РАБОТАЕТ
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
ПОДВОДНАЯ ЧАСТЬ
АЙСБЕРГА
А.А.КОЗЕРАДСКИЙ,
председатель
Законодательного Собрания
Нижегородской
области, член Совета Федерации Федерального Собрания
РФ
Надводная
часть этой важнейшей работы - в виде федеральных законов, принятых
российским парламентом - видна даже, непосвященному. А вот
подводная часть айсберга - кропотливая подготовке, многочисленных законопроектов, их тщательная шлифовка - практически
скрыта от наших глаз. Поэтому сегодняшнюю беседу с председателем Законодательного Собрания Нижегородской области Анатолием Александровичем
КОЗЕРАДСКИМ мы решили посвятить его работе в качестве члена Совета Федерации Федерального Собрания - верхней палаты российского парламента, заместителя
председателя комитета СФ по экономической политике.
- Анатолий
Александрович, одним из главных вопросов в деятельности Совета Федерации стало
рассмотрение федерального бюджета, принятого Государственной
Думой. Сейчас, когда в самые ближайшие дни Совет
Федерации должен приступить к рассмотрению бюджета-98, обсуждение которого в
Госдуме шло очень долго и было весьма непростым, уместно
вспомнить события годичной давности, связанные с
обсуждением федерального бюджета-97. Некоторые политики,
комментаторы, должностные лица накануне слушаний высказывали сомнения
относительно одобрения сенаторами закона о
бюджете-97. Однако верхняя палата довольно дружно (120 голосами "за" при 25 "против" и 9 воздержавшихся)
приняла этот документ. Выходит, сомнения скептиков были безосновательными?
- Нет, основания для
этого имелись. Каждый из нас хорошо понимал, что бюджет-97 был очень
напряженным и возможность его исполнения
изначально была далека от стопроцентной.
В первую очередь речь шла о доходной части
бюджета. Ее пополнение связывалось правительством, в частности, с
покрытием налоговой недоимки предприятиями
и организациями Однако при существующем положении дел, когда предприятия просто
не в состоянии были расплатиться по тем долгам, которые образовались за полтора-два года, рассчитывать на существенные
сдвиги в поступлении налогов было трудно. Серьезные сомнения вызывало и
намерение выпустить государственные ценные бумаги в большом количестве,
которые, по замыслу правительства, якобы должны принести значительный доход в
бюджет. Мы понимали, что выпуск большого количества российских ценных бумаг сразу снизит их реальную стоимость на рынке.
Бюджет
1997 года был фактически бюджетом выживания, и, как и в 1996 году,
он не был нацелен на какое-либо развитие. При обсуждении бюджета-97
правительство и
Госдума предпочли компромисс. Правительство пошло навстречу пожеланиям,
замечаниям многих фракций, депутатских групп, регионов, включив в проект
бюджета дополнительные статьи расходов на социальные нужды С одной стороны, это хорошо, а с другой - делает закон о
бюджете еще менее выполнимым.
Критика в адрес правительства была
очень сильной, но, тем не менее, Дума после долгих дебатов все же приняла
бюджет.
Совет
Федерации более свободен в своем волеизъявлении, так как распустить
верхнюю палату президент не может. Кроме того, приняв бюджет,
Госдума за его исполнение практически не отвечает. А отвечают,
естественно, правительство с президентом, а также и Совет Федерации,
состоящий из руководителей представительной и исполнительной власти субъектов
Федерации, с которых и будут спрашивать за состояние дел на местах.
Как
видите, сенаторы оказались в очень непростой ситуации. И все-таки,
когда меня спрашивали, как я буду голосовать, я честно
ответил: за одобрение бюджета. Прежде всего потому, что,
несмотря на всю его противоречивость, нам удалось отстоять
интересы области, добиться сохранения в бюджете-97 трансферта в том же объеме,
что и в 1996 году.
Но
были причины и более общего характера, обусловившие одобрение верхней палатой
этого неоднозначного документа.
Во-первых,
даже сравнительно небольшой период "бюджетного безвременья" влечет
приостановку финансирования федеральных программ, что моментально
ощущается в субъектах Федерации. В отсутствие утвержденного бюджета
бал правят чиновники, которые сами решают, куда направить деньги в
первую очередь, а куда - в десятую.
