ОТ
ПЕРВОГО ЛИЦА
ВЫХОДИМ
НА ФИНИШНУЮ ПРЯМУЮ
Интервью
с председателем Законодательного Собрания области
А.А.КОЗЕРАДСКИМ
- Анатолий Александрович,
до перевыборов Законодательного
Собрания Нижегородской области остались считанные месяцы. Каково настроение у депутатов?
- Настроение рабочее. В
соответствии с программой законотворческой
деятельности мы должны принять в этом году 135 законов, тех, которые сочли в
январе наиболее важными для области. Но
программа не догма: в тактике проведения реформ уже наметились определенные изменения. Миновало то время,
когда многие наивно полагали, что
всемогущий рынок сам все расставит по своим местам. Теперь на передний край выходит необходимость создания эффективной системы государственного
регулирования экономики, поддержки
товаропроизводителей, социальной защиты населения. Если говорить о последней
задаче, то здесь мы активно решаем
целый блок вопросов, в том числе о жилищно-строительных кооперативах, о нормативах обеспечения бюджетными
средствами, о минимальном уровне
потребления в области, о фондах охраны труда
предприятий, все вопросы, связанные с занятостью населения...
- Одна
из важнейших функций представительного органа - контроль за деятельностью
администрации. Насколько эта функция Вам удается?
- Не следует забывать о
принципе разделения властей: в пределах
своих полномочий каждая ветвь власти самостоятельна. Кроме того, учитывая тот факт, что депутаты
избираются каждый в своем округе, а
губернатор - большинством избирателей области, мы - и по закону, и по совести - не можем не относиться к его предложениям и инициативам очень внимательно. Бывает,
однако, что какие-то проекты
администрации и не проходят через сито законодателей, то есть мы попросту предлагаем пересмотреть те или иные решения исполнительной власти. Последний пример
такого рода -когда мы выступили против распоряжения главы обладминистрации, принятого помимо нас, - о сокращении ряда
статей расходов бюджета. Депутаты сочли его неправомерным, поскольку прерогатива
формирования бюджета принадлежит им.
- По-моему,
Ваш пример больше относится к процедуре. Возьмем другой. Не
так давно на заседании ОЗС был поднят вопрос о практике нецелевого расходования
внебюджетного фонда области. Делалась попытка вообще его
упразднить, поскольку он создает известный соблазн для
финансовых злоупотреблений. Но тогда показалось, что дело попросту замяли.
- Ну,
я вам скажу, что это не так. Мы действительно серьезно
рассматривали то нецелевое использование средств. Указав на допущенные
нарушения, мы все же сочли необходимым внебюджетный фонд оставить,
но потребовали разработать проект нового положения о его
формировании и использовании.
- Незадолго до выборов ряд
депутатов обсуждал довольно крутые изменения
структуры органов власти путем поправок
к областному уставу. Речь шла, кажется, о создании, по примеру других
регионов, правительства области, о некотором перераспределении властных
полномочий губернатора, о двухпалатном парламенте. Какова судьба этого проекта?
- Вы затронули сразу два не
связанных друг с другом аспекта.
Прежде всего, прерогатива вносить предложения по перестройке структуры администрации принадлежит
всенародно избранному губернатору. На
наш взгляд, любая радикальная ломка привела бы к негативным последствиям.
Надо идти шаг за шагом в решении проблемы
оптимизации распределения властных полномочий. Кстати, утверждение нами
нынешней структуры администрации есть не что
иное, как первый шаг к созданию областного правительства: вице-губернаторам как прообразам будущих министров переданы большие полномочия. Если же
говорить о правительстве как о неком
коллегиальном органе (по типу прежнего облисполкома), призванном в
чем-то подменить губернатора, то сегодня,
при наличии президентской формы правления, это попросту невозможно. Если
и пытаться здесь что-то сделать, то начинать надо с Конституции РФ. Вертикаль
исполнительной власти в Основном Законе
прописана однозначно: президент - правительство -глава областной администрации.
Что
касается двухпалатного парламента, то этот вопрос депутатами
действительно обсуждался. Лично я - сторонник такой реформы. Она позволила бы
решить по меньшей мере сразу две проблемы. Во-первых, верхняя палата могла бы
иметь представителей каждого района области
в лице руководителей администраций и Земских собраний. Во-вторых, в
нижнюю палату не баллотировались бы тогда
главы местного самоуправления, и там было бы больше депутатов,
работающих профессионально, на освобожденной
основе. Однако в настоящее время большинство наших депутатов не готово
проголосовать за такой вариант. К сожалению. Но я уверен, что к этому вопросу
депутаты еще вернутся.
- Через
три месяца объявят выборы. Будут ли снова баллотироваться в Законодательное Собрание
чиновники?
-
Я думаю, будут. Потому что по действующему
законодательству все граждане России имеют право быть избранными в
представительные органы власти. Другое дело, что закон сегодня не
допускает совмещения депутатских обязанностей с занятием должностей
государственных и муниципальных служащих. Но это пока не касается
глав местного самоуправления. По закону они служащими не являются,
поскольку избраны населением. Известно, что в Госдуме
рассматривается вопрос о дополнительных ограничениях. Мы надеемся,
что он разрешится до декабря, когда будет назначена дата выборов в Законодательное Собрание.
Беседу
вел Станислав СМИРНОВ.