ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИКИ
УПРОЩЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЧАСТИ
СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
М.Л. ТЕОДОРОВИЧ,
заместитель губернатора
Нижегородской области, директор департамента экономики и прогнозирования
В.А. ШИПУНОВ,
заместитель директора
департамента экономики и прогнозирования Администрации Нижегородской области
Актуальным для российского
предпринимателя является вопрос трудности выполнения сложных и многочисленных
требований по оформлению налоговых платежей, учету и отчетности. Сам
предприниматель нередко не обладает достаточной компетентностью в этих
вопросах, требующих немалых затрат времени, и не располагает средствами,
достаточными для оплаты услуг квалифицированного специалиста в области
бухгалтерского учета и аудита. Обладая достаточными знаниями для извлечения
прибыли из своей деятельности, но не имея возможности вести правильное
исчисление и уплату налогов с оперативным отслеживанием быстро меняющегося
громоздкого налогового законодательства, предприниматель часто входит в
противоречие с фискальными намерениями государства. Как правило, первая
серьезная налоговая ошибка мелкого предпринимателя становится последней и
лишает доходов как бюджет, так и самих предпринимателей.
Кроме того, существующая
проблема сбора и исчисления налогов с субъектов малого предпринимательства
заключается в деятельности этих предприятий по операциям с денежными средствами
в форме наличности, что затрудняет органам, учитывающим поступления от налогов,
реалистично оценить прибыльность такого предприятия и полноту сбора налогов.
Необходимость обеспечения наиболее полного сбора налогов с субъектов малого
предпринимательства является очевидной как с точки зрения потребности в
увеличении налогового сбора, так и необходимости финансового равноправия между
всеми предпринимателями.
Сектор малого бизнеса очень
важен и с точки зрения создания рабочих мест, и поддержания конкуренции, и как
источник доходов бюджета. Крайне нежелательно неразумной налоговой политикой
загонять этот бизнес в теневой сектор экономики или прикрывать его вовсе.
Важными для радикального
решения данной проблемы являются следующие факторы: налоговая система должна
быть простой для понимания и легкой для практического внедрения; сбор налогов
должен быть увязан с образованием дохода.
Исходя из вышеизложенного,
вполне оправданным кажется решение упростить систему налогообложения (и
связанные с ней системы учета и отчетности) посредством введения единого налога
по достаточно просто определяющейся ставке, увязанной с доходом или оборотом, и
сокращения количества требований по обеспечению детализированного
бухгалтерского учета и отчетности, которые должны вести малые предприятия.
Зарубежные аналоги упрощенной
системы налогообложения малого бизнеса.
Анализ зарубежного опыта
использования упрощенных систем налогообложения, учета и отчетности позволил
предположить, что наиболее рациональными являются идеи, положенные в основу
систем налогообложения малого бизнеса в Перу и Чили.
С 1990 года в Перу ведется
кампания, направленная на осознание предпринимателями и гражданами их
финансовой ответственности и на активизацию налогового сбора при общем
уменьшении налоговых ставок.
Была введена упрощенная
налоговая система по отношению к индивидуальным предпринимателям с единичной
точкой (местоположением) бизнеса и с четырьмя или менее служащими. В месяц их
выручка не должна превышать 5,500 долларов США. Согласно упрощенной таблице они
платят только подоходный налог по нефиксированной ставке. Применяется простая
форма документации, по которой они могут декларировать и платить свои налоги,
их не обязывают вести бухгалтерский учет. При вхождении в эту систему они
обязаны погасить все неоплаченные штрафы и обязательства. Предприниматели имеют
право выйти из этой системы в любой месяц года с учетом их выручки за прошедшие
шесть месяцев.
Еще одна система применяется и
к индивидуальным предпринимателям, и к предприятиям. Она предусмотрена для тех
случаев, когда есть необходимость в выдаче счетов с оплатой НДС. Годовая
выручка не должна превышать 66,000 долларов, число единиц бизнеса и численность
работающих не регламентируются. Вести полную бухгалтерскую отчетность они не
обязаны, требуется только ведение журнала регистрации доходов. Используется
упрощенная декларационная и платежная документация, а для вхождения в
упрощенную систему не обязательно погашать все предшествующие налоговые долги.
