АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
САМОУПРАВЛЕНИЕ С
БОЛЬШОЙ БУКВЫ
На
семинаре, который недавно прошел в Красноок-тябрьском
районе, один из местных депутатов спросил председателя Законодательного
Собрания А.А.Козерадского: "Почему в
названии областного законодательного органа оба слова пишутся с большой буквы, а в названии
представительных органов местного самоуправления районов - Земских собраний
-второе слово с маленькой?" Это вызвало веселое оживление в зале. Но
А.А.Козерадский всерьез пообещал, что депутаты Законодательного Собрания рассмотрят этот вопрос и, скорее всего, внесут
соответствующие поправки в законы и иные областные нормативные акты.
Лично мне этот эпизод показался симптоматичным. Подобный
вопрос не может возникнуть там, где работа депутатского корпуса идет через
пень-колоду. Только если депутаты по-настоящему осознают высокое звание
народных избранников, у них может быть
столь обостренное чувство даже к формальным, казалось бы,
"мелочам". В Красиооктябрьском районе
ни руководителям, ни самим жителям и в голову, видно, не может прийти
то, что уже сделано в некоторых других районах
области. Я имею в виду упразднение всех других муниципальных образований,
кроме района, что означает отмену выборов депутатов сельских и поселковых
Советов, а также назначение (а не
избрание) глав сельских и поселковых администраций. Более того, в последнее
время число муниципальных обра:1ований в Краснооктябрьском районе
увеличилось с 12 до 14. Чем это вызвано?
С этого вопроса началась наша беседа с главой местного
самоуправления Краснооктябрьского района Тагиром Абдул-кадеровичем
ХАЙРЕТДИНОВЫМ и председателем Земского собрания
Шамилем Хамзиновичем НУРЕТДИНОВЫМ.
Т.Хайретдинов:
- Прежде всего отмечу, что серьезных наработок по
проблемам местного самоуправления нам в районе в наследство не досталось.
Многое пришлось наверстывать на ходу. Организационно сформировалось Земское
собрание, которое активно включилось в решение
вопросов социально-экономического развития района, его бюджета.
Были избраны органы местного самоуправления
во всех муниципальных образованиях. Все это делалось на демократической основе,
открыто, гласно.
Почему мы решили создать два новых муниципальных образования с центрами в селах Пошатове и Маресеве? Да
потому, что пошли навстречу пожеланиям людей.
Маресево
входило раньше в Салганский сельсовет. Автобусного
сообщения между этими двумя населенными пунктами нет, и старикам,
проживающим в Маресеве, приходилось за какой-нибудь справкой топать пешком до сельсовета, а это в общей сложности 16
километров.
С Пошаговым история иная. Оно находится неподалеку от Семеновки,
центра сельсовета. Но получалось так, что деньги, поступавшие из бюджета, тратились в основном на цели того села, где расположен центр сельсовета. Что вызывало
недовольство по-шатовцев.
Надо
сказать и о другом. И Пошатово, и Семеновка имеют приличный соцкультбыт, это
школы, детсады и т.д. Один глава администрации просто-напросто не справлялся с
большим объемом работ. Это послужило второй причиной разукрупнения сельсовета
гак территориальной единицы.
- В
некоторых районах считают, что депутаты поселковых и сельских Советов не
нужны, достаточно, дескать, одного районного Земского собрания. Зачем нужны депутаты
сельсоветов?
Ш.Нуретдинов:
- Депутат сельсовета в своем округе знает намного лучше нужды и чаяния своих избирателей. Он один
представляет их интересы в Совете и
ставит эти вопросы. А если во всем сельсовете лишь
глава администрации, притом не избранный, а назначенный, он будет зависеть
только от назначившего его главы местного
самоуправления района и полностью оторвется от населения, это однозначно. И
еще. Я больше чем уверен, что в тех районах, где нет депутатов
сельсоветов, главы сельских администраций испытывают жесткий прессинг со
стороны населения: к ним потоком идут люди со своими проблемами.
-
Тагир Абдулкадерович, Вам как главе местного самоуправления района, наверное,
легче было бы управлять главами сельских администраций, будь они Вами
назначены? А туг, смотришь, изберут какого-либо "неудобного"
человека...
Т.Хайретдинов:
- Куда хуже, если назначенный сверху глава сельской администрации окажется неугоден людям, с
которыми ему жить и работать. Мы, районные
руководители, должны с уважением относиться к
человеку, избранному на должность главы сельской администрации или депутатом
сельсовета. В таком случае люди и спросить могут со своего избранника по всей
строгости. Согласно нормам уставов сельсоветов, в
двух из них главы администраций избраны населением, в одиннадцати - из числа
депутатов. И только в одном пришлось назначать мне,
так как никто из депутатов не пожелал работать в
должности главы администрации.
Ш.Нуретдинов:
- Когда предвыборная кампания только начиналась, мы
с Тагиром Абдулкадеровичем побывали на территории
каждого сельсовета. Нам говорили: "Может, вы какие-то кандидатуры предложите?" Мы отвечали: "Вам здесь
жить, работать, выбирайте самого уважаемого, знающего человека". Они
выбрали, кого пожелали. И теперь эта власть на местах пользуется уважением у населения.
