АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

САМОУПРАВЛЕНИЕ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

На семинаре, который недавно прошел в Красноок-тябрьском районе, один из местных депутатов спросил пред­седателя Законодательного Собрания А.А.Козерадского: "По­чему в названии областного законодательного органа оба слова пишутся с большой буквы, а в названии представительных ор­ганов местного самоуправления районов - Земских собраний -второе слово с маленькой?" Это вызвало веселое оживление в зале. Но А.А.Козерадский всерьез пообещал, что депутаты За­конодательного Собрания рассмотрят этот вопрос и, скорее всего, внесут соответствующие поправки в законы и иные об­ластные нормативные акты.

Лично мне этот эпизод показался симптоматичным. Подобный вопрос не может возникнуть там, где работа депу­татского корпуса идет через пень-колоду. Только если депута­ты по-настоящему осознают высокое звание народных избран­ников, у них может быть столь обостренное чувство даже к формальным, казалось бы, "мелочам". В Красиооктябрьском районе ни руководителям, ни самим жителям и в голову, вид­но, не может прийти то, что уже сделано в некоторых других районах области. Я имею в виду упразднение всех других муни­ципальных образований, кроме района, что означает отмену выборов депутатов сельских и поселковых Советов, а также назначение (а не избрание) глав сельских и поселковых админи­страций. Более того, в последнее время число муниципальных обра:1ований в Краснооктябрьском районе увеличилось с 12 до 14. Чем это вызвано?

С этого вопроса началась наша беседа с главой местно­го самоуправления Краснооктябрьского района Тагиром Абдул-кадеровичем ХАЙРЕТДИНОВЫМ и председателем Земского собрания Шамилем Хамзиновичем НУРЕТДИНОВЫМ.

Т.Хайретдинов: - Прежде всего отмечу, что серьезных на­работок по проблемам местного самоуправления нам в районе в на­следство не досталось. Многое пришлось наверстывать на ходу. Организационно сформировалось Земское собрание, которое актив­но включилось в решение вопросов социально-экономического раз­вития района, его бюджета. Были избраны органы местного само­управления во всех муниципальных образованиях. Все это делалось на демократической основе, открыто, гласно.

Почему мы решили создать два новых муниципальных об­разования с центрами в селах Пошатове и Маресеве? Да потому, что пошли навстречу пожеланиям людей.

Маресево входило раньше в Салганский сельсовет. Авто­бусного сообщения между этими двумя населенными пунктами нет, и старикам, проживающим в Маресеве, приходилось за какой-ни­будь справкой топать пешком до сельсовета, а это в общей сложно­сти 16 километров.

С Пошаговым история иная. Оно находится неподалеку от Семеновки, центра сельсовета. Но получалось так, что деньги, по­ступавшие из бюджета, тратились в основном на цели того села, где расположен центр сельсовета. Что вызывало недовольство по-шатовцев.

Надо сказать и о другом. И Пошатово, и Семеновка имеют приличный соцкультбыт, это школы, детсады и т.д. Один глава ад­министрации просто-напросто не справлялся с большим объемом работ. Это послужило второй причиной разукрупнения сельсовета гак территориальной единицы.

- В некоторых районах считают, что депутаты поселко­вых и сельских Советов не нужны, достаточно, дескать, одного районного Земского собрания. Зачем нужны депутаты сельсо­ветов?

Ш.Нуретдинов: - Депутат сельсовета в своем округе знает намного лучше нужды и чаяния своих избирателей. Он один представляет их интересы в Совете и ставит эти вопросы. А если во всем сельсовете лишь глава администрации, притом не избранный, а назначенный, он будет зависеть только от назначившего его гла­вы местного самоуправления района и полностью оторвется от на­селения, это однозначно. И еще. Я больше чем уверен, что в тех районах, где нет депутатов сельсоветов, главы сельских админист­раций испытывают жесткий прессинг со стороны населения: к ним потоком идут люди со своими проблемами.

- Тагир Абдулкадерович, Вам как главе местного само­управления района, наверное, легче было бы управлять глава­ми сельских администраций, будь они Вами назначены? А туг, смотришь, изберут какого-либо "неудобного" человека...

Т.Хайретдинов: - Куда хуже, если назначенный сверху глава сельской администрации окажется неугоден людям, с которы­ми ему жить и работать. Мы, районные руководители, должны с уважением относиться к человеку, избранному на должность главы сельской администрации или депутатом сельсовета. В таком случае люди и спросить могут со своего избранника по всей строгости. Со­гласно нормам уставов сельсоветов, в двух из них главы админист­раций избраны населением, в одиннадцати - из числа депутатов. И только в одном пришлось назначать мне, так как никто из депута­тов не пожелал работать в должности главы администрации.

Ш.Нуретдинов: - Когда предвыборная кампания только начиналась, мы с Тагиром Абдулкадеровичем побывали на терри­тории каждого сельсовета. Нам говорили: "Может, вы какие-то кан­дидатуры предложите?" Мы отвечали: "Вам здесь жить, работать, выбирайте самого уважаемого, знающего человека". Они выбрали, кого пожелали. И теперь эта власть на местах пользуется уважени­ем у населения.

