АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

ДУМА ПОДДЕРЖИВАЕТ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

И.Н.КАРНИЛИН,

председатель городской Думы Нижнего Новгорода

Как это ни удивительно, но именно в большом городе ра­зобщенность и одиночество становятся проблемой. Буквально в двух шагах, за тонкой стенкой живут люди, имен которых мы за­частую не знаем и с которыми порой даже не здороваемся.

Поэтому грязные подъезды, разбитые лампочки, вытоптан­ные газоны и сломанные скамейки воспринимаются нами как дей­ствия какой-то враждебной и равнодушной толпы. Мы дружно уп­рекаем эту безликую и безразмерную толпу в бездуховности и вар­варстве. На самом же деле таких людей единицы - тех, кто с легко­стью может оборвать трубку у единственного в микрорайоне теле­фона-автомата, нимало не задумываясь о том, что в результате, скажем, тяжелый сердечный больной может так и не дождаться экстренной медицинской помощи. Но большинство жителей имеют благие намерения и нуждаются, оказывается, лишь в объединении и организации своих хаотичных желаний.

Да, большой город порождает большое количество про­блем, но некоторые из них жители способны решить самостоятель­но или, во всяком случае, инициировать их разрешение, объединив свои усилия. Кто-то должен проявить инициативу и организовать всех, например, для посадки деревьев, ремонта двери или проведе­ния детского праздника. Так появляются неформальные лидеры. Так возрождается ощущение сообщества, общинность, которая ис­торически была присуща русскому народу.

Активное желание жителей города изменить к лучшему жизнь своего дома, микрорайона, поселка привело к созданию советов общественного самоуправления. И не случайно с самого на­чала своего возникновения эти центры общественной инициативы оказались под патронажем городской Думы и депутатского корпу­са. В 1994 году городской Думой было принято временное положе­ние об образовании советов общественного самоуправления, кото­рое стало юридической базой для их создания.

Общественное самоуправление - это не просто вновь созда­ваемая некая формальная структура - скорее, это философия актив­ного действия, способность самих людей изменять качество своей жизни. Кажущаяся идеальность представлений об общественном самоуправлении вполне удачно сочетается с реальностью - в сове­тах общественники работают бескорыстно, что называется, "за идею": опекают беспомощных стариков и беспризорных детей, хо­дят в рейды по охране порядка, устраивают общие празднества, проводят субботники и т.д.

Сейчас на территории Нижнего Новгорода действует более семидесяти советов общественного самоуправления, и в результате этой работы благоустраиваются микрорайоны, строятся детские площадки, сажаются цветы и деревья, открываются магазины и рынки, проводятся праздники дворов и улиц, и еще многое, многое другое.

Всего за несколько лет своего существования советы обще­ственного самоуправления набрали силу, приобрели авторитет у жителей, стали центрами по работе с населением, его полномочны­ми представителями в административных органах власти. С сове­тами активно сотрудничают правоохранительные органы, соцзащи­та и другие государственные службы. Через советы благотвори­тельную помощь жителям оказывают предприниматели.

Жители уже привыкли к тому, что часть своих вопросов можно решить в совете общественного самоуправления: большин­ство депутатов городской Думы проводит именно здесь прием сво­их избирателей. Как правило, вместе с председателем совета само­управления. Такое взаимодействие приводит к быстрому решению проблем, находящихся в компетенции депутата и председателя со­вета, на местном уровне, избавляя жителей от утомительного хож­дения по кабинетам районных и городской администраций. В результате заметно спал большой поток обращений жителей в органы власти

На прием, который ведут все депутаты городской Думы в своих избирательных округах, жители обычно приходят, чтобы ре­шить какие-то вполне конкретные вопросы: по освещению улицы, благоустройству двора, ремонту тротуара, установке светофора на опасном участке дороги или строительству гаража. Сферой депу­татского внимания становятся любые бытовые проблемы, вплоть до оказания материальной помощи или замены сливного бачка оди­ноким немощным старикам. И оказывается, что многие из таких проблем вполне успешно решаются на уровне советов обществен­ного самоуправления. А они всегда рядом, как говорится, под ру­кой у жителя, прямо в его микрорайоне.

Разумеется, если сравнивать советы общественного само­управления в городе, то можно увидеть, что они находятся как бы на разных стадиях развития. К примеру, размах работы старейшего совета крупного микрорайона Верхние Печеры, с его самостоятель­ностью, активной коммерческой деятельностью, возможностями в благоустройстве территории, не идет ни в какое сравнение с мас­штабами деятельности недавно созданных более мелких советов, что, конечно, ни в коей мере не умаляет ценности их инициатив. Такое "неравенство" имеет вполне объективные причины: различ­ны стартовые условия при создании советов, возможности развития микрорайонов, наконец, даже число жителей и географическое по­ложение территорий советов играют существенную роль. По этим причинам многие советы функционируют только как общественные объединения, и лишь некоторые из них в полном объеме реализуют права и возможности, которыми обладают, и, сверх того, даже бе­рут на себя некоторые административные функции.

Конечно, советы нуждаются в поддержке. В городской Ду­ме это очень хорошо понимают и постоянно подкрепляют делом свое внимание к развитию общественного самоуправления. Могу по собственному опыту сказать, что работа в совете общественного самоуправления в чем-то сродни депутатской. Городская Дума и депутатский корпус видят в советах общественного управления своего помощника и партнера в защите интересов граждан. Это наше общее поле деятельности.

Советы общественного самоуправления - явление достаточ­но новое. Поэтому городская Дума намерена четко определить ста­тус советов самоуправления, их полномочия, права и обязанности, границы экономической самостоятельности.

Это станет возможным после принятия Государственной Думой РФ закона о территориальном общественном самоуправле­нии, в процессе подготовки которого мы сейчас принимаем участке своими предложениями. Депутат городской Думы Сергей Савен­ков, председатель совета общественного самоуправления микро­района Верхние Печеры, вошел в состав комитета по подготовке федерального закона об общественном самоуправлении. На основа­нии этого закона городская Дума примет новое положение, над ко­торым сейчас работает наша комиссия по местному самоуправле­нию.

Время не стоит на месте: советы самоуправления развива­ются, и поэтому в комиссию городской Думы поступило уже мно­жество интересных предложений.

Вот, к примеру, одно из них: введение прямых выборов председателя совета жителями микрорайона, в результате которых совет станет представительной властью на территории микрорай­она.

Есть другое интересное предложение - расширить террито­рию деятельности советов и приравнять их к городским округам.

Встречаясь и разговаривая с горожанами, сравнивая жизнь в тех микрорайонах, где есть самоуправление, с теми, где его нет, я убеждаюсь, что разница существует. Есть нехитрая нравственная идея в том, чтобы по-хозяйски самому сделать что-то для себя и для всех. Поэтому городская Дума будет поддерживать развитие общественного самоуправления на территории нашего города, как и любых других начинаний, способствующих становлению инсти­тутов демократии.

Сайт создан в системе uCoz