Т.Хайретдинов: - Уровень работы органов местного самоуправления сельских муниципальных образований во многом
определяет обстановку в целом в районе. Они в рамках своих
полномочий и финансовых возможностей
совместно с хозяйствами решают многие вопросы местного значения. В первую
очередь к ним люди идут со своими заботами, проблемами и инициативами.
Так, например, собрались жители одной из
улиц села Большое Рыбушкино построить
дорогу с твердым покрытием. Внесли свои деньги, привлекли спонсоров, нашли
транспорт, завезли часть строительных материалов.
Подключилась сельская администрация, районная власть помогла. Дорогу построили. И это не единичный пример. Немало
улиц в разных селах газифицировано таким образом, есть пример реконструкции -электроснабжения одной из улиц, установления
дополнительных трансформаторных пунктов и т.д.
- Выработана ли какая-то
система доведения инициатив снизу до
Земского собрания и руководства администрации района?
Ш.Нурегдинов:
- Каждый понедельник на еженедельную оперативку мы
приглашаем не только руководителей хозяйств, учреждений и организаций, но и
глав сельских администраций, которые у нас
одновременно являются и председателями сельских Советов.
Это дает нам возможность постоянно быть в курсе всех инициатив и всех проблем,
волнующих население района.
- Глава администрации
района, Земское собрание и другие
органы местного самоуправления Краснооктябрьского района, избранные в
декабре 1996 года, проработали десять месяцев.
Что из сделанного вызывает у Вас наибольшее удовлетворение и что не
удается пока по какой-либо причине?
Т.Хайретдинов:
- Когда мы приняли район, долги по заработной
плате и детским пособиям составляли 10,5 млрд.рублей. За короткий срок нам удалось значительно сократить
задолженность. Прежде всего за счет честного и справедливого распределения бюджетных денег. Практически полностью мы
рассчитались с учителями и врачами по долгам за коммунальные услуги.
Живем мы в степном районе, достаточно далеко от железной дороги. Проблема обеспечения топливом объектов
социально-культурного назначения и населения
всегда стояла и стоит остро. Выход один -
газификация. Нам удалось оживить эту работу, она активно идет не только в
райцентре - Уразовке, но и на территории других сел и деревень. На сегодня
газифицировано около 500 квартир, в том числе 180 в Уразовке. Все это требует
мобилизации и концентрации бюджетных средств. Они
расходуются в основном на газификацию объектов
бюджетной сферы, строительство газопроводов
высокого и среднего давления. Остальное вкладывают хозяйства и население. Выходит примерно 50 на 50 процентов.
Думаю, что такая кооперация найдет понимание
и поддержку и со стороны областных структур. Те
средства, которые были заложены в бюджете
района на цели газификации, до конца года будут выделены полностью, а в бюджете
на 1998-й и последующие годы даже увеличены.
Это позволит органам местного самоуправления всех уровней работать в этом направлении еще активнее и, в конце
концов, лет через пять снять с повестки дня
эту проблему.
Ш.Нуретдинов:
- До села мы ведем газ без участия средств населения, а дальше уже требуются их личные
вложения. Люди поняли, что это выгодно, так как в последующем их затраты окупаются, уголь ведь дороже обходится.
Т.Хайретдинов: - Когда мы приняли район, его долги "Волгогазу" составляли около одного миллиарда
рублей, а сейчас уже они нам должны около
400 миллионов и выполнят работы на эту
сумму.
Ш.Нуретдинов: - Однако не все проблемы, даже местного значения, можно решить таким образом. Очень плохо обстоит
дело с автобусным сообщением в районе.
Меньше стало маршрутов между райцентром и
населенными пунктами. Этот вопрос по инициативе депутатов рассматривался
на заседании Земского собрания.
Т.Хайретдинов:
- Уже сейчас понятно, что необходимо решить
вопрос о дотации транспортному предприятию. Об этом мы будем просить областные
органы власти.
Необходимо сказать и о внутрихозяйственных дорогах. При
нынешней экономической ситуации практически ни одно сельскохозяйственное
предприятие, фермерское хозяйство или орган местного самоуправления не в
состоянии содержать эти дороги в надлежащем
состоянии. Нужна областная программа восстановления и содержания этих дорог, передача их на баланс дирекции
дорожного фонда. Иначе мы потеряем внутрихозяйственные дороги,
вернемся к бездорожью 50-60-х годов.
Ш.Нуретдинов: -
Район наш дотационный, а потому и в других
вопросах необходима помощь областных органов. Сельхозпродукция, которая
в районе производится, здесь же должна и перерабатываться,
значит, нужны предприятия по переработке. Это новые рабочие места, это
налоги, которые пойдут в бюджеты. Чтобы
переработка встала на ноги, нам нужен долгосрочный льготный кредит. Эти деньги
не будут выброшены на ветер, они будут работать и на район, и на
область.
Беседу вел Н.РЯЗАНОВ.