ПРОБЛЕМЫ
ЭКОЛОГИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
А.Н.КОСАРИКОВ,
заместитель губернатора
Нижегородской области по экологии и
природопользованию, доктор экономических наук;
В.А.КРУГЛОВ,
консультант
комитета по экологии, природным ресурсам и природопользованию Законодательного
Собрания области
В
1995 году в Нижегородской области по инициативе созданной в областной
администрации экологической службы и депутатов комитета по
экологии, природным ресурсам и природопользованию Законодательного Собрания
была начата разработка проекта областного закона "Об экологической
безопасности".
Одним
из важных разделов разрабатываемого уставного закона (в отсутствие
соответствующего федерального закона обеспечение экологической безопасности на
территории Нижегородской области было провозглашено ее Уставом) должно было
стать обеспечение экологической безопасности соответствующим экономическим
механизмом, предполагающим внедрение новых финансово-хозяйственных
рычагов управления экологической безопасностью.
Результатом
почти годовой работы нижегородских ученых и специалистов над
проектом закона стала выработка законодательных предложений о
необходимости создания финансово-экономической системы
обеспечения экологической безопасности, включающей обязательные профилактические
меры: экологическое страхование, экологическое
лицензирование, экологическую сертификацию. Данные меры должны обеспечить не только большее внимание к вопросам экологии со стороны хозяйствующих
субъектов, но и значительно увеличить внебюджетные финансовые источники дохода на решение экологических
проблем.
Одновременно в
Нижегородской области велась подготовка к
заключению Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти Нижегородской области.
Такой документ был подписан 8 июня 1996
года в г.Москве Президентом Российской
Федерации Б.Н.Ельциным и губернатором Нижегородской области
Б.Е.Немцовым
В
рамках Договора было подписано Соглашение между Правительством
Российской Федерации и администрацией Нижегородской области о разграничении
полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения природными ресурсами и охраны
окружающей среды. Данный документ практически весь касался вопросов экономики
природопользования. В частности,
администрации области предоставлялось право установления повышающих
коэффициентов к нормативам платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ,
размещение отходов, другие воздействия на окружающую
природную среду. Администрации области также предоставлялось право
самостоятельно определять порядок установления и взимания платы за пользование водными объектами. Статьей 3 Договора на территории
Нижегородской области объявлялось о
проведении эксперимента по обязательному экологическому страхованию с созданием соответствующих страховых фондов.
Таким образом, во второй
половине 1996 года в Нижегородской области
на основе ее Закона "Об экологической безопасности" (принят
Постановлением Законодательного Собрания 03.09.96 № 163) и вышеназванного
Договора с Правительством Российской
Федерации создалось правовое поле для
разработки областных нормативных правовых актов по экономическому
(финансово-хозяйственному) обеспечению экологической безопасности и
рационального природопользования в
нижегородском регионе.
Первым
опытом по разработке "новых" экономических положений стало
Постановление администрации Нижегородской области от 30.08.96 № 241 "О введении
платы за
пользование водными объектами на территории Нижегородской области"
Постановление устанавливало с 1 сентября 1996 года плату за пользование
водными объектами для хозяйствующих
субъектов независимо от форм собственности и организации хозяйственной
деятельности. Плата устанавливалась как за забор воды, так и за пользование
водными объектами без изъятия водных
ресурсов.
Поступающие
платежи за забор воды используются в соответствии с действующим
законодательством. Плата за право пользования водными объектами без изъятия воды
поступает в бюджет области и местные (районные, городские) бюджеты:
соответственно 40 и 60 процентов. А плата на восстановление и охрану водных
объектов полностью поступает в областной
экологический фонд для соответствующего целевого использования.
В
связи с тем, что основанием для взимания вышеуказанных платежей является
установленное соответствующей лицензией право на пользование водными
объектами, Законодательным Собранием было принято
Постановление № 43 от 25.03.97 "О введении
лицензирования в области использования и охраны поверхностных водных объектов Нижегородской
области". Во исполнение этого постановления областной
администрацией был утвержден порядок лицензирования, включая его
оплату Собранные средства за рассмотрение лицензионных материалов
и проведение необходимых экспертных работ поступают в областной
экологический фонд и дают дополнительный источник дохода для финансирования
программ по охране водного бассейна.
Совершенствуя
и развивая систему платежей за пользование водными объектами,
органы государственной власти области на основе Соглашения с
Правительством РФ приняли ряд нормативных актов В частности, распоряжениями
областной администрации (№ 142 от 03.02.97 и № 666 от 28.05.97)
введены базовые нормативы платы за сброс трихлорэтилена в поверхностные и
подземные водные объекты области и введен на территории города Нижнего Новгорода
экспериментальный порядок определения и взимания платы за сброс
возвратных вод с учетом их токсичности. Законодательным
Собранием области принято 21.10.97 Постановление, утвердившее
положение о водоохранных зонах водных объектов на территории
Нижегородской области. В дополнение к федеральным нормам,
Постановление вводит на территории области плату за сверхнормативный
отстой судов и складирование грузов в водоохранных зонах
с ограниченным режимом хозяйствования. Получаемые таким образом средства должны быть
направлены на воспроизводство и охрану
водных объектов.
Наряду
с экономическими мерами по водохозяйственному комплексу, в области
введены также платежи за:
- загрязнение окружающей среды бактериально загрязненными сточными водами;
- выбросы
в атмосферу загрязняющих веществ по тем ингредиентам, по
которым среднегодовые концентрации превышают предельно
допустимые нормы;
- шумовое
загрязнение автотранспортными средствами предприятий и организаций;
- загрязнение
окружающей среды вследствие сброса и стока дождевых, талых и
поливочных вод.
В
соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации Постановлением
Законодательного Собрания № 118 от 20.05.97 были приняты
нормативы платы за изъятие земель лесного фонда или перевод лесных
земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с
ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом. Средства,
получаемые в качестве платы за вышеуказанные изъятие и
перевод лесных земель, перечисляются непосредственно на
счета лесхозов и лесным предприятиям муниципальных образований
на восстановление лесных насаждений, повышение продуктивности и природоохранных
функций лесов, охрану и защиту их от пожаров.
В
августе 1997 года в развитие областного Закона "Об экологической
безопасности" и на основе Соглашения с Правительством РФ от июня 1996
года, Законодательным Собранием впервые в России был принят Закон
"Об экологическом страховании в Нижегородской
области". Во исполнение Закона и в соответствии с
распоряжением губернатора области экологической службой
областной администрации разработан пакет нормативных методических документов,
регламентирующих проведение с 1998 года на территории области экологического
страхования, в том числе "Положение об областном фонде экологического
страхования" Средства из этого фонда будут направляться в
том числе и на превентивные меры по обеспечению экологической
безопасности.
В
настоящее время в соответствии с Постановлением администрации
области № 218 от 29.07.96 "О введении повышающих коэффициентов
платы за загрязнение окружающей среды" разрабатываются
проекты нормативных актов по введению платы за загрязнение
окружающей среды:
- выбросами автотранспорта физических лиц;
- шумовым воздействием
железнодорожного транспорта;
- электромагнитным
воздействием;
- тепловым
загрязнением;
- воздействием,
приводящим к разрушению или повреждению
охраняемых природных территорий.
Одновременно
в развитие Закона "Об экологической безопасности" будет
разрабатываться "Положение о возмещении ущерба вследствие
нарушения требований экологической безопасности в Нижегородской области".