НАШИ ЗЕМЛЯКИ
КУДА МЫ ПОЛЕТИМ?
Сегодня гость редакции
наш земляк Вадим Викторович ЧИСТЯКОВ, один из ведущих специалистов
ракетно-космической корпорации "Энергия" имени академика С.П.
Королева.
Вадим Викторович пришел
на предприятие, возглавляемое С. П. Королевым, более 30 лет назад, имея опыт
работы в авиапромышленности. В настоящее время возглавляет отдел главной сборки
космической техники. Ведет большую общественную работу в секции авиации и космонавтики
в Центральном доме Российской Армии, объединяющей конструкторов, ученых,
инженеров, летчиков более 120 НИИ, КБ, военных академий Москвы и Московской
области.
- Вадим Викторович, на
счету предприятия, где Вы работаете, запуск первого спутника Земли, первые
полеты к Луне и планетам, орбитальный полет Ю. А. Гагарина, создание
космических кораблей, включая многоразовый "Буран", станции
"Салют и "Мир-1". Читателям интересно знать, над чем работают
специалисты РКК "Энергия" сегодня.
- В настоящее время мы
осуществляем совместные работы с иностранными партнерами из Америки, Европы и
Азии, в частности, по программе "Мир Шатл", по созданию международной
космической станции "Альфа" и уникальному ракетному комплексу
морского базирования "Морская звезда".
- Расскажите, пожалуйста, об этих проектах
подробнее.
- Орбитальная станция
"Мир-1" отрабатывает в космосе уже 3-й гарантийный
срок. Наши планы
заменить "Мир-1" новой отечественной станцией
"Мир-2" рухнули после
распада СССР. Всеобщий хаос,
отсутствие денег заставили
наше руководство думать, как жить дальше. Полученные
раньше от иностранцев деньги за
полет их космонавтов были направлены на конверсию. Освоили производство
кухонных комбайнов по лицензии фирмы "Сони", купили
оборудование для производства пылесосов
по японской технологии. Это на какой-то период позволило "залатать
дыры" в бюджете предприятия и выплачивать нашим специалистам зарплату.
Не так давно мы
обратились к американцам с предложением совместно финансировать летающую на
орбите станцию "Мир-1". После некоторых раздумий американцы
согласились с нашими предложениями. Договором предусмотрено дооснастить станцию
"Мир-1" новыми стыковочными системами, подремонтировать бортовое
оборудование, обеспечив дальнейшую ее эксплуатацию совместными
российско-американскими экипажами.
В течение 3-х лет
американцы намерены слетать к станции 6-7 раз. Примерочный полет вы, вероятно,
видели по телевизору. Состоялись первые стыковки "Шатла" со станцией.
Наши специалисты работают в США. Эта программа "Мир - Шатл" будет
прелюдией к будущему грандиозному проекту "Альфа", который завершится
к 2003 году.
-А как шли переговоры по
этому международному проекту?
- Вначале трудно. Дело в
том, что американские специалисты работали над своим национальным проектом
собственной станции "Фридом". И вначале не хотели с нами
сотрудничать, рассуждая примерно так: мы люди богатые, имеем достаточный опыт
космических полетов, сделаем сами. Но, столкнувшись с массой технических
проблем и трудностей, пересмотрели свои позиции. В результате были достигнуты
необходимые соглашения между Правительствами Российской Федерации и США и
подписан пакет документов РКА (Россия), НАСА (США) и нашей РКК
"Энергия", в соответствии с которыми до 2002 года предусматривается
создание международной космической станции (МКС) нового поколения
"Альфа" на базе научно-технического задела по нашей орбитальной
станции "Мир-2" и американской "Фридом" (США).
Вначале американцы
заявили, что только они могут создать и вывести в космос базовые блоки будущей
станции, а мы должны быть у них только "на подхвате". Но после встреч
с нашими специалистами поняли, что одно дело •• заявлять, а другое сделать.
Побывав на нашем предприятии, они убедились, что наши мужики "не лаптем щи
хлебают" и во многих направлениях ушли вперед. Поэтому на этапе
развертывания МКС "Альфа" базовыми блоками станции станут наши
российские модули,, а уже потом к ним будут пристыкованы модули США, В
дальнейшем в работах по созданию станции смогут принять участие и другие
страны.
