ОПЫТ
НАШИХ СОСЕДЕЙ
ВЛАСТИ В
РЕГИОНЕ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, А НЕ СОПЕРНИЧЕСТВО
Спор о формах, путях и
методах взаимодействия и сотрудничества, балансе прав, полномочий и
ответственности законодательной и исполнительной властей субъектов Федерации то
затихает, то возникает с новой силой. Почти обыденностью стали взаимные
обвинения со стороны как представительных, так и исполнительных структур в
узурпации полномочий, в попытках перетянуть на себя и подмять
"противоположную" ветвь власти.
Причин для столь горячих
дискуссий и споров вполне достаточно. Важнейшая из них - отсутствие системы
федеральных законодательных актов, регулирующих основные вопросы
государственного строительства в России. И, наверное, пока не будет принят
федеральный закон об общих принципах организации системы органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, трудно рассчитывать на
стабильность взаимоотношений депутатов и областных администраций.
Как лучше строить отношения
двух властных структур? На какой правовой, нормативной базе? И какой эта база
должна быть, чтобы взаимоотношения развивались стабильно, конструктивно, в
интересах дела, а не служили лишь источником соперничества и вредящих обеим
сторонам ненужных трений и мелких споров по частным, малосущественным делам?
Каким же должен быть закон?
На наш взгляд, он призван
определить взаимоотношения между законодательной и исполнительной властями на
основе четкого разграничения их компетенции. При этом за законодательным
органом государственной власти следовало бы в обязательном порядке закрепить
контрольные функции за деятельностью исполнительной структуры, а также
определить формы его участия в разработке программ социально-экономического
развития территории, финансовой, налоговой политики, формировании рабочих
органов представительной власти, источников их финансирования.
В свете сказанного выше
представляет определенный интерес опыт взаимодействия представительного и
исполнительного органов государственной власти в Астраханской области.
Оговоримся сразу, этот пример не стоит считать идеальным, годным во всем и для
всех. Таких "эталонных" образцов в России с ее огромным многообразием
условий, в которых живут и действуют регионы, просто не может быть. Полезность,
ценность опыта астраханцев заключается прежде всего в том, что вместо бурной
или, напротив, вялотекущей конфронтации обе ветви власти здесь - и
законодательная, и исполнительная - успешно ведут поиск механизмов,
обеспечивающих паритетный баланс прав, полномочий и ответственности.
Законодательную власть в
области осуществляет Астраханское Представительное Собрание в составе 25
депутатов, представляющих различные социальные, профессиональные и национальные
группы населения. Кроме того, в городах областного подчинения действуют
Астраханское и Знаменское городские собрания, в городах районного подчинения -
три представительных собрания. Сформировано 11 районных и избрано 140 сельских
и поселковых собрании представителей. Всего в органах представительной власти
всех уровней работает 1069 человек.
Примечателен такой факт. В
период известных событий сентября-октября 1993 года в Москве администрация
области не стада распускать областной Совет народных депутатов. Малый совет
работал вплоть до формирования областного Представительного Собрания. Это
уберегло от нарастания конфликта между ветвями власти в тот период, позволило
затем в относительно спокойной обстановке провести выборы, поскольку
деятельность оппозиционных партий и групп в период избирательной кампании
носила в целом конструктивный характер. У избирателей удалось сохранить
уважительное отношение к законодательной структуре.
Вторым не менее важным шагом на
пути сохранения, укрепления и развития нормальных рабочих отношений органов
государственной власти области стала разработка нормативной базы их
деятельности. Ее подготовкой занималась специальная комиссия из депутатов и
представителей администрации, возглавляемая председателем областного Совета.
Разработанные комиссией положения об органах государственной власти и о выборах
в областное Представительное Собрание были одобрены Малым советом областного
Совета и администрацией и послужили нормативной основой для проведения
избирательной кампании. Она прошла достаточно организованно, о чем говорит тот
факт, что в первом туре из 25 депутатов было избрано 17. Остальные 8 пополнили
депутатский корпус после второго и третьего туров.
Тесное сотрудничество двух
ветвей власти позитивно сказалось на разработке и принятии нормативных
документов, обеспечивающих нормальную деятельность областного Представительного
Собрания, в частности, регламента, временного положения об обеспечении
деятельности депутатов, положения о постоянных и временных комиссиях и других
органов. Подготовка этих, как, впрочем, и других актов, определяющих нормативную
базу нового законодательного органа, шла в нормальном, деловом ритме, с
обоюдной заинтересованностью сторон.
Важно, что взаимодействие
осуществляется не в порядке каких-то личных договоренностей нынешних
руководителей, а поставлено на правовую основу. Сфера и механизм взаимодействия
ветвей власти в области нормотворчества подробно урегулированы положением об
органах государственной власти, а также регламентами Представительного Собрания
и администрации Астраханской области. Право законодательной инициативы нормативно
закреплено не только за постоянными комиссиями Собрания, но и за администрацией
области в лице ее главы. Из принятых за время работы Представительного Собрания
95 правовых нормативных актов более 30 были подготовлены по инициативе администрации
области.
Все проекты нормативных актов,
поступающие в областное Собрание, независимо от того, кто их внес,
предварительно прорабатываются с обязательным участием представителей
администрации. Эта работа идет в постоянных комиссиях до тех пор, пока не будет
найден вариант, отвечающий интересам обеих сторон и требованиям
законодательства.
