РАССКАЗЫВАЕТ УЧАСТНИК СОБЫТИЯ

РАБОТАЕТ СОВЕТ ПО МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.В.СТРАХОВ,

глава местного самоуправления Перевозского района Нижегородской области,

 член Совета по местному самоуправлению Российской Федерации

Недавно в Кремле под председательством Президента РФ Б.Н.Ельцина состоялось заседание Совета по местному са­моуправлению Российской Федерации. По просьбе редакции о его работе рассказывает участник заседания, представляю­щий в составе Совета Нижегородскую область - глава мест­ного самоуправления Перевозского района Александр Виталье­вич СТРАХОВ.

-  Александр Витальевич, два года тому назад на страницах нашего журнала рассказывалось о начале работы Совета по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации. Сейчас вместо того Совета появилась другая структура, название которой несколько отличается от прежней. В чем основные особенности нового органа и какие задачи на него возлагаются?

-  Совет по местному самоуправлению Российской Федерации - так он теперь официально называется, и это фактически новый орган - был создан летом нынешнего года и наделен в основном консультативными функциями. Он призван помочь в решении проблемы разграничения полномочий между различными уровнями власти, в урегулировании отношений лидеров местного самоуправления с руководителями субъектов Федерации и Центром.

Для эффективного проведения в жизнь и необходимой кор­ректировки государственной политики в области местного само­управления чрезвычайно важно знать реальное положение дел на местах. Создание Совета позволяет получать такую информацию, что называется, из первых рук. Совет является координационным центром при Президенте России и должен обеспечивать рассмотре­ние важнейших вопросов развития местного самоуправления и под­готовку соответствующих предложений главе государства.

- Кто входит в состав Совета?

-  Из 58 членов Совета (а в прежнем Совете их было около восьмидесяти) более половины составляют представители органов местного самоуправления, около четверти - руководители субъектов Федерации, а остальные 25 процентов представляют руководство федеральной власти, от которого, безусловно, сегодня очень многое зависит в реформировании местного самоуправления. Среди них - оба первых вице-премьера Правительства РФ - А.Чубайс и Б.Немцов, заместители председателя Правительства О.Сысуев и А.Куликов, министр по делам национальностей и федеративным отношениям В.Михайлов и другие. Немало известных имен и среди представленных в Совете руководителей субъектов Федерации – это губернаторы Э.Россель (Свердловская область), Д.Аяцков (Саратовская область), В.Густов (Ленинградская область), И.Фархутдинов (Сахалинская область). Входит в состав Совета и наш губернатор - Иван Петрович Скляров.

-  Чем вызвано создание нового Совета по местному самоуправлению?

-  Создание Совета, как и появление президентского Указа "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации", объясняется, прежде всего, необходимостью укрепления этого очень важного уровня власти и организации его эффективного взаимодействия с федеральными и региональными властями, а также заметной и все возрастающей ролью муниципальных властей в проведении социально-экономических реформ в стране. Местные власти на практике очень многое делают для раз­вития демократических преобразований. Иначе и быть не может -проблемы, касающиеся всех россиян, должны решаться не только в Москве, а именно там, где живет большинство населения страны -в городах, поселках и деревнях.

В уже упомянутом Указе были определены три основных направления государственной полигики в области местного само­управления - это завершение формирования его правовой базы, создание условий для формирования его финансово-экономической основы и государственная поддержка местной власти. В соответст­вии с этим Указом Президент дал конкретные поручения Прави­тельству. И работа нашего Совета также ориентирована на эти на­правления.

- Как проходило последнее заседание Совета, какие вопросы на нем обсуждались?

-  Накануне заседания в Кремле мы, члены Совета по местному самоуправлению, получили возможность ознакомиться с подготовленными документами, передать аппарату свои предложения.

Открыл заседание Совета Президент Российской Федера­ции Борис Николаевич Ельцин. В своем выступлении он отметил, что, несмотря на известные трудности, в стране все больше утвер­ждается мнение о том, что местное самоуправление - важнейшая опора демократии. К этой мысли постепенно приучаются и органы государственной власти России.

Президент напомнил, что вот уже два года действует Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления", который он оценил как документ высокого качества, хорошо согла­сующийся с требованиями Европейской хартии о местном само­управлении. Но есть ряд веских причин, не дающих этому закону работать в полную силу, и одна из самых главных - финансовая не­обеспеченность местного самоуправления. По мнению Президента, особенно остро эта проблема стоит в средних и малых городах, по­селках, селах и деревнях. Однако и в крупных городах значитель­ная часть бюджета формируется сверху.

- Каков же выход из этого положения?

- Президент РФ недавно подписал федеральный Закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", отклоненный Советом Федерации, но принятый повторно Государственной Думой. Обосновывая такую свою позицию, Борис Николаевич заявил, что необходимо уже сейчас дать хотя бы минимальные правовые гарантии финансовой самостоятельности муниципальных образований. Местные власти должны, наконец, получить по закону собственные финансовые средства.

На заседании Совета приводились наглядные примеры по Липецкой, Камчатской и ряду других областей и республик Россий­ской Федерации, где собственные доходы покрывают лишь 10 про­центов их расходов. Ясно, что в таких условиях не может быть и речи о какой-то самостоятельности. Президент РФ заявил, что пора кончать с подобной практикой, превращающей органы местного са­моуправления в постоянных просителей и убивающей всякую их инициативу.

Президент Б.Ельцин призвал всех участников заседания подумать о том, как согласовать нормы подписанного им Закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Феде­рации" с нормами, заложенными в Бюджетном и Налоговом кодек­сах. Без этого согласования, заявил Президент, нам не удастся ре­ально улучшить положение с местными бюджетами.

- Выступал ли на заседании кто-либо из членов Правительства?

- Да, на заседании Совета выступил с докладом первый вице-премьер Правительства России А.Чубайс. Он отметил, что в условиях, когда инфляция с 15 процентов в месяц понизилась до ожидаемых в 1998 году 5-7 процентов в год, решать задачи по укреплению финансовой базы местного самоуправления становится вполне реально. Но в то же время, хотя закон о финансовых основах местного самоуправления недавно принят и является важнейшим нормативным документом, жизнь уже ставит в повестку дня принятие поправок к этому закону, а также и к ряду других законов, которые закрепили бы налоговые отчисления по различным уровням бюд­жетной системы.

Участники заседания приняли решение создать рабочую группу, в которую включены представители от президентских структур, министерства финансов, руководителей субъектов Феде­рации и органов местного самоуправления, и поручить этой группе подготовить взвешенные конкретные предложения по поправкам как к самому закону о финансовых основах местного самоуправле­ния, так и к разрабатываемым Налоговому и Бюджетному кодек­сам, проекту бюджета на 1998 год и другим нормативным актам в части, касающейся вопросов финансирования местного самоуправ­ления.

- Какие еще проблемы прозвучали на заседании?

-  На заседании Совета отдельными ораторами были высказаны сожаления в связи с тем, что в принятом недавно Государственной Думой РФ Земельном кодексе не нашлось места положениям, предоставляющим местным властям право свободно распоряжаться землей. Несмотря на ряд существенных  возражений, было принято решение подготовить проект президентского указа, который бы регулировал муниципальные земельные отношения.

Участники заседания высказались против попыток полити­зации местного самоуправления. Дело местных властей - заботить­ся о здоровье и отдыхе жителей, образовании детей, обеспечении всех теплом, светом и газом, ремонте дорог, поддержании чистоты и порядка на улицах и в домах, развитии торговли и предпринима­тельства, а не заниматься политикой.

Интервью взял В.ПАРИН.

Сайт создан в системе uCoz