И
второе. В той ситуации, в которой оказалась в начале
1997 года Россия, вряд ли удалось бы в короткое время подготовить и принять
кардинально лучший бюджет. Поэтому наше
решение было довольно дружным, но в значительной мере вынужденным.
Ход
выполнения бюджета-97 показал, что многие наши опасения были
справедливыми. Не от хорошей жизни правительство выступало с предложениями о
секвестровании бюджета.
К
сожалению, накануне обсуждения в Совете Федерации бюджета-98
ситуация во многом повторяется. Обсуждаемый в Госдуме проект
закона о бюджете грешит очень серьезными недочетами, но год уже начался... Мы
вновь вынуждены делать выбор из двух зол: либо соглашаться с плохим
бюджетом, либо нырнуть в пучину "бюджетного безвременья"!
- В
прессе сообщалось, что сенаторы сошлись на том,
что закон о бюджете-97 принимать нужно, но с какими-то
дополнениями в форме наказов правительству. Что
это за депутатские "наказы" такие?
- Речь
шла не о "наказах", а о поручениях правительству и, конечно, не о
дополнениях к закону о бюджете, а об особом постановлении Совета
Федерации. Мы полагали, что е первую очередь правительство должно
рассчитаться по задолженностям федерального бюджета перед регионами и
промышленными предприятиями за выполненные госзаказы. Очень важно
было также определить четкий график погашения бюджетной
задолженности по выплатам зарплаты, пособий и пенсий.
Однако мы не смогли сразу принять текст этого постановления
без основательной проработки и договорились, что вернемся к его
обсуждению.
Как
теперь видно, исполнение бюджета-97 стало очень серьезным испытанием
для России, и президенту пришлось все-таки принимать решение об
укреплении правительства Обновленному составу кабинета удалось ценой
огромного напряжения рассчитаться по основной задолженности перед бюджетниками
и пенсионерами. Но до тех пор, пока все долги не будут погашены, спокойной
жизни у правительства не будет.
И в
нашей области проведена большая работа по погашению долгов по выплате зарплаты
и пенсий. Наше Законодательное Собрание рассматривало вопрос о мерах, принимаемых
администрацией области по погашению долгов по выплате зарплаты и пособий, и
приняло постановление по этому вопросу. К концу 1997 года нам
удалось снять напряженность в этих вопросах. Но, общаясь в Совете Федерации с
коллегами из других регионов России, я знаю, что такая ситуация далеко не
везде.
- Какие
еще важные вопросы рассматривались в 1997 году на заседаниях Совета Федерации?
- На мой взгляд, после
бюджета одним из наиболее острых вопросов
было обсуждение проекта закона о внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Напомню,
что закон этот был принят в 1991 году еще Съездом народных депутатов
РСФСР в связи с безобразнейшим состоянием дорог в Российской
Федерации. Он должен был помочь - и действительно помог - образовать финансовые
ресурсы для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего
пользования, каковыми по закону являются внегородские дороги.
В
связи с тем, что города Москва и Санкт-Петербург, являясь
ранее городами федерального значения, не имели таких дорог, естественно, в них
и не предусматривалось создание территориальных дорожных фондов.
Однако по новой Конституции, принятой в декабре 1993 года, Москва и Санкт-Петербург
получили статус субъектов Российской Федерации
наравне с республиками, краями и областями. По иску правительств этих городов в сентябре 1996 года Конституционный
суд РФ в соответствии с принципом равенства субъектов Федерации
определил возможность создания в городах Москве и Санкт-Петербурге
территориальных дорожных фондов.
А дальше произошли
события, о которых я не мог умолчать,
выступая с докладом от имени нашего комитета на заседании Совета Федерации. Совершенно неправомерно Министерство
финансов и налоговая служба России своими распоряжениями все средства,
которые должны были поступать из Москвы и Санкт-Петербурга в российский дорожный фонд, направили на счета правительств этих
двух городов. В результате к концу года дорожные службы многих субъектов Федерации испытывали грандиозные
сложности в финансировании дорожных работ. Мы сочли, что единственным
выходом из создавшегося положения может быть
принятие закона о внесении изменений и дополнений в Закон "О дорожных фондах в Российской
Федерации", уточняющих
некоторые его статьи с точки зрения нынешней Конституции. Но при этом остается в принципе прежний вариант финансирования российского дорожного
фонда.
• Иными словами,
Москве и Санкт-Петербургу этих средств не давать?