Мы будем монтировать
служебный модуль, обеспечивающий возможность работы российских и американских
экипажей, универсальный стыковочный модуль, позволяющий формировать архитектуру
станции, стыковочный отсек для выхода космонавтов в открытый космос,
научно-энергетические платформы с газотурбинными электрогенераторами,
солнечными батареями и системами сброса тепла, модуль жизнеобеспечения,
исследовательские модули, функциональный блок для обеспечения начала
развертывания станции.
Общий вес станции будет
достигать 500-600 тонн, а размеры несколько
сотен метров. Российские модули
предполагается доставлять нашими ракетоносителями "Протон",
"Зенит" и "Союз" с космодрома Байконур, американскими кораблями
многоразового использования типа "Шатл" с космодрома США на мысе
Канаверал.
- Сколько же полетов
нужно осуществить, чтобы обеспечить эту "космическую стройку"?
- Планируется 45 полетов
(включая пилотируемые) в период с ноября 1997 года по февраль 2002 года.
- А сколько
космонавтов будет работать на "Альфе"?
- Для начала от 3 до 5
человек, в дальнейшем больше.
- Сколько лет должна
служить станция?
- Гарантийный срок
службы "Альфы" не менее
15 лет.Но практика эксплуатации российских орбитальных станций
"Салют" и "Мир" показывает, что срок службы МКС может быть
увеличен, при чем значительно.
- А зачем
нужен ракетнокосмический
комплекс морского базирования? Не
лучше стартовать с матушки Земли?
Чтобы ответить на эти
вопросы, надо вспомнить о космодромах, с которых осуществляется запуск наших
космических ракет. Напомню, что их у нас три. Первый и самый большой -
Байконур находится в Казахстане, второй - в Плесецке (Архангельская область),
третий в г. Капустин Яр под Волгоградом. Строим и четвертый - в пос. Свободном
на Дальнем Востоке.
Байконур, самый удобный
для стрельбы, стал "заграничным". Нужно платить суверенному
государству Казахстан немалые деньги за аренду территории.
Плесецк и Капустин Яр
находятся в густонаселенной местности. Космодром в Свободном только
строится и рассчитан на запуск небольших спутников армейскими ракетами, снятыми
с вооружения. Кроме того, наши космодромы, исключая Байконур, расположены
далеко от экватора, где можно наиболее полно использовать окружную скорость
Земли. Такая деталь - ракеты запускаются в сторону вращения земного шара,
следовательно, скорость' ракеты и скорость Земли складываются. И вот наши
специалисты нашли выход из положения. Если построить плавучую стартовую
платформу, отбуксировать ее в экваториальные воды Атлантического или
Тихого океанов, то можно, не мешая никому, запускать в космос любые космические
объекты с; максимальным использованием энергетики ракетоносителей.
В мире самые совершенные
"плавучие острова" для добычи нефти делают в Норвегии, а самые
богатые спонсоры - к США. Туда и обратились наши руководители. В
результате 25 ноября 1993 года заключено соглашение между нашей корпорацией,
фирмами США "Боинг" и норвежской "Кварнер" о
создании проекта по комплексу морского базирования.
Суть проекта заключается
в следующем: мы поставляем самую совершенную в мире ракету "Океан",
американцы головную часть к пей е коммерческими спутниками, норвежцы -морские
суда для сборки ракетоносителя и плавучую платформу для ее запуска в
океане. Транспортабельные блоки ракеты доставляются с наших заводов-изготовителей
тяжелыми транспортными самолетами или железнодорожным путем в один из
прибалтийских портов, затем перегружаются на сборочно-командное судно, которое
следует в один из портов США. Там на судно загружается головная часть ракеты.
На корабле осуществляется стыковка всех ступеней ракеты с головными частями.
Корабль и самоходная платформа следуют в точку запуска. В океане
собранная и испытанная ракета перегружается на плавучую платформу, заправляется
и готовится к запуску. Затем персонал отплывает на сборочно-командном судне
(СКС) на безопасное расстояние и дается команда на запуск.
Ракетоноситель будет
доставлять на орбиту коммерческие спутники весом до 15 тонн. Планируется
производить от 6 до 12 пусков в год, обеспечив рентабельность пусков и прибыль
участникам проекта.
- Каковы основные технические характеристики
ракеты и кораблей?
- Высота ракеты 60
метров, диаметр 4 метра, тяга двигателей 1-ой ступени 840 тонн, число
ступеней - 3. Топливо экологически
чистое: жидкий кислород - керосин.