В Чили определен ряд отраслей,
где налог взимается с предполагаемого дохода, а именно:
1. Сельское хозяйство (при
условии, что выручка не превышает 385,000 долларов в год). Налог начисляется в
сумме 10% от оценочной стоимости сельскохозяйственного имущества. Применяется,
когда владельцем имущества является физическое лицо или партнер из состава
товарищества. В остальных случаях налогообложение осуществляется на основе
фактического дохода.
2. Горнодобывающая
промышленность (при условии, что выручка не превышает 3,469 млн. долларов в
год). Налог исчисляется с предполагаемого дохода, исходя из определенного
процента от цены задействованного металла.
Все другие облагаются налогом
по нормальным ставкам налога на корпорации.
3. Транспорт. Физическим лицам,
осуществляющим пассажирские и грузовые перевозки, предоставляется право перехода
на налог в размере 10 процентов от коммерческой стоимости принадлежащего им
транспортного средства (большинство физических лиц платят налог со своего
фактического, а не с предполагаемого дохода).
4. Уличные торговцы платят налог по фиксированной ставке
(24 доллара в год). Газетные киоски платят по ставке в 0.5% от суммы продаж.
Квалифицированные специалисты (например, ремесленники) облагаются налогом по
более высокой ставке (100 долларов в год или в 2% от выручки).
Однако, несмотря на то, что
такие исключения имеют место, большинство предприятий и предпринимателей -
физических лиц предпочитает платить налог по обычной системе налогообложения
фактического дохода.
Разработка концепции упрощенной
системы налогообложения как регионального эксперимента для Нижегородской
области
Впервые о разработке упрощенной
системы налогообложения малого бизнеса было сказано в письме Губернатора
Нижегородской области Б.Немцова Премьер-министру В.Черномырдину от 20 сентября
1994 года:
...в Нижегородской области
готовится пакет экстренных мер по стабилизации социально-экономической
ситуации, ориентированных на создание рабочих мест, стимулирование
инвестиционной активности и расширение производства товаров народного
потребления и услуг, в первую очередь, в сфере индивидуального и наиболее
мелкого бизнеса.
В частности, разрабатывается
упрощенная схема расчетов субъектов малого бизнеса с государством - переход к
системе продажи им патентов, а именно, замена всей совокупности налоговых
платежей, уплачиваемых предпринимателями, единственным платежом, осуществляемым
в качестве платы за приобретаемый ими патент на право осуществления
предпринимательской деятельности и распределяемым между бюджетами всех уровней
финансовыми (налоговыми) органами.
Реализация данной схемы, по
нашему мнению, позволит установить, наконец, однозначные правила взаимодействия
мелких предпринимателей с налоговыми органами, существенно снизить расходы предпринимателей,
связанные с обслуживанием системы учёта финансовых и материальных ценностей и
отношений с кредитно-финансовыми и контролирующими органами, и обеспечить как
более действенный контроль за их деятельностью, так и большую безопасность
мелкого предпринимательства. Тем самым будут существенно уменьшены стартовые
требования к вновь создаваемым малым бизнесам и, соответственно, трудности
рядовых граждан по организации собственного дела.
Полагая настоятельно
необходимой и неотложной реализацию разрабатываемых нами мер и имея в виду
возможность их тиражирования, после апробации на территории Нижегородской области,
в регионах России, прошу поддержать проведение в нашем регионе указанного
эксперимента по внедрению упрощенной схемы расчетов субъектов индивидуального и
малого бизнеса с органами государственной власти и управления".
Резолюция Премьер-министра Б.Е.Немцову.
