КОНСУЛЬТАЦИЯ
ЮРИСТА
ПУТИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ
А.П.КУЗНЕЦОВ,
кандидат
юридических наук
(Нижегородский
юридический институт МВД РФ)
Прошедший
период функционирования новой налоговой системы в
Российской Федерации показал, что она нуждается в серьёзной
ревизии и кардинальном реформировании. Особое внимание
должно быть уделено налоговому законодательству.
Несовершенство
налогового законодательства, его противоречивость и нестабильность, отсутствие
гибкого механизма реализации и связи со стратегией экономических реформ
- это далеко не полный перечень причин проведения реформирования
налоговой системы. Состояние налогового законодательства в настоящее время не
удовлетворяет ни налогоплательщиков, ни государство и становится одним из
важнейших факторов сдерживания экономических реформ.
Большинство
налоговых законов не отличается высоким качеством, нередко они
отражают корпоративные или ведомственные интересы, оставляют
правовые пробелы, изобилуют отсылочными нормами. Всё это создаёт обширное поле
для подзаконного нормотворчества. В настоящее время в России действует немало
налоговых законов, которые в целом или в части нельзя признать
подлинно правовыми, поскольку они не выражают требований справедливости,
равенства и свободы граждан.
В
этих условиях правовой основой регулирования налоговых отношений должен стать Налоговый
кодекс Российской Федерации - кодифицированный законодательный
акт, объединяющий в строго определённом порядке как материальные, так и процессуальные
нормы налогового права, основные цели и
задачи налоговой политики. Налоговый кодекс призван не только упорядочить
нормативный материал, относящийся к налоговым правоотношениям, но он должен инициировать существенную переработку
действующих нормативных актов налогового законодательства.
Налоговый кодекс, по
мнению автора, будет отличаться от других
законодательных актов, регулирующих налоговые правоотношения, логической
последовательностью и согласованностью
составляющих его структурных элементов.
Налоговый кодекс должен:
охватывать наиболее важные аспекты правового регулирования налоговых отношений;
определять идеологию экономических реформ, правовое пространство, на котором будет основываться вся система
налогообложения (государства, налогоплательщиков,
третьих лиц, банков). Налоговый кодекс сбалансирует права и обязанности
налогоплательщиков и контролирующих органов, обеспечит комфортные
условия уплаты налогов законопослушным налогоплательщикам, создаст новый единый понятийный аппарат, позволяющий однозначно толковать
термины и понятия в области экономики, финансов,
права.
Налоговый кодекс
позволит: либерализировать законотворчество, придти к цивилизованным рыночным
нормам, определить компетенцию властей
различного уровня в установлении налогов; пересмотреть права и
обязанности налогоплательщиков, налоговых
органов, налоговых агентов и других
участников налоговых отношений; разграничить составы налоговых
правонарушений и меры ответственности за них
Налоговый
кодекс также установит порядок исполнения налогового
обязательства налогоплательщиком и правила контроля за его
исполнением со стороны налоговых органов, снизит налоговое бремя, упростит
чрезмерно запутанное налоговое законодательство, ослабит фискальную
направленность законодательства. Предложенный проект Налогового кодекса России должен, несомненно, учесть имеющийся
как положительный, так и отрицательный опыт формирования
налогового законодательства в нашей стране, а также опыт з этой сфере развитых стран Запада.
Предложенный на
обсуждение проект Налогового кодекса РФ, по
мнению автора, отвечает основным требованиям, предъявляемым к кодифицированным нормативным актам. В частности,
он состоит из разделов, включающих статьи, раскрывающие основы
налогообложения, а именно: принципы налоговой системы; перечень федеральных,
ре-гиональных и местных налогов, платежей и сборов; сфера действия налогового
законодательства и порядок внесения изменений
и дополнений в него; понятие налогового платежа и сбора; принципы, формы и методы налогообложения и налогового
контроля; определение статуса налогоплательщика и других участников налоговых правоотношений; налоговое
обязательство и меры по его исполнению; порядок и условия обжалования действий и решений налоговых органов и должностных лиц. Наряду с названными
выше, в Налоговом кодексе содержатся
статьи, регулирующие порядок и
условия уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, устанавливающие ответственность за нарушения
налогового законодательства и порядок привлечения к ответственности за эти
нарушения, производство по делам о нарушениях налогового законодательства и их
рассмотрение.
С
принятием Налогового кодекса произойдёт реализация идеи создания единого
налогового правового порядка в России, то есть все федеральные,
региональные и местные налоги и сборы станут элементами единой налоговой
системы Российской Федерации как одного из важнейших факторов, влияющих на
развитие и функционирование единого рынка России.
Принятие
Налогового кодекса РФ станет решающим рубежом в проведении
налоговой реформы, в процессе формирования современной налоговой
системы России и позволит оптимизировать взаимоотношения с
другими странами мирового сообщества в области налогообложения. Одновременно
с этим законодатель в указанном нормативно-правовом акте должен учесть
требования современной международной экономики, использовать все достижения финансовой
и правовой мысли.
В
рамках Международной налоговой программы по оказанию помощи и содействия
странам, проводящим рыночные реформы, осуществлена разработка
типового Мирового налогового кодекса.
Его
основная цель - формирование, становление и развитие налоговых систем,
разработка механизма регулирования налоговых отношений на научной
основе, создание единой терминологии и единообразного толкования.
Во
введении. разработчики пишут, что в кодексе они стремились представить
современное понимание налоговой системы, проверенное на опыте многих стран.
В
Мировой налоговый кодекс включена 591 статья и комментарии к ним.
Характерной особенностью указанного документа является то, что его положения
носят рекомендательный характер и не являются обязательными для страны,
пожелавшей воспользоваться кодексом.
Наряду
с этим в кодекс включены общие принципы и положения, без которых
невозможно сформировать налоговую систему государства. Авторы вносят
предложения об унификации законодательных актов, регулирующих налоговые
отношения. Унификация, по их мнению, позволит государствам
интегрировать своё хозяйство в мировую экономическую систему хозяйствования.
Заслуживает
особого внимания подход разработчиков кодекса к проблеме
предоставления экономических субсидий. Согласно положениям кодекса,
предоставление экономических субсидий через налоговую систему менее эффективно,
чем выплата прямых субсидий. Наличие большого числа льгот неизбежно
усложняет налоговую систему и подрывает её результативность, лишает её
гибкости, поскольку налоговые льготы трудно поддаются контролю. В этой
связи в кодексе не предусматриваются льготы или временные освобождения от
налогов
Характерной
особенностью Мирового налогового кодекса является то, что в
систему налогов включён индивидуальный подоходный налог с
физических лиц, имеющих высокие доходы. Индивидуальный подоходный налог
принят в странах с нарождающейся рыночной экономикой, не столько
ради увеличения налоговых поступлений, сколько для удовлетворения
чувства равенства.
Мировой
кодекс включает пять разделов по числу основных налогов, которые
рекомендуется вводить: раздел I - подоходный налог; раздел II - налог на добавленную стоимость;
раздел III -
акцизные налоги, раздел IV -
налог на недвижимость; раздел V -
налоговая администрация.
Во
всех налогах кодекс предусматривает механизм учёта инфляции.
Разработчики
Мирового налогового кодекса считают, что подготовка и
принятие законов - это лишь первый шаг в налоговой реформе.
Главное же состоит в создании эффективного налогового аппарата. Наличие чёткой
и высококомпетентной налоговой службы - необходимое условие успеха
налоговой реформы.