- Давать, но только часть
тех огромных средств, которые собираются в этих городах, в связи с тем, что
внегородских дорог
общего пользования в
Москве и Санкт-Петербурге фактически нет.
Разве только те, что служат дляпроезда через их территорию транзитного
автотранспорта.
Обсуждение
Закона "Об изменениях и поправках в Закон "О дорожных
фондах в Российской Федерации" было очень острым. Мэры обоих
этих городов - Лужков и Яковлев, отстаивая свои интересы, с возмущением критиковали мой доклад на заседании Совета Федерации о
необходимости принятия закона,
забывая о всей России с ее огромными просторами и бездорожьем. Говорилось даже
о якобы дискриминации наших столиц... Глубоко уважая Юрия Михайловича
и Александра Яковлевича, я никак не могу с ними согласиться. Никакой дискриминации, ущемления прав Москвы и
Санкт-Петербурга здесь нет.
Еще раз отмечу, что в
законе, принятом в 1991 году, предусматривалось "образование финансовых
ресурсов для содержания и устойчивого
развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских
автомобильных дорог)" То есть
специально для того, чтобы создать сеть дорог общего пользования между
населенными пунктами в России. Это
положение Конституционным судом не отменялось.
Принятие нового закона
даст нам возможность продолжить
строительство дорог Ведь наши российские дороги только начинаются в Москве А вернее, только кончаются здесь. А начинаются в тысяче тысяч сел, поселков,
городов огромной России.
- Кстати,
на то, чтобы мостить в Нижнем Новгороде, скажем, площадь Минина и
Пожарского, эти средства тоже не пойдут?
-
Конечно, нет. Это, кстати, и был один из наших
аргументов. Если мы позволили бы
Москве и Санкт-Петербургу из этого дорожного
фонда ремонтировать городские улицы и площади, то почему эту же
возможность не имеют права использовать наши города - Нижний
Новгород, Дзержинск, Арзамас, Кстово, Выкса, Бор и другие промышленные
центры, которые в основном и формируют дорожный фонд?
Выступая
в Совете Федерации, я говорил о том, что попытки кардинально
изменить систему действующих налогов приведут, по сути, к ликвидации дорожных
фондов, увеличению нагрузки на федеральный бюджет, к возврату финансирования
дорожно-строительного комплекса по остаточному принципу, чего
допустить нельзя. Так как дорожное строительство остается сегодня
практически единственно возможным катализатором экономического
оживления в целом ряде периферийных глубинных районов субъектов
Федерации. Мы видим, как в течение последних 5-6 лет пошло улучшение
состояния дорог в России в целом. И отказываться от этого просто неразумно.
После
бурного обсуждения ПО членов Совета Федерации проголосовали за
принятие закона и лишь 27 - за "вариант Москвы", то есть за
отклонение закона.
Закон
был направлен в администрацию президента. Я думаю, что Ю.М.Лужков и там
пытался серьезно лоббировать свои интересы с тем, чтобы закон не прошел.
- Анатолий
Александрович, Ваш рассказ о перипетиях, связанных с законом о
дорожных фондах, ввел, можно сказать, наших читателей в круг тех
вопросов, которыми Вы особенно "плотно"
занимаетесь как заместитель председателя Комитета Совета
Федерации по экономической политике. Вероятно, Вы можете
назвать и другие, не менее важные законопроекты?
-
Прежде всего несколько слов о процедуре
принятия законов. Обычно принятый в Государственной Думе закон вступает
в силу после одобрения Советом Федерации и подписания его
президентом. В случае неодобрения Советом Федерации закона по отдельным
положениям создается согласительная комиссия из числа депутатов Госдумы и Совета
Федерации. Согласительная комиссия после внесения в текст закона необходимых
поправок направляет его в Госдуму для нового рассмотрения.
Я
участвовал в работе четырех согласительных комиссий (по 4 законам), в том
числе три раза в качестве сопредседателя комиссии от Совета
Федерации.
В
частности, наша согласительная комиссия дорабатывала закон о товариществах
собственников жилья (кондоминиумах). С нашими предложениями
согласились и Госдума, и Совет Федерации. Закон подписан президентом и
уже действует.
По
этому нормативному акту собственники жилья могут создать
товарищество, которое позволяет им самим влиять на качество
оказываемых услуг, самим выбирать организацию для обслуживания дома. А
главное, эти товарищества имеют право сами зарабатывать деньги, умело используя
подсобные помещения, подвалы, площади около домов. Заработанные деньги они
могут направить на улучшение обслуживания жилья, условий своего
проживания
Вообще
говоря, этим законом было положено начало созданию нормативной базы будущей
реформы жилищно-коммунального хозяйства.