«Поддерживаю проведение этой работы в Н.Новгороде как эксперимент для всей
России в будущем. 21.09.94 г.» значительно ускорила темпы работ по подготовке
упрощенной системы. Разработка велась департаментом экономики и прогнозирования
на основании распоряжения Губернатора Нижегородской области № 1438-р от
20.10.94 г. параллельно и для субъектов малого бизнеса - юридических лиц, и для
индивидуальных предпринимателей, с подготовкой проектов нормативных документов,
упрощенных форм учета, инструкций к ним, макетов патентов. В процессе работы
было признано нецелесообразным вести дальнейшую разработку упрощенной системы
для физических лиц. 30 ноября 1994 года концепция упрощенной системы для малых
предприятий и организаций была одобрена на заседании Правительства РФ. Этот
проект в последующем был взят за основу при разработке соответствующего
Федерального закона.
Основные положения упрощенной системы
(названной условно системой патентования, поскольку предприятиям предполагалась
выдача патента как документа, дающего право на использование упрощенной
-системы):
1. Условия введения системы
патентования параллельно действующим условиям налогообложения и регулирования
деятельности субъектов малого бизнеса, не заменяя их. Выбор используемой
системы налогообложения (переход к вновь вводимой системе или возврат к ныне
действующей осуществляется субъектами предпринимательства на добровольной
основе.
2. Система не распространяется
на взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с таможенными
органами, расчеты с социальными внебюджетными фондами, уплату государственных
пошлин и местных лицензионных сборов и не освобождает от необходимости предоставления установленной статистической
отчетности.
3. На новую систему учета и
налогообложения имеют право переходить юридические лица с численностью работающих до 10
человек, занимающиеся производственной деятельностью, мелкорозничной торговлей,
оказанием услуг.
4. Документом,
удостоверяющим право на ведение
упрощенного учета и налогообложения является патент, выдаваемый налоговым
органом по месту регистрации на календарный год при выполнении следующих
условии:
- выручка от видов
деятельности, указанных в п. 3, составляла не менее 70%;
- предприятие не имело
просроченной задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами;
- на предприятие в предыдущем
году работы по системе патентования не были наложены санкции за сокрытие дохода
от налогообложения.
Патент дает право на ведение
упрощенного бухгалтерского учета и систему расчетов по налоговым платежам с
ежеквартальной отчетностью в налоговых органах и действителен в течение
календарного года, на который выдан.
4. Вся совокупность платежей
юридического лица в бюджет и внебюджетные фонды (кроме социальных) заменяется
налогом на доход, исчисляемым как выручка от реализации, уменьшенная на суммы
стоимости использованных в процессе производства сырья и материалов,
реализованных товаров, затрат по аренде специальных производственных помещений.
Ставка налога на доход
предполагалась для производственных видов деятельности - 16%, для прочих -20%.
Платежи налога на доход разбивались на авансовый взнос (зависящий от вида
деятельности) и платеж по итогам квартала. Если налог по итогам квартала меньше
авансового платежа, сумма переплаты учитывается при уплате налога на доход по итогам
следующего квартала до конца текущего календарного года.
Базой предварительного расчета
стоимости патента и ставки налога на доход (при сохранении доли существующих
налоговых поступлений) при разработке пакета нормативных и законодательных
актов послужили данные Нижегородского областного комитета государственной
статистики за 1993 год. В торговле сумма реальных налоговых отчислений
составляла 26% от валового дохода, балансовая прибыль составляла 25% от
валового дохода. По области в целом сумма налоговых отчислений составляла 25%
от валового дохода (принимаемого как выручку за вычетом расходов на
говаро-материалыше ценности), балансовая прибыль составляла 34% от валового
дохода.
Таким образом, суммы налоговых
поступлений (вместе с авансовым платежом) должны бы охватывать 25-26 % валового
дохода малого предприятия. Но в силу экономических причин рентабельность
мелкого бизнеса меньше 25 и тем более 34 %. К тому же состав затрат мелкого
бизнеса включает всего несколько статей, а большой размер однократного платежа
отвлекает значительное количество оборотных средств у предприятия. Поэтому, а
также для облегчения стартовых условии мелкого бизнеса, было признано
необходимым установить долго налоговых изъятий на уровне 15-20 %.
