего Новгорода. В июне план мы раздали депутатам. Они заслушали доклад главного архитектора города, и уже во второй половине года генплан рассмотрит городская Дума. Вопрос очень серьезный, его надо осмыслить, обсудить с населением, в трудовых коллективах.

Конечно, некоторые постановления Думы касаются текущих дел и состоят всего из четырех-пяти строчек, они не такие трудоемкие - готовятся два-три дня. Есть и такие вопросы, которые Дума рассматривает и откладывает "на потом" в силу их неготовности. Словом, идет нормальный рабочий процесс.

-  Каким образом Вы строите работу с экспертами -юристами, другими специалистами?

- Например, наш градостроительный устав разрабатывался сначала в Санкт-Петербурге, в соответствующем институте. То, что там получилось, мы в Нижнем Новгороде распространили в нескольких десятках организаций, занятых градостроительством. Все высказанные специалистами точки зрения обобщили и внесли в проект. Дальше проект пошел в Думу..

Все документы Думы проходят юридическую экспертизу в юридическом управлении городской администрации, где работают очень грамотные люди. Если же потребуется дополнительная консультация, мы обращаемся за помощью в городскую прокуратуру, в областное Законодательное Собрание. В общем, стараемся получить доброкачественный документ.

-  Прокурор Нижнего Новгорода часто выступает на заседаниях Думы, а порой и вносит протест на то или иное решение...

-  Да, прокурор города активно участвует в работе Думы. Очень мало таких вопросов, по которым он бы не высказал свою точку зрения.

В одних случаях депутаты соглашаются с позицией прокурора, в других - нет. Есть решения Думы, которые прокурор города, действительно, опротестовывает. Часть его протестов Дума удовлетворяет, часть - не удовлетворяет. Тогда прокурор обращается в суд... Нормальная думская практика.

- Что такое Регламент Думы? Как он формируется?

-  Регламент Думы - это внутренний документ, который определяет всю ее деятельность: взаимоотношения Думы и администрации города, Думы и ее аппарата, порядок подготовки документов, порядок проведения заседаний, действия депутатских комиссий, даже поведение депутатов, председателя и приглашенных во время заседаний Думы.

Регламент, если хотите - думские правила дорожного движения. То есть очень серьезный документ.

В сравнении с Регламентом Думы предыдущего состава нынешний очень изменился. Это и понятно - жизнь идет, набирается опыт. Есть моменты, которые благополучно "проходили" в прошлой Думе, но где-то мешали работе сегодняшней. Поэтому депутаты подняли вопрос о совершенствовании Регламента.

Была создана комиссия из юристов, представителей администрации, работников нашего управления, депутатов с опытом работы в органах представительной власти. Комиссия прошлась буквально по каждой строчке. Что необходимо, исправили. Дума на своем заседании приняла изменения. Так появился новый Регламент, более отвечающий требованиям работы нынешней Думы.

- Работа Думы планируете» на полгода вперед. Это, наверное, не так просто?

- План работы Думы состоит из двух основных частей. Это, во-первых, контрольные вопросы, которые вытекают из принятых уже решений, и, во-вторых, перспективные вопросы, которые определяют жизнь города и требуют тщательной подготовки.

Кроме того, всегда возникают какие-то текущие проблемы. Что-то произошло в городе - и Дума поднимает этот вопрос, выносит свое решение, независимо от того, значится ли это в плане.

Разумеется, некоторые проблемы теряют свою актуальность и. несмотря на то, что они были включены в план, остаются невостребованными, не рассматриваются.

Так или иначе, план позволяет видеть перспективу в работе Думы. На моей памяти были такие периоды, когда планы не составлялись, и это никак не шло на пользу. Сейчас планируется даже деятельность депутатских комиссий.

Кстати, это хорошо сказывается на взаимоотношениях Думы с администрацией Нижнего Новгорода. Ее подразделения, исходя из планов работы Думы, могут соответствующим образом заранее спланировать и свою деятельность.

- Сложная у Вас работа?

-  Сложная. Ведь мы работаем на стыке взаимоотношений двух властных структур - Думы и администрации города. Разделение законодательной и исполнительной властей произошло в 1990 году. И надо сказать, с тех пор острых конфликтов между ними практически не было. Безусловно, это в значительной мере способствовало сохранению стабильности в городе и регионе.

Конечно, постоянно возникают какие-то рабочие вопросы взаимодействия: ведь точки зрения могут быть разные. Однако все решается к обоюдному согласию. Ветви власти относятся к работе друг друга с пониманием.

Беседу вела О.МОРОЗОВА.

Сайт создан в системе uCoz