В
ОБЛАСТНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
НАКАНУНЕ
ВЫБОРОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ А.И.НЕКРАСОВ,
председатель
областной избирательной комиссии, кандидат юридических наук
29
марта - выборы в Законодательное Собрание области. Подготовка и
проведение их регулируются Законом "О
выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области " с внесенными в него изменениями
и дополнениями, которые были приняты Законодательным Собранием в декабре минувшего
года.
Прокомментировать
основные моменты подготовки и проведения
предстоящих выборов мы попросили председателя областной избирательной
комиссии А.И.НЕКРАСОВА.
- Будем
говорить, что накануне выборов вышел практически новый закон о выборах
Законодательного Собрания области. Так проще.
Напомним,
что с 30 сентября 1997 года вступил в действие Федеральный закон
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации". Это закон прямого
действия, и он настолько важен, что если бы даже у нас не
был своевременно принят названный областной закон о выборах Законодательного
Собрания, то можно было бы воспользоваться при проведении выборов
именно этим федеральным законом. Он подробный, конкретный,
охватывает буквально все вопросы избирательного процесса. Но, к чести наших
депутатов, местный закон принят очень оперативно.
Что нового в нашем законе?
Ужесточились
правила формирования избирательных округов. Если раньше
"нарезка" их допускалась с отклонениями до 10-20
процентов от средней численности избирателей, то сейчас она
составляет не более 10 процентов. Хотя бывают ситуации, когда надо
учитывать компактность проживания избирателей, в том числе
коренной для данной местности национальности. В таких случаях
допускаются в виде исключения отклонения от средней численности свыше 10
процентов. Схема избирательных округов не позднее чем за 60 дней до дня выборов
утверждается постановлением Законодательного Собрания, что и было сделано
Появились
нововведения и в формировании избирательных комиссий. Число их членов с правом
решающего голоса может составлять от 5 до 15 человек. И сам
порядок формирования комиссий изменился. Областная избирательная
комиссия была сформирована 5 сентября 1995 года и имеет
полномочия до 5 сентября 1999 года. По содержанию, по
составу она соответствует ныне действующему законодательству. Другие же
комиссии формируются с соблюдением следующих требований: в составе окружных,
территориальных и участковых комиссий должно быть не более одной трети
государственных, муниципальных служащих, а также не менее одной трети
представителей от избирательных объединений, избирательных блоков, общественных
объединений, собраний избирателей. И там, где избирательный
округ объединяет два или более районов, пропорционально численности
изоирателей в них определяется и состав окружных комиссий.
Обратите
внимание на подход к назначению выборов. Законодатель четко установил
обязательность проведения их в сроки, определенные законом. Во
всяком случае, если вдруг Законодательное Собрание не назначило бы дату выборов за 90 дней до установленного срока, то это
бы сделала областная избирательная
комиссия То есть сейчас не может
быть такой ситуации, чтобы выборы не были назначены.
О финансовом обеспечении
выборов. Их уровень соответствует уровню бюджетов: федеральные - федеральному, областные - областным, местные - местным
бюджетам.
У
нас, например, при выборах губернатора в прошлом году были
определенные волнения, поскольку задержка с финансированием их оказалась
довольно существенной. Правда, мы вышли из положения. Теперь законодатель разрешает областной избирательной комиссии, если
возникают трудности, брать кредит - в размере той суммы, что потрачена на предшествующих выборах - под конкурс в
коммерческом банке с обязательством
в течение двух лет возместить его из бюджета области. Так по закону.
Средство реальное - любой банк будет
стараться в такой ситуации выиграть конкурс на выдачу кредита.
Четко
прописаны в законе и процедурные правила голосования - досрочного, вне избирательных
участков и на самом участке.
Давайте
коснемся и финансового обеспечения выборов самими кандидатами. Раньше
избирательные фонды открывались только после регистрации кандидатов. По новому закону, как только кандидат заявит, что его
выдвигают или он сам выдвигается, и представит соответствующий документ
об этом в избирательную комиссию, он получит соответствующую справку и может
начинать сбор подписей в свою поддержку. И сразу же должен открыть счет своего
собственного избирательного фонда, чтобы из него, а не из каких-то неизвестных источников, как бывало
раньше, производить оплату труда сборщиков подписей.
Сумма избирательного
фонда кандидата ограничена -не более 2000
минимальных заработных плат. Впервые в законе закреплено положение о
формировании при избирательной комиссии
контрольно-ревизионной службы из специалистов
департамента финансов, контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания, КРУ
по Нижегородской области, налоговой инспекции. В соответствующие службы мы послали запросы, и они будут
внимательно следить за тем, как поступают и как тратятся средства
избирательных фондов кандидатов.
Как
и прежде, мы используем на предстоящих выборах государственную
автоматизированную систему "Выборы". Она позволит
осуществить очень важный момент технологии избирательного
процесса - гласность, открытость его, что исключит подтасовку и
другие нежелательные моменты.
До 27 января должно быть
закончено формирование окружных
избирательных комиссий, через десять дней после этого -
территориальных, а не позднее чем через 3 дня после образования соответствующих
избирательных участков - и участковых
комиссий.
Новое
правило введено и при сборе подписей в поддержку кандидатов. Оно однозначно,
не подлежит каким-то толкованиям, комментариям. Если раньше
собирали обязательно по 2000 подписей, и можно было прийти к избирателям
с частично заполненными заготовками, то сейчас каждую
строчку бланка избиратель, который хочет поддержать своего
кандидата, обязан заполнить полностью сам. Ни муж, ни жена не
вправе вписывать за членов своей семьи данные домочадцев, вплоть
до их подписей, как бывало раньше. А количество подписей в
поддержку кандидата для его регистрации в избирательном округе должно
составить не менее одного процента от числа избирателей данного
округа, но и не превышать установленное число более чем на
15 процентов
Агитационную
деятельность кандидат может начинать только с момента своей
регистрации после принятия подписей соответствующей избирательной
комиссией. А до этого? Можно говорить лишь о поддержке при выдвижении того
или иного кандидата, но не призывать голосовать за него, избирать.
Заканчивается предвыборная агитация, как и раньше, за сутки до
проведения выборов.
Все
необходимые для регистрации кандидата документы, включая подписные
листы с подписями в поддержку кандидата, должны быть представлены в
окружную избирательную комиссию не позднее чем за 30 дней до
дня выборов. Главное - соблюсти все правила при сборе подписей.
Записал Анатолий УДАЛОВ.