Наиболее реальным представлялся
патентный платеж, основанный на анализе деятельности типичного по своим
параметрам хозяйствующего субъекта как экспертным путем, так и по данным
бухгалтерской отчетности. Оптимальный авансовый платеж должен составлять
порядка 60-70% от прогнозируемых налоговых поступлении. С учетом возможного
сокрытия порядка 50 % доходов в малом бизнесе и в целях обеспечения
эффективности патентной системы авансовый платеж было признано желательным
уменьшить на 30%.
Разработка и принятие проекта
Федерального закона
В процессе доработки
первоначального проекта Федерального закона Министерством финансов РФ в него
было внесено несколько принципиальных дополнительных положений, в том числе:
- упрощенная система налогообложения в проекте Федерального закона была разработана и для физических лиц
(индивидуальных предпринимателей);
- внесено положение,
разрешающее представительным органам
власти субъектов Федерации
своими решениями
устанавливать систему обложения
единым налогом на основании расчетных показателей;
- сохранен существующий порядок
расчетов по налогу на приобретение автотранспорта;
- сужена налогооблагаемая база
за счет исключения из нее процентов за пользование кредитами, НДС, уплаченных
поставщикам, текущего ремонта;
- установлен предел стоимости
имущества, начиная с которого предполагалось сохранение прежнего порядка
расчета по налогу на имущество;
- представительным органам
власти субъектов Федерации предполагалось предоставить полномочия по
установлению нижнего предела исчисляемых налогов в процентах от выручки (до
15%).
Верхний предел ставки налога на
совокупный доход был установлен в 30%; согласно расчетам Министерства финансов
РФ это соответствовало реальному уровню среднего налогообложения малого
бизнеса.
Проект закона в первом чтении
был рассмотрен Государственной Думой 14 июня 1995 года. Свои предложения и
замечания дали Президент РФ, 26 субъектов. Федерации, 3 комитета
Государственной Думы, 1 депутатская группа, 5 депутатов Государственной Думы и
Совета Федерации. Из принципиальных изменений в текст проекта Федерального
закона, поддержанных Комитетом Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам
и финансам, можно отметить следующие:
установлена единая на
территории РФ форма патента и книги учета доходов и расходов;
- введено ограничение на право
использовать упрощенную систему налогообложения суммой годового совокупного
размера валовой выручки данного налогоплательщика - 100000 – кратным размером
минимальной месячной оплаты труда;
- расширены права субъектов
Федерации по использованию в качестве налогооблагаемой базы валовой выручки
вместо дохода;
- регламентирована работа по
упрощенной системе филиалов и подразделений организаций;
- значительно расширен
перечень организаций, не имеющих права
использовать упрощенную систему, за счет включения в него кредитных
организаций, страховщиков,
инвестиционных фондов, профессиональных участников
- рынка ценных бумаг,
предприятий игорного и развлекательного бизнеса и других категорий
хозяйствующих субъектов, имеющих особый порядок ведения бухгалтерского учета и
отчетности, установленный Минфином РФ;
- сужена налогооблагаемая база
налога на доход за счет исключения оказываемых услуг и 3% к ставке ЦБ за пользование
кредитами;
- все поступления налогов от
индивидуальных предпринимателей направлены
в бюджет субъекта Российской Федерации;
- исключено положение, дающее
право субъектам Федерации устанавливать предельный уровень стоимости балансового имущества
организации, при превышении которого фактической стоимостью имущества, на
разницу между ними может
применяться действующий порядок уплаты налога на имущество;
- убрано поручение
Госналогслужбе разработать инструкцию к Закону (чтобы подзаконный
акт не мог подменять собой Закон).
Закон был принят
Государственной Думой 8 декабря 1995 года в 15 часов 24 минуты одновременно во
втором и третьем чтениях единогласно (274 депутата - за, против и
воздержавшихся нет), одобрен Советом Федерации 20 декабря 1995 года в 10 часов
32 минуты (107 депутатов - за, против и воздержались - по одному), подписан
Президентом Б.Ельциным 29 декабря 1995 года (присвоен номер 222-ФЗ), вступил в
действие 11 января 1996 года после опубликования в "Российской
газете".