Очень
интересной была работа в согласительной комиссии по Закону "О
принятии целевых программ". Довольно часто мы узнавали о
новых целевых программах, утвержденных президентом или
правительством без каких-либо серьезных проработок вопроса о
приоритетности и целесообразности их первоочередного
финансирования. Закон определяет четкий порядок принятия и
реализации целевых программ, ответственность за их исполнение.
То
есть речь фактически идет о контроле за расходованием федеральных средств, за
деятельностью правительства в этой сфере. И это очень важно, так как часто по
воле чиновников финансируются далеко не первоочередные по
значимости программы, и наоборот, первостепенные не финансируются.
Назову
близкий всем нам пример: существует целевая федеральная программа
"Возрождение Волги". Замечательная экологическая программа,
которая была разработана и принята при активнейшем участии всех одиннадцати регионов,
входящих в ассоциацию "Большая Волга", в том числе
и Нижегородской области. К сожалению, средств на реализацию этой
программы мы практически не получили. Видите ли, кто-то из
чиновников счел, что эта программа не настолько значима, чтобы ее
хотя бы частично финансировать!
Должен
сказать, к своему огорчению, что, как недавно стало известно,
президент не подписал этот закон. Вероятнее всего, через какой-то
срок, когда этот документ с обоснованиями причин отклонения его президентом
вновь вернется в парламент, депутаты Государственной Думы попытаются
преодолеть вето президента квалифицированным большинством в две
трети голосов. Если им это удастся, то же самое предпримет и наша
палата.
Анатолий
Александрович, после Вашего рассказа напрашивается вопрос, как Вам
удается не утонуть в море поправок?
- Для
примера расскажу, как мы работали по доработке еще двух важных и очень
нужных законов, принятых Госдумой, но отклоненных Советом Федерации.
Это закон "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним" и закон "Об оценочной
деятельности в Российской Федерации".
Вначале
о первом законе. Разнообразие правовых отношений в государстве
определяется принятыми в нем формами собственности. Среди них, конечно,
особенно выделяется собственность на недвижимое имущество,
поскольку она во многом определяет степень экономической свободы граждан
и создаваемых ими предприятий и организаций.
Надо
сказать, что разрозненные элементы регистрации прав на недвижимое
имущество существовали и раньше. Так, бюро технической инвентаризации
проводили регистрацию права личной собственности на объекты жилищной
сферы. Земельные комитеты с 1993 года начали проводить регистрацию прав на
земельные участки. Комитеты и фонды имущества регистрировали сделки о приватизации.
Однако единой системы не существовало, что стало тормозом на пути
бурно развивающегося сегодня рынка недвижимости. По этой же
причине не существует пока четкого контроля за платежами в бюджет
налогов на недвижимое имущество.
Этот
закон чрезвычайно сложный, а потому и дорабатывать его было
непросто. Приведу такие цифры: сопоставительная таблица включала в
себя 108 поправок к закону на 57 страницах машинописного текста.
Мне пришлось организовать около десяти расширенных заседаний экспертного
совета, куда входили депутаты, юристы, представители Министерства
юстиции, Госкомимущества, арбитражного суда, нотариусы, а
также специалисты-практики, в том числе и из нашей Нижегородской
области.
Закон,
как мы говорим, шел очень тяжело, потому что существует довольно
много ведомств, которые хотели бы взять на себя исключительное
право являться государственным регистратором. Такое стремление их
вполне объяснимо, ведь это огромное поле деятельности на
десятки лет.
На
это в первую очередь претендуют госкомземы. В соответствии с указом
президента 1993 года им дано право регистрации земельных
участков и строений на них. Они не хотят это право отдавать,
хотя понимают, что не в состоянии будут справиться с таким огромным
объемом работы.
Кроме
того, за это право борются комитеты по управлению имуществом, у
которых сегодня несколько сузилось поле деятельности в связи с
тем, что приватизация в большей степени уже проведена.
Среди
серьезных претендентов - органы технической инвентаризации, Минюст...
У
каждого из этих ведомств и учреждений есть банк данных, который они,
конечно же, не хотят передавать кому-то безвозмездно.
