В
ЛИТЕРА ТУРНОЙ ГОСТИНОЙ
В.А.ШАМШУРИН:
"НЕ
ВСЕЯДНОСТЬ, НО ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ"
Литературно-художественный
журнал "Нижний Новгород" уже не нужно представлять публике. Увидевшие
свет за короткое время двенадцать его номеров -предмет
особого внимания и обсуждения всех нижегородцев,
интересующихся литературой.
Им
вероятно, будет любопытно узнать, каковы главные
принципы нового издания, как формируется здесь
портфель. И никто, конечно, не даст более исчерпывающих объяснений, чем
главный редактор журнала "Нижний Новгород"
Валерий Анатольевич ШАМШУРИН. Он тоже не нуждается в особом представлении, ибо как поэт, как
исторический писатель, как деятель культуры прекрасно известен нижегородцам и
знаком читателям России. Поэтому сразу задаю Валерию Анатольевичу интересующий многих вопрос:
- Что
значительного увидим мы в ближайших номерах "Нижнего Новгорода"?
- Работа
уже идет на следующий год. Сформированы первые номера. В последнее время из типографии
вышли три номера - с 10-го по 12-й. Так что
читателей, а среди них у нас
появились и первые подписчики, не подведем.
В
журнале "Нижний Новгород" присутствуют самые разнообразные
литературные жанры, даже такие редкие или непривычные для литературных
журналов, как драматургия, фантастика. Мы представляем и
творчество наших переводчиков. С шестого номера ввели новую
рубрику "КЛЮЧ" - "Клуб любителей чтения".
Она рассчитана на активное участие читателей и будет
публиковать отзывы, обзоры, рецензии, полемику.
Сейчас
мы очень активно вводим краеведение, поскольку интересно
работающих исследователей у нас много, а выступить им негде.
В
шестом номере опубликована повесть "Руги" Сергея Перевезенцева
- московского писателя, связанного с Нижним Новгородом. Она
историческая, обращается к эпохе праславян, рассказывает,
откуда пошла русская нация. Полемическая вещь И рядом - повесть
ярославского писателя Юрия Бородкина "Расплата" о нашей
армии, о дезертирстве. Это - не просто драматическая история, это -
современный нерв.
Мы
очень широко представляем нижегородских авторов. Среди них - и
Вадим Рыжаков, и Валентин Николаев, и очень перспективный наш прозаик Евгений
Шишкин. Много поэтов, причем из нижегородской глубинки, не членов Союза писателей, но очень
сильных Эта творческая поросль серьезно
соперничает с профессионалами.
А в
7-м и 8-м номерах читатели познакомились с романом известного
исторического писателя из Петербурга Николая Коняева "И
закопанные, и сожженные". Он - об Аввакуме, о религиозной
войне в России во второй половине XVII века. Написана вещь ярко, живо. Это - высокая литература.
Мы
даем возможность познакомиться и с молодыми писателями. Небольшая
курортная повесть Светланы Барановой из Владимира "Не уезжай ты, мой
голубчик", думаю, привлечет внимание читателей. Интересно заявил о себе наш нижегородец Юрий Горбанев, который написал
увлекательный детектив "Дождь
смывает следы".
И
рядом такие известные российские авторы, поэты, как Игорь Ляпин,
Виктор Боков, Николай Старшинов. Опубликуем поэтические
произведения Олега Шестинского, Евгения Антошкина, Сергея
Хомутова...
Девятый
номер мы целиком посвятили 40-летию Горьковского телевидения, и почти все его
авторы имеют отношение к электронной журналистике. Очень удачный получился
номер, необычно раскрылись знакомые нам люди. Начиная с известного
режиссера Юрия Борисовича Беспалова. Его "Монтажный стол"
- это монтаж воспоминаний и размышлений о телевидении. А Марина
Ливанова выступила с совершенно потрясшей меня подборкой
стихов.
В
одном из номеров идет у нас прекрасная повесть о последних днях Гоголя
"Очищение огнем". Написал ее, и, по-моему, замечательно,
муромский автор Юрий Фанкин
А вообще круг авторов так
велик, что даже трудно всех сразу вспомнить
и назвать.
- Но
уже из этого перечня видно, что новый нижегородский журнал
отнюдь не ограничивается нижегородскими именами. Я знаю, что
некоторые его за это упрекают...
-
Действительно, нас критиковали, говорили:
надо печатать только своих. А я считаю, главный критерий - художественные
достоинства, а не географическая принадлежность. Такие издания, как
"Нева", "Север", "Волга", ведь тоже
не замыкались в каком-то узком пространстве. Все мы живем в России,
"Нижний Новгород" - российское название, и
наш журнал - тоже российский.
И
потом, если бы мы ограничились только теми силами, которые есть в
Нижнем Новгороде и области, то этого явно было бы недостаточно,
чтобы заполнить такое объемное ежемесячное издание и при этом представлять
литературу настоящую. Такую, в которой заинтересован наш читатель.
Что
бы ни говорили об измельчании интересов читающей публики, мы знаем,
что у нас очень сильное учительство, очень сильные культурные
работники, высокообразованные, эрудированные библиотекари. То
есть нам есть на кого ориентироваться. Сохранился читатель умный, понимающий,
знающий классику, и нам непростительно было бы "кормить" его
недозрелыми произведениями.
Поэтому
тут не подходит критерий "наши - не наши". Мы
сотрудничаем с писательскими организациями Саратова,
Ярославля, других городов, которые очень достойно представляют и современный
литературный уровень, и проблематику, и свежие течения литературного процесса.
- Валерий
Анатольевич, тогда сразу возникает вопрос: а
как редакция устанавливает
эти контакты? Процесс идет стихийно или
есть система?