Т.Хайретдинов: - Уровень работы органов местного само­управления сельских муниципальных образований во многом определяет обстановку в целом в районе. Они в рамках своих полномо­чий и финансовых возможностей совместно с хозяйствами решают многие вопросы местного значения. В первую очередь к ним люди идут со своими заботами, проблемами и инициативами. Так, на­пример, собрались жители одной из улиц села Большое Рыбушкино построить дорогу с твердым покрытием. Внесли свои деньги, при­влекли спонсоров, нашли транспорт, завезли часть строительных материалов. Подключилась сельская администрация, районная власть помогла. Дорогу построили. И это не единичный пример. Немало улиц в разных селах газифицировано таким образом, есть пример реконструкции -электроснабжения одной из улиц, установ­ления дополнительных трансформаторных пунктов и т.д.

-         Выработана ли какая-то система доведения инициатив снизу до Земского собрания и руководства администрации района?

Ш.Нурегдинов: - Каждый понедельник на еженедельную оперативку мы приглашаем не только руководителей хозяйств, уч­реждений и организаций, но и глав сельских администраций, кото­рые у нас одновременно являются и председателями сельских Сове­тов. Это дает нам возможность постоянно быть в курсе всех ини­циатив и всех проблем, волнующих население района.

-         Глава администрации района, Земское собрание и другие органы местного самоуправления Краснооктябрьского района, избранные в декабре 1996 года, проработали десять месяцев. Что из сделанного вызывает у Вас наибольшее удовлетворение и что не удается пока по какой-либо причине?

Т.Хайретдинов: - Когда мы приняли район, долги по зара­ботной плате и детским пособиям составляли 10,5 млрд.рублей. За короткий срок нам удалось значительно сократить задолженность. Прежде всего за счет честного и справедливого распределения бюджетных денег. Практически полностью мы рассчитались с учителя­ми и врачами по долгам за коммунальные услуги.

Живем мы в степном районе, достаточно далеко от желез­ной дороги. Проблема обеспечения топливом объектов социально-культурного назначения и населения всегда стояла и стоит остро. Выход один - газификация. Нам удалось оживить эту работу, она активно идет не только в райцентре - Уразовке, но и на территории других сел и деревень. На сегодня газифицировано около 500 квар­тир, в том числе 180 в Уразовке. Все это требует мобилизации и концентрации бюджетных средств. Они расходуются в основном на газификацию объектов бюджетной сферы, строительство газопро­водов высокого и среднего давления. Остальное вкладывают хозяй­ства и население. Выходит примерно 50 на 50 процентов. Думаю, что такая кооперация найдет понимание и поддержку и со стороны областных структур. Те средства, которые были заложены в бюд­жете района на цели газификации, до конца года будут выделены полностью, а в бюджете на 1998-й и последующие годы даже уве­личены. Это позволит органам местного самоуправления всех уров­ней работать в этом направлении еще активнее и, в конце концов, лет через пять снять с повестки дня эту проблему.

Ш.Нуретдинов: - До села мы ведем газ без участия средств населения, а дальше уже требуются их личные вложения. Люди поняли, что это выгодно, так как в последующем их затраты окупаются, уголь ведь дороже обходится.

Т.Хайретдинов: - Когда мы приняли район, его долги "Волгогазу" составляли около одного миллиарда рублей, а сейчас уже они нам должны около 400 миллионов и выполнят работы на эту сумму.

Ш.Нуретдинов: - Однако не все проблемы, даже местного значения, можно решить таким образом. Очень плохо обстоит дело с автобусным сообщением в районе. Меньше стало маршрутов между райцентром и населенными пунктами. Этот вопрос по инициа­тиве депутатов рассматривался на заседании Земского собрания.

Т.Хайретдинов: - Уже сейчас понятно, что необходимо ре­шить вопрос о дотации транспортному предприятию. Об этом мы будем просить областные органы власти.

Необходимо сказать и о внутрихозяйственных дорогах. При нынешней экономической ситуации практически ни одно сельско­хозяйственное предприятие, фермерское хозяйство или орган мест­ного самоуправления не в состоянии содержать эти дороги в над­лежащем состоянии. Нужна областная программа восстановления и содержания этих дорог, передача их на баланс дирекции дорожного фонда. Иначе мы потеряем внутрихозяйственные дороги, вернемся к бездорожью 50-60-х годов.

Ш.Нуретдинов: - Район наш дотационный, а потому и в других вопросах необходима помощь областных органов. Сельхоз­продукция, которая в районе производится, здесь же должна и пе­рерабатываться, значит, нужны предприятия по переработке. Это новые рабочие места, это налоги, которые пойдут в бюджеты. Что­бы переработка встала на ноги, нам нужен долгосрочный льготный кредит. Эти деньги не будут выброшены на ветер, они будут рабо­тать и на район, и на область.

Беседу вел Н.РЯЗАНОВ.

Сайт создан в системе uCoz