АКТУАЛЬНАЯ
ТЕМА
ДУМА
ПОДДЕРЖИВАЕТ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И.Н.КАРНИЛИН,
председатель городской
Думы Нижнего Новгорода
Как
это ни удивительно, но именно в большом городе разобщенность
и одиночество становятся проблемой. Буквально в двух шагах, за тонкой стенкой живут люди,
имен которых мы зачастую не знаем и с которыми порой даже не здороваемся.
Поэтому
грязные подъезды, разбитые лампочки, вытоптанные газоны и сломанные скамейки воспринимаются
нами как действия какой-то враждебной и
равнодушной толпы. Мы дружно упрекаем эту безликую и безразмерную толпу в
бездуховности и варварстве. На самом же деле таких людей единицы - тех,
кто с легкостью может оборвать трубку у
единственного в микрорайоне телефона-автомата,
нимало не задумываясь о том, что в результате, скажем, тяжелый сердечный
больной может так и не дождаться экстренной
медицинской помощи. Но большинство жителей имеют благие намерения и нуждаются, оказывается, лишь в объединении и
организации своих хаотичных желаний.
Да,
большой город порождает большое количество проблем, но некоторые из них жители способны
решить самостоятельно или, во всяком
случае, инициировать их разрешение, объединив свои усилия. Кто-то должен
проявить инициативу и организовать всех, например, для посадки деревьев,
ремонта двери или проведения детского
праздника. Так появляются неформальные лидеры. Так возрождается ощущение сообщества, общинность, которая исторически
была присуща русскому народу.
Активное
желание жителей города изменить к лучшему жизнь своего дома, микрорайона,
поселка привело к созданию советов общественного самоуправления. И не случайно с самого начала
своего возникновения эти центры общественной инициативы оказались под патронажем
городской Думы и депутатского корпуса. В
1994 году городской Думой было принято временное положение об
образовании советов общественного самоуправления, которое стало юридической базой для их создания.
Общественное
самоуправление - это не просто вновь создаваемая некая формальная
структура - скорее, это философия активного действия, способность самих людей
изменять качество своей жизни. Кажущаяся идеальность представлений об
общественном самоуправлении
вполне удачно сочетается с реальностью - в советах общественники работают бескорыстно, что называется, "за идею": опекают беспомощных стариков и
беспризорных детей, ходят в рейды по охране порядка, устраивают общие
празднества, проводят субботники и т.д.
Сейчас
на территории Нижнего Новгорода действует более семидесяти советов
общественного самоуправления, и в результате этой работы благоустраиваются микрорайоны,
строятся детские площадки, сажаются цветы и
деревья, открываются магазины и рынки,
проводятся праздники дворов и улиц, и еще многое, многое другое.
Всего
за несколько лет своего существования советы общественного самоуправления
набрали силу, приобрели авторитет у жителей, стали центрами по работе с
населением, его полномочными представителями в административных органах власти. С советами активно сотрудничают правоохранительные
органы, соцзащита и другие государственные службы. Через советы
благотворительную помощь жителям оказывают предприниматели.
Жители
уже привыкли к тому, что часть своих вопросов можно решить в
совете общественного самоуправления: большинство депутатов городской Думы
проводит именно здесь прием своих избирателей. Как правило, вместе с
председателем совета самоуправления. Такое
взаимодействие приводит к быстрому решению проблем, находящихся в компетенции
депутата и председателя совета, на местном уровне, избавляя жителей от
утомительного хождения по кабинетам
районных и городской администраций. В результате заметно спал большой поток обращений жителей в органы власти
На
прием, который ведут все депутаты городской Думы в своих избирательных округах,
жители обычно приходят, чтобы решить какие-то вполне конкретные вопросы: по
освещению улицы, благоустройству двора, ремонту тротуара, установке светофора
на опасном участке дороги или строительству гаража. Сферой депутатского
внимания становятся любые бытовые проблемы, вплоть до
оказания материальной помощи или замены сливного бачка одиноким немощным
старикам. И оказывается, что многие из таких проблем вполне успешно решаются на
уровне советов общественного самоуправления. А они всегда рядом, как
говорится, под рукой у жителя, прямо в его микрорайоне.
Разумеется,
если сравнивать советы общественного самоуправления в городе, то
можно увидеть, что они находятся как бы на разных стадиях развития.
К примеру, размах работы старейшего совета крупного микрорайона
Верхние Печеры, с его самостоятельностью, активной
коммерческой деятельностью, возможностями в благоустройстве территории,
не идет ни в какое сравнение с масштабами деятельности
недавно созданных более мелких советов, что, конечно, ни в коей мере
не умаляет ценности их инициатив. Такое "неравенство" имеет вполне
объективные причины: различны стартовые условия при создании
советов, возможности развития микрорайонов, наконец, даже число
жителей и географическое положение территорий советов играют существенную
роль. По этим причинам многие советы функционируют только как
общественные объединения, и лишь некоторые из них в полном объеме
реализуют права и возможности, которыми обладают, и, сверх того,
даже берут на себя некоторые административные функции.
Конечно,
советы нуждаются в поддержке. В городской Думе это очень хорошо
понимают и постоянно подкрепляют делом свое внимание к развитию общественного
самоуправления. Могу по собственному опыту сказать, что работа в
совете общественного самоуправления в чем-то сродни депутатской.
Городская Дума и депутатский корпус видят в советах
общественного управления своего помощника и партнера в защите
интересов граждан. Это наше общее поле деятельности.
Советы
общественного самоуправления - явление достаточно новое. Поэтому
городская Дума намерена четко определить статус советов
самоуправления, их полномочия, права и обязанности, границы
экономической самостоятельности.
Это
станет возможным после принятия Государственной Думой РФ закона о
территориальном общественном самоуправлении, в процессе подготовки
которого мы сейчас принимаем участке своими предложениями.
Депутат городской Думы Сергей Савенков, председатель совета
общественного самоуправления микрорайона Верхние Печеры, вошел
в состав комитета по подготовке федерального закона об
общественном самоуправлении. На основании этого закона городская
Дума примет новое положение, над которым сейчас работает наша
комиссия по местному самоуправлению.
Время
не стоит на месте: советы самоуправления развиваются, и поэтому в
комиссию городской Думы поступило уже множество интересных
предложений.
Вот,
к примеру, одно из них: введение прямых выборов председателя совета жителями
микрорайона, в результате которых совет станет представительной
властью на территории микрорайона.
Есть
другое интересное предложение - расширить территорию
деятельности советов и приравнять их к городским округам.
Встречаясь
и разговаривая с горожанами, сравнивая жизнь в тех микрорайонах,
где есть самоуправление, с теми, где его нет, я убеждаюсь, что
разница существует. Есть нехитрая нравственная идея в том, чтобы
по-хозяйски самому сделать что-то для себя и для всех. Поэтому
городская Дума будет поддерживать развитие общественного
самоуправления на территории нашего города, как и любых других
начинаний, способствующих становлению институтов демократии.