Сборочно-командное судно
создается на базе крупнотоннажного теплохода класса "Ро-Ро": длина
судна 230 метров, ширина 32 метра, высота борта 17 метров, водоизмещение 70
тысяч тонн. В общем, размер судна соизмерим с размерами современного тяжелого
крейсера или авианосца.
Размеры плавучей
платформы тоже внушительные: длина 75 метров, ширина 66, высота более 110
метров, осадка 21 метр. Водоизмещение около 40 тысяч тонн. Будет строиться на
базе существующей нефтяной платформы "Одиссей".
- Вадим Викторович, все это, по-видимому,
стоит немалых денег. А нельзя ли было приспособить, к примеру, наши
военные суда, например, авианосец?
- Наши специалисты ездили на Украину, где в г.
Николаеве ржавеет недостроенный атомный авианосец "Варяг". Его
изготовление остановлено 4 года назад из-за известных событий, приведших к
распаду СССР. Авианосец не укомплектован. Отсутствуют атомный реактор,
электроника и многие жизненно важные системы. А ранее установленное
оборудование приходит в негодность.
Кроме того, наши отношения с Украиной оставляют желать лучшего.
Единодушно пришли к выводу, что "овчинка выделки не стоит"...
- Вы, как нам известно,
являетесь руководителем секции авиации и космонавтики при Центральном доме
Российской Армии. Интересно узнать Вашу точку зрения о состоянии нашей авиации
сегодня.
- Если говорить о
гражданской авиации, то ситуация в Аэрофлоте далеко не праздничная. Парк
самолетов, основу которых составляют самолеты Ту-154, Ан-24, Ил-62, порядком
устарел.
Летать стало просто
опасно. В результате плохого ремонта при облете самолетов возникают такие
отказы, которых раньше вообще не было.
В настоящее время ведутся
работы по вводу в эксплуатацию новых, более совершенных и вместительных
самолетов - 300-местного аэробуса Ил-96, двухсотместного ТУ-204, которые
заменят ТУ-154 и Ил-62. А новые лайнеры Ту-334 и Ил-114 придут на смену
известным самолетам ТУ-134 и Ан-24.
Военно-воздушные силы России
в целом оснащены техникой, отвечающей мировому уровню. Это сверхзвуковые
истребители и истребители-бомбардировщики четвертого поколения МИГ-29, Су-27,
Су-24, дозвуковые штурмовики Су-25, истребитель-перехватчик МИГ-31, не имеющий
аналогов в мире, сверхзвуковые ракетоносцы ТУ-22М и ТУ-160, характеристики
которых выше, чем у американских аналогов.
Военно-транспортная
авиация летает на тяжеловесах Ил-76 и Аи-124 и самолетах промежуточной
грузоподъемности Ан-26 и Ан-72. Ан-124 принимает 120 тонн груза, а лучший
американский транспортник С-5 "Гелакси" - не более 70-80 тонн. Мы
располагаем лучшим в мире сверхзвуковым вертикально взлетающим палубным
авианосцем-истребителем Як-141, опередившим Запад на 10-15 лет. Но тяжелым
вертолетам мы уже давно занимаем лидирующее положение, в мире. '
Эти замечательные машины
созданы нашими талантливыми учеными, инженерами, рабочими и изготовлены на
российских предприятиях. Давайте мы поздравим их с наступающим праздником и
пожелаем им впредь не сдавать позиций в наше трудное время.
Оценивая в целом высокий
уровень отечественной авиационной техники, следует отметить, что по ряду
направлений мы уступаем передовым западным разработкам. Это касается
ресурса, экономичности и экологичности, реактивных двигателей, авионики,
качества отделки самолетов. Не видно пока и самолетов-невидимок, подобных
американским Ф-177 и Б-2. Чтобы оказаться конкурентоспособными на мировом
рынке, мы вынуждены на новые гражданские самолеты ставить американские и
английские двигатели и приборы. Хотелось бы надеяться, что в дальнейшем нам
удастся ликвидировать это отставание.
- Спасибо, Вадим
Викторович, за беседу. От имени читателей журнала позвольте поздравить Вас с
Новым годом и пожелать новых творческих свершений Вашему коллективу и Вам
лично.
Интервью провела
С.СОКОЛОВА
(г. Шахунья).