Я думаю,
что закон даст возможность и тем, и другим, и третьим найти свою ячейку в этой
работе. Пока «е каждое ведомство пыталось "натянуть одеяло на
себя", ко это уже не в их силах. Согласительной комиссии
предстояло выбрать оптимальный вариант, который и был пред южен для
рассмотрения депутатам Госдумы.
Мы хотим решить вопрос
так. Учреждение по регистрации прав на
недвижимое имущество должно быть государственным учреждением. А вот
готовить документы, необходимые для регистрации, как мы говорим, формировать (инвентаризировать) объект недвижимости, будут и
БТИ, и госкомземы, и другие учреждения (юридические лица), которые
пожелают этим делом заниматься, если у них будут специалисты необходимой квалификации.
Закон "Об оценочной
деятельности в Российской Федерации"
был отклонен Советом Федерации в связи с тем, что целый ряд его
положений не соответствовал интересам краев, областей и республик, не давал
возможности субъектам Федерации влиять на положение дел в регионе, не освещал
в должной мере вопросы о квалификации и лицензировании оценщиков, их ответственности за выполняемую работ>'.
Собственно говоря, закон
должен был дать ответ на несколько главных вопросов. Что оценивается? Кем оценивается?
С какой целью оценивается объект оценки?
Оценивается
практически все, что имеется на этой земле, вокруг нас. Что касается имущества
граждан, оно подлежит добровольной оценке. Так же и в отношении предприятий, за
некоторым исключением.
Обязательной
оценке посвящена отдельная статья закона. В первую очередь это относится к случаям
возникновения каких-то споров о величине
стоимости объектов оценки. В том числе: при определении стартовой цены
для аукционов и конкурсов по продаже и
сдаче в аренду имущества Российской Федерации, субъектов Федерации и
муниципальных образований; при определении стоимости имущества России, области в целях его приватизации либо
передачи в доверительное управление;
при определении арендной платы при
заключении договоров аренды, при использовании имущества России, области в качестве залога; при оценке имущества в целях разрешения имущественных
споров, когда с одной стороны
выступает орган государственной
власти; в целях контроля за правильностью уплаты налогов, сборов и пошлин и в ряде других случаев.
- Законодательное
Собрание Нижегородской области не раз и не два выходило с законодательными
инициативами в парламент. Какова, Анатолий
Александрович, их судьба?
- С
апреля 1994 года по настоящее время таких законодательных инициатив
насчитывается более двадцати. Половина из них была учтена
Государственной Думой при разработке и внесении изменений в те или
иные законы ("Об оружии", "О ветеранах", "О
государственной пошлине", "О занятости населения в
РФ" и др.)
Нами,
в частности, был представлен в Государственную Думу подготовленный
нижегородцами проект федерального закона "О государственном контроле за
соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым
физическими лицами доходам". Около 30 субъектов Федерации
дали по нашей законодательной инициативе положительные отзывы, и
только поэтому - таково мое личное мнение - данная
инициатива нижегородцев стала обсуждаться в комитетах Госдумы. Сейчас наша инициатива,
поддержанная многими субъектами Федерации, я уверен, ггробьет
себе дорогу
Зачем,
по нашему мнению, сегодня нужен такой закон?
Если
коротко, во-первых, для того, чтобы понудить декларировать свои доходы граждан,
умеющих много зарабатывать, а значит, имеющих возможность
делать дорогие покупки, строить прекрасные коттеджи и т.д.
Декларировать доходы, а значит, в полной мере платить налоги -
дело чести каждого предпринимателя. Кстати, подоходный налог
в России далеко не самый высокий.
Во-вторых,
для того, чтобы иметь возможность проконтролировать истоки роскошной жизни
людей (в том числе и чиновников), официально не имеющих
высоких зарплат.
В-третьих,
этот закон в какой-то мере позволит выявлять и криминальные элементы,
добывающие деньги преступным путем.
И
все-таки, несмотря на довольно заметное участие Законодательного
Собрания области в законотворческой работе федерального уровня,
я считаю, что мы еще не в полной мере пользуемся своим правом на
законодательную инициативу. Это направление нашей работы еще предстоит усиливать.
Тем более, что и квалифицированных депутатов в Законодательном
Собрании хватает, и в правовом управлении нашего Собрания
работают специалисты высокого уровня. Им, как говорится, и карты в
руки.
Интервью
взял Николай РЯЗАНОВ.