-
Когда я работал ответственным секретарем
Нижегородской организации Союза писателей России, у меня установились
очень прочные связи с коллегами от Дальнего Востока до Мурманска. Я
знаю, кто и что делает, скажем, в Тамбове. У меня есть
контакты на Украине и в Беларуси, на Урале, в Сибири. Мне интересно быть в
курсе литературной жизни, как кому-то интересно собирать марки. Это мое качество,
среди прочих, и имел в виду Владимир Иванович Седов, когда так
настойчиво предлагал мне должность главного редактора журнала.
Во
всех крупных городах России у меня есть друзья, которые подсказывают,
помогают сориентироваться. К тому же у нас установились
прямые контакты с литературным институтом. С ректором есть договор -
все лучшее представлять в журнал "Нижний Новгород". И,
возможно, один из номеров мы целиком отдадим питомцам
литинститута.
В
будущем же географически, надеюсь, еще раздвинем свои границы,
публикуя авторов и ближнего, и дальнего зарубежья. Все это дает
журналу возможность напитаться атмосферой общего литературного процесса. Что
полезнее, ценнее для читателей, чем знакомство исключительно с местными
творческими силами. Ведь важно правильно понимать свое место в России, да и в
мире.
Вот
у нас называют Нижний третьей столицей, бахвалятся, пыжатся. Но
если трезво сравнить с другими городами, с другими регионами, то
станет ясно, что все это пустой звон. Город наш
технократический, он пока не способен существовать по законам истинной
культуры. Начиная с культуры жителей, не приученных соблюдать
элементарный порядок в подъездах собственных домов, и кончая культурой
чиновников, которые, например, считают себя вправе вмешиваться
в работу комиссии по присуждению премий города и, вопреки мнению
компетентных специалистов, навязывать свои кандидатуры.
Наше
бескультурье и невежество проявилось и в последнем празднике Нижнего
Новгорода, где в сценарии была заложена полная нелепица, якобы
королевич Владислав сидел на московском престоле, и Минин пошел
освобождать от него Москву! А вот в Ярославле провели праздник Нижегородского
ополчения, да так, что "умыли" нас
Все
это представляется мелочью в глазах чистого технаря, но не в глазах
культурного человека
И
вместе с тем Нижний Новгород обладает очень большим культурным
потенциалом. Молодежь у нас интересная. Даже по сравнению со столичными
молодыми литераторами наши в каком-то смысле выигрывают, они ближе к
современности, они более нравственны Вот поддержать их,
показать и является одной из задач журнала.
Мы
будем открывать нижегородцам новые имена наших земляков. Таких, как
поэты Владимир Миронов и Евгения Корсшкова из Семенова, как Виктор
Кельдюшкин из Большого Мурашкина. Интересные литературные группы есть
в Городце, в Лукоянове. В Ардатове - Александр Ши-ненков,
у которого уже в Москве вышла книжка.
- А
чему вы ставите заслон в своем журнале?
- Халтуре,
вторичности, которая сейчас присуща отечественной поэзии и которая
заполонила многие газеты, в том числе и любимую мною
"Нижегородскую правду".
Мы
ставим заслон порнографии и вообще циничному, злому взгляду на мир
и человека.
Мы
стараемся избежать той ошибки, в которую впали некоторые известные
журналы. Когда, махнув рукой на читателя, они печатают
всякую заумь, неизвестно на кого рассчитанную, втянулись в
борьбу внутрилитературных групп, замкнулись в кастовости.
Не
всеядность, но широта взглядов в журнале "Нижний Новгород"
присутствует Мы не собираемся ограничиваться "дремучим" реализмом,
будем публиковать и авангард
Честно
говоря, мне мало импонирует квасной патриотизм. Когда умиляются
русскому народу и ищут тех врагов, которые портят ему историю. Русский человек
очень противоречив. Это надо ясно осознавать, чтобы изжить в себе самих
черное, злое, чтобы бережно выращивать в душах нравственное, святое
и терпеливо, повседневно формировать культуру. Ту, которой так нашему народу
недостает. Вот таким я вижу истинный патриотизм, и, к счастью, В.И.Седов,
издатель журнала и председатель редакционного совета, подобные взгляды
разделяет.
- Кстати, о частном
статусе журнала. Это накладывает
какой-то отпечаток на вашу работу?
- Те общие принципы, о которых я говорил, у В.И.Седова и у меня как
главного редактора совпадают. В этом
смысле работать нам с ним легко. Владимир Иванович сам человек творческий и почитает людей искусства.
Его дружба с Никитой Михалковым - подтверждение тому. У него есть чутье,
художественный вкус Конечно, бывает, спорим
Но, как нынче принято говорить, добиваемся консенсуса.
Особенно мне импонирует то, что он
ставит цель сделать журнал доступным
для нашего небогатого читателя. Плата
за номер в несколько раз меньше его себестоимости. В.И Седов идет на большие убытки вполне
сознательно.
- А
можно приоткрыть завесу над более дальними номерами
журнала?
- В
перспективе - замечательный роман саратовского писателя Владимира
Кодяева "Конформист" о современном карьеристе, о
нынешних "челноках"
Наш
земляк, живший в Средней Азии, Борис Павлы-чев представил рассказы,
которые, думаю, для читателей станут открытием. Острые, свежие вещи.
Сейчас
готовлю к печати кинороман Никиты Михалкова и его соавторов "Жизнь и смерть
Грибоедова". Мне кажется, это очень глубокое произведение.
Передал
мне свою рукопись известный московский писатель Юрий Паркаев. Его
роман о Есенине и Айседоре Дункан открывает весьма интересные страницы жизни
русского поэта.
Словом, планы большие. Дай
Бог их осуществить.
Беседовала
Ирина МУХИНА.