Принятые областной
администрацией акты, как правило, направляются в Собрание в день их подписания
и регистрации, точно так же обстоит дело и с направлением в администрацию актов
Собрания. Эта норма записана в регламентах обеих ветвей власти, и она
соблюдается.
Депутаты, специалисты аппарата
Собрания имеют возможность знакомиться с распорядительными документами
администрации области. И если в них обнаруживаются нарушения законодательных
норм, то замечания об этом либо передаются в рабочем порядке постоянному
представителю областной
администрации в Представительном
Собрании, либо официально направляются главе администрации с предложением
устранить нарушения и проинформировать депутатов о принятых мерах.
Депутаты отнюдь не стремятся в
чем-то ущемить исполнительную власть, посягать на ее полномочия, но не
поступаются и своими полномочиями и правами, особенно в вопросах контроля за
исполнением администрацией бюджета области, других нормативных актов.
Складывается система
взаимодействия двух ветвей власти при обсуждении присылаемых в область из
Центра проектов федеральных законодательных актов, число
которых постоянно растет.
Совместно разработанное и принятое "Положение о порядке рассмотрения
проектов федеральных законов органами государственной власти Астраханской
области" предусматривает обязательное их рассмотрение в постоянных
комиссиях Собрания, отделах, управлениях и департаментах администрации.
Сведенные воедино замечания, правки и предложения возвращаются авторам
документа.
Разумеется, во взаимоотношениях
властей не все просто и гладко. Нам самим пришлось быть свидетелями бурной,
порой даже острой дискуссии, вспыхнувшей на заседании областного Собрания при
обсуждении вопросов социальной защиты населения. Некоторые депутаты потребовали
признать работу администрации в этой части неудовлетворительной. Спокойное,
аргументированное выступление главы администрации области А.П.Гужвина позволило
погасить конфликт. Но, все-таки, общий фон взаимоотношений двух ветвей власти в
области определяет не полемика, подобно названной выше, а стремление сторон
совместно искать и находить разумное решение стоящих перед областью проблем.
Отмеченная выше общая правовая неурегулированность, в том
числе отсутствие федеральных законов о статусе депутатов органов
представительной власти, негативно отражается на взаимодействии властных
структур, вызывает в иных регионах глубокие разногласия и противоречия. По
мнению депутатов Астраханского Представительного Собрания, чрезмерно затянулся
период, когда вся система выборов как представительных, так и исполнительных
властных структур регламентируется исключительно указами Президента РФ, а не
федеральными законами. В этих условиях, считают депутаты, Центризбирком РФ
фактически наделен законодательным правом, тогда как при нормальном
демократическом избирательном процессе он, как и другие избирательные комиссии,
в своей деятельности должен руководствоваться законами, определяющими его роль
и место в реализации политических прав граждан.
Федеральный закон "Об
основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и
другие недавно принятые избирательные законы, будем надеяться, позволят
изменить ситуацию к лучшему - и в России в целом, и в Астраханской области в
частности. Вместе с тем, и самому областному Собранию следует ускорить принятие
законодательных актов, которые бы регламентировали структуру и статус области,
ее представительных и исполнительных властных структур, характер их взаимоотношений,
поставили бы "внутреннюю самоорганизацию" субъекта Федерации на
правовую основу.
Деловое, свободное от глубоких
противоречий и распрей взаимодействие ветвей власти играет, по нашему
убеждению, немалую роль в поддержании стабильности и управляемости в области.
Один из показателей такой стабильности - спад митингово-пикетной активности
населения, отсутствие острых межэтнических конфликтов.
В Астраханской области
проживают представители более 100 национальностей. В отличие от некоторых
других, в том числе близлежащих регионов, здесь нет сколь-нибудь серьезной,
явно выраженной или скрытой межэтнической напряженности. В межнациональных
отношениях преобладают традиции терпимости, мирного, добрососедского общения.
К положительным явлениям стоит
отнести и тот факт, что действующие в области 20 региональных отделений и
организаций политических партий и движений, среди которых наиболее влиятельна
КПРФ, в своих программных документах выступают за последовательное соблюдение
равенства прав граждан всех национальностей, против любых форм национальной
вражды и шовинизма.
Руководители 13 субъектов
Российской Федерации, принимавшие участие в рабочей встрече в текущем году в
Астрахани, с одобрением отнеслись к практике взаимодействия представительного и
исполнительного органов государственной власти как стабилизирующему фактору
социально-экономической и общественно-политической обстановки в Астраханской
области.
Опыт астраханцев убеждает в
реальности плодотворного сотрудничества структур законодательной и
исполнительной власти в регионах, несмотря на отсутствие адекватной правовой
базы в этой сфере. Для этого нужно иметь искреннее желание к такому
взаимодействию и облекать его в конкретные практические действия. В то же время
это сотрудничество было бы более результативным, если бы опиралось на
необходимую законодательную основу.
Н.БОРОБЪЕВ - первый
заместитель заведующего отделом Правового управления Аппарата Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации,
Е. ФОМИН - консультант
отдела по взаимодействию с субъектами Российской Федерации Аппарата Совета
Федерации Федерального Собрания РФ.