Назад | Содержание | Далее |
ПЕРВАЯ
СЕССИЯ: |
И.Д. САНАЧЕВ (Заведующий кафедрой государственного управления Дальневосточного государственного университета, г. Владивосток)
К вопросу о реальной самостоятельности муниципальных образований |
Собственно говоря, только одна вещь побудила меня взять слово. Дискуссия, которая сейчас идет, по сути вращается вокруг одного вопроса, который сегодня является самым главным. Я говорю о Законе 1995 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, статья 1, “Основные понятия и термины” — о конкретном определении того, что же является муниципальным образованием.
Сегодня ему давали много определений. Как ни странно, никто точно не воспроизвел его по закону, а по закону это не территория вообще, а это поселение. И территорией оно там нигде не называется. Это “городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория...” И закон исходит исключительно из этого поселенческого принципа.
Вопрос заключается в том, что, введя это понятие, закон не дал определения того, что же такое муниципальное образование. Знаете, почему? Потому что нигде в законе нет определения того, что такое поселение, и попробуйте откопать его где-нибудь. В сущности, “муниципальное образование” — это понятие, которое не определено. Под ним можно понимать все, что угодно. Именно так и трактуют его наши уважаемые правоохранительные органы на местах.
Я из г. Владивостока, и о том, что там происходит, я могу рассказывать долго. Например, недавно в мэрии изымали документы для финансовой проверки, для чего устроили очередной штурм мэрии войсками ОМОНа.
Не определив, что такое муниципальное образование, закон не определяет также еще одну простую вещь: он не определяет, откуда оно берется. Подразумевается, что муниципальное образование вроде как бы уже существует, что это ясно без всякого определения. Но это не так! На момент принятия закона не было местного самоуправления в России! Вы вспомните серию президентских указов 1993-1994 гг. В Приморском крае не было ни городских советов, ни мэров. Глава нашей администрации г. Владивостока был назначен лично указом Президента. Никакого местного самоуправления не было вовсе! И непонятно, где должны возникать эти муниципальные образования. Наверное, только кажется из Москвы, что все так легко. А на деле возникла совершенно неразрешимая проблема, как от существующего командно-административного управления (например, в том же Приморье) перейти к местному самоуправлению.
Вторая проблема, которая на сегодня есть, громадна и действительно препятствует развитию местного самоуправления на местах. Это один маленький пунктик в статье 8 Закона “Об общих принципах”, который гласит, что “уставы муниципального образования подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации”. Ну и определил наш выдающийся субъект Федерации в лице губернатора Наздратенко такой порядок, что из 42 муниципальных образований сумели его на данный конкретный момент за 3 года пройти только 5. Остальные не имеют зарегистрированных уставов. А г. Владивосток, благодаря противодействию, вообще не может его принять — уже который референдум срывается!
А дальше что получается? А дальше приходят представители муниципальных образований в банк: “Откройте, пожалуйста, нам счет.” — “А вы кто?” — “А мы...” — “Где ваш устав?” — “Он еще не зарегистрирован...” — “Ну и гуляйте. Мы не откроем счет до тех пор, пока вы не зарегистрируете свой устав!” Тогда они приходят к главе местной администрации, который по приморским законам фактически полностью подчиняется губернатору, и на коленях просят: “Дай денег на местное самоуправление — дай хоть что-нибудь, жить не на что!” Вот где настоящая проблема. И, к сожалению, это проблема, которая сегодня стоит для России.
Третья проблема, огромная проблема — это проблема так называемой муниципальной собственности. Не надо обманывать себя: нет в России никакой муниципальной собственности. Муниципальный бюджет по сути своей — это часть государственного бюджета, потому что львиная доля зависит от тех трансфертов, которые Центр перекидывает губернаторам, а губернаторы по своей воле передают вниз или не передают. Простейший пример: Центр передает трансферт для органов местного самоуправления, в частности 1,3 трлн. рублей в Приморский край. Край его получает. На места не уходит ни копейки, вообще ни копейки! Дальше возникает интересная ситуация с так называемыми “детскими”: плательщиком “детских” является мэрия, понимаете?! Мамы и папы подают в суд на мэрию, выигрывают иск, а те говорят: “Ребята, нам нечего платить. Нам край денег не дал. Попытайтесь обратиться в суд на край.” Они обращаются в суд на край, а там говорят: “Извините, отношения, связанные с бюджетом, не являются объектом рассмотрения в суде. Пока, ребята! Идите, жалуйтесь в Москву. Пусть его оттуда попробуют заставить.” Никто его никогда не заставит! Нет таких рычагов у Центра, чтобы воздействовать на губернатора!
Так вот, на мой взгляд, есть три базовые проблемы, и давайте исходить из этого.
Сегодня мы пытаемся обсуждать какие-то проблемы, которых на самом деле на местах нет! А то, что есть, рассматривать или боимся, или не хотим.
А. М. ЛОМОНОСОВ: Большое спасибо, Игорь Дмитриевич. Есть ли вопросы к Игорю Дмитриевичу? Если можно, очень компактные. Нет вопросов.
У нас есть еще одно сообщение — Натальи Романовны Миньковой (Томский государственный университет) .
МОНФ-2000г. Дизайн и HTML верстка Олега Ступенькова |