АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
НА ПОДХОДАХ К МЕСТНОМУ
САМОУПРАВЛЕНИЮ ...
Т.Г. ХЛЕБНИКОВА,
начальник
информационно-аналитического отдела
областного
Законодательного Собрания, член общественного
редакционного совета
журнала "Местное самоуправление
Нижегородской
области"
В соответствии с
Конституцией Российской Федерации народ осуществляет свою власть
непосредственно, а также через органы местного самоуправления.
Но, если принципы
местного самоуправления просты (жители избирают местную власть депутатов, мэра,
губернатора, которая, распоряжаясь муниципальной собственностью, муниципальными
финансами, решает вопросы местного значения в их пользу), то его становление -
процесс затяжной и сложный. И это не только у нас, в России, с живучими
командными традициями, жесткой централизацией власти, средств. Как показывает
мировой опыт, относительно устойчивая система власти и управления любого
демократического государства складывается в постоянной борьбе местных и
центральных властей. Цивилизованный способ такой борьбы - диалог.
В связи с этим возникает
задача формирования принципиально новой системы органов власти. Сложность
решения такой задачи усугубляется отсутствием соответствующего опыта в
историческом прошлом, поскольку местное самоуправление в России традиционно
рассматривалось как вид местного государственного управления.
В настоящее же время
Конституция Российской Федерации гарантирует самостоятельность местного
самоуправления в пределах его полномочий- Отсюда вытекает необходимость четкого
закрепления в законодательстве компетенции органов местного самоуправления,
полномочий, в рамках которых органы местного самоуправления действуют
независимо от органов государственной власти - что и получило отражение (но
пока неизвестно, как будет "работать" Закон) в федеральном Законе
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации".
В
информационно-аналитическом отделе Законодательного Собрания Нижегородской
области на сегодняшний день имеются проекты и принятые законодательные акты
ряда субъектов РФ :
1. Закон Волгоградской
области "Об организации местного
самоуправления в Волгоградской области".
2. .Закон Воронежской
области "О местном самоуправлении в Воронежской области".
3. Временное положение "Об
основах организации местного
самоуправления в Новосибирской области".
4. Временное положение Об организации местного
самоуправления на территории Владимирской области".
5. Предложения для
обсуждения к статье 5 проекта Закона Тульской области "Об органах
государственной власти области".
6. Проект областного
Закона "О местном самоуправлении в Свердловской области".
7. Закон "Об органах государственной власти
Воронежской области"
Чуть подробнее лишь о
двух документах из этой серии.
Вот, к примеру, как решаются
некоторые вопросы местного самоуправления в Свердловской области. Город
Каменск-Уральский является в этом уральском регионе одним из основных
городов-доноров финансовых средств в области. В результате перераспределения
финансовых ресурсов между бюджетами города, области и Федерации на собственные
социальные нужды в бюджете города остается их лишь одна третья часть. При этом используются
заниженные расчеты и нормативы текущего содержания объектов социально-культурного
комплекса, систематически переносится на перспективу решение крайне
неотложных проблем развития социальной инфраструктуры, градостроительства,
природоохранные мероприятия и так далее. Существующая налоговая политика здесь
явно нуждается в совершенствовании с точки зрения механизма как взимания
налогов, так и распределения налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.
А теперь проведем
параллель между Каменском-Уральским и, допустим, нашим Кетовом. И там и
тут очевидно, что в интересах социально-экономического развития территорий, на
которых осуществляется местное самоуправление и которые являются так
называемыми донорами, целесообразно пересмотреть порядок распределения
'налоговых 'Поступлений в бюджеты. Необходимо законодательно установить при
распределении общей суммы налоговых поступлений по территории новые соотношения
между федеральным и местными бюджетами: не более 30 к 70 процентам, а не
наоборот, как это принято в настоящее время. Уже сегодня практика убедительно
подтверждает целесообразность увеличения территориальных бюджетов и усиления их
зависимости от финансовых ресурсов, создаваемых на данной территории в целом. И
это, что очень важно отметить, практически для всех регионов России явно будет
стимулировать изыскание органами местного самоуправления дополнительных
собственных внутритерриториальных резервов. Таким может быть один из путей
решения вопросов финансирования органов местного самоуправления.
Весьма интересным для становления местного самоуправления, на наш
взгляд, является опыт Тульской области в том плане, кто, на каком уровне и
какие полномочия должен иметь. Думается, что и для нижегородцев он может быть
весьма полезен.
Характерно, что туляки,
проводя работу, учли исторические традиции, сегодняшнее положение дел и
многочисленные предложения с мест. В чем же смысл и содержание их работы?
На первом этапе
повсеместно были проведены сходы и собрания граждан по выборам старост,
казначеев в деревнях и селах, председателей домовых, уличных, квартальных
комитетов, председателей советов микрорайонов. В
комитеты территориального общественного самоуправления было избрано около
полутора тысяч человек.
На втором этапе
формировались последующие звенья местного самоуправления на уровне поселков,
городов районного подчинения. И здесь было избрано свыше семи тысяч
председателей уличных, домовых и квартальных комитетов территориального
самоуправления.
Третий этап заключается в
формировании органов самоуправления на уровне городов и районных центров.
Городские и районные собрания представителей самоуправления стали подлинными
выразителями интересов населения, избравших их в эти органы. Как показывает
опыт туляков, сегодня на таких заседаниях практически нет пустых политических
баталий и парадной шумихи. И что также весьма важно отметить в опыте Тульской
области, - старосты и члены комитетов общественного самоуправления - это не
очередное звено чиновничьего аппарата, а представители населения, работающие на
общественных началах. Именно они стали надежным звеном, связывающим население с
руководителями органов исполнительной власти всех уровней.
Что можно сказать о становлении
общих принципов местного самоуправления субъектов РФ?
Во-первых: можно утверждать, что в
настоящее время существуют общие подходы к проблемам местного самоуправления в
регионах (в связи с принятием Федерального Закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Но
именно подходы, до принципов мы еще не дошли.
Во-вторых: формально принципы
организации власти на местном уровне закреплены в Конституции РФ, в целом ряде
федеральных законов, а теперь уже в законах некоторых субъектов РФ. Это во
многом будет определять всю новую модель устройства государства на дальнюю
перспективу. Российская Федерация будет федеративным государством с развитой
системой местного самоуправления.
В-третьих: ближайшее будущее
местного самоуправления мы сейчас, естественно, связываем с выборами в
Государственную Думу. Все люди проживают не в государстве вообще, а в
конкретных городах, поселках, деревнях. И в интересах всего населения, чтобы в
высшем законодательном органе власти страны были депутаты, знающие проблемы
мест, накопившие опыт работы на местном и региональном уровнях.
И наконец.: без активного
участия в этих делах депутатов Государственной Думы (по каким-либо причинам),
состоится ли местное самоуправление в Российской Федерации вообще, если в соответствии
с Конституцией РФ и Федеральным Законом "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" народ осуществляет
свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и
органы местного самоуправления, и выпадение из этой триады органов
государственной власти в лице Государственной Думы ставит принципы организации
местного самоуправления под большой вопрос?