ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

А.Н.КОСАРИКОВ,

заместитель губернатора Нижегородской области по экологии и природопользованию, доктор экономических наук;

В.А.КРУГЛОВ,

консультант комитета по экологии, природным ресурсам и природопользованию Законодательного Собрания области

В 1995 году в Нижегородской области по инициативе созданной в областной администрации экологической службы и депутатов комитета по экологии, природным ре­сурсам и природопользованию Законодательного Собрания была начата разработка проекта областного закона "Об эко­логической безопасности".

Одним из важных разделов разрабатываемого устав­ного закона (в отсутствие соответствующего федерального закона обеспечение экологической безопасности на террито­рии Нижегородской области было провозглашено ее Уста­вом) должно было стать обеспечение экологической безо­пасности соответствующим экономическим механизмом, предполагающим внедрение новых финансово-хозяйственных рычагов управления экологической безопас­ностью.

Результатом почти годовой работы нижегородских ученых и специалистов над проектом закона стала выработка законодательных предложений о необходимости созда­ния финансово-экономической системы обеспечения эколо­гической безопасности, включающей обязательные профи­лактические меры: экологическое страхование, экологиче­ское лицензирование, экологическую сертификацию. Дан­ные меры должны обеспечить не только большее внимание к вопросам экологии со стороны хозяйствующих субъектов, но и значительно увеличить внебюджетные финансовые источники дохода на решение экологических проблем.

Одновременно в Нижегородской области велась под­готовка к заключению Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Нижегородской области. Такой документ был под­писан 8 июня 1996 года в г.Москве Президентом Россий­ской Федерации Б.Н.Ельциным и губернатором Нижегород­ской области Б.Е.Немцовым

В рамках Договора было подписано Соглашение меж­ду Правительством Российской Федерации и администра­цией Нижегородской области о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения природны­ми ресурсами и охраны окружающей среды. Данный доку­мент практически весь касался вопросов экономики приро­допользования. В частности, администрации области пре­доставлялось право установления повышающих коэффици­ентов к нормативам платы за выбросы и сбросы загрязняю­щих веществ, размещение отходов, другие воздействия на окружающую природную среду. Администрации области также предоставлялось право самостоятельно определять порядок установления и взимания платы за пользование водными объектами. Статьей 3 Договора на территории Нижегородской области объявлялось о проведении экспе­римента по обязательному экологическому страхованию с созданием соответствующих страховых фондов.

Таким образом, во второй половине 1996 года в Ни­жегородской области на основе ее Закона "Об экологической безопасности" (принят Постановлением Законодательного Собрания 03.09.96 № 163) и вышеназванного Договора с Правительством Российской Федерации создалось правовое поле для разработки областных нормативных правовых актов по экономическому (финансово-хозяйственному) обеспечению экологической безопасности и рационального природопользования в нижегородском регионе.

Первым опытом по разработке "новых" экономиче­ских положений стало Постановление администрации Ни­жегородской области от 30.08.96 № 241 "О введении платы за пользование водными объектами на территории Нижего­родской области" Постановление устанавливало с 1 сентяб­ря 1996 года плату за пользование водными объектами для хозяйствующих субъектов независимо от форм собственно­сти и организации хозяйственной деятельности. Плата ус­танавливалась как за забор воды, так и за пользование вод­ными объектами без изъятия водных ресурсов.

Поступающие платежи за забор воды используются в соответствии с действующим законодательством. Плата за право пользования водными объектами без изъятия воды поступает в бюджет области и местные (районные, город­ские) бюджеты: соответственно 40 и 60 процентов. А плата на восстановление и охрану водных объектов полностью поступает в областной экологический фонд для соответст­вующего целевого использования.

В связи с тем, что основанием для взимания вышеука­занных платежей является установленное соответствующей лицензией право на пользование водными объектами, Зако­нодательным Собранием было принято Постановление № 43 от 25.03.97 "О введении лицензирования в области ис­пользования и охраны поверхностных водных объектов Нижегородской области". Во исполнение этого постановле­ния областной администрацией был утвержден порядок лицензирования, включая его оплату Собранные средства за рассмотрение лицензионных материалов и проведение необходимых экспертных работ поступают в областной экологический фонд и дают дополнительный источник до­хода для финансирования программ по охране водного бас­сейна.

Совершенствуя и развивая систему платежей за поль­зование водными объектами, органы государственной вла­сти области на основе Соглашения с Правительством РФ приняли ряд нормативных актов В частности, распоряже­ниями областной администрации (№ 142 от 03.02.97 и № 666 от 28.05.97) введены базовые нормативы платы за сброс трихлорэтилена в поверхностные и подземные водные объ­екты области и введен на территории города Нижнего Нов­города экспериментальный порядок определения и взима­ния платы за сброс возвратных вод с учетом их токсично­сти. Законодательным Собранием области принято 21.10.97 Постановление, утвердившее положение о водоохранных зонах водных объектов на территории Нижегородской об­ласти. В дополнение к федеральным нормам, Постановле­ние вводит на территории области плату за сверхнорматив­ный отстой судов и складирование грузов в водоохранных зонах с ограниченным режимом хозяйствования. Получаемые таким образом средства должны быть направлены на воспроизводство и охрану водных объектов.

Наряду с экономическими мерами по водохозяйствен­ному комплексу, в области введены также платежи за:

-           загрязнение окружающей среды бактериально загрязненными сточными водами;

-  выбросы в атмосферу загрязняющих веществ по тем ингредиентам,   по  которым  среднегодовые  концентрации превышают предельно допустимые нормы;

-  шумовое загрязнение автотранспортными средствами предприятий и организаций;

-  загрязнение окружающей среды вследствие сброса и стока дождевых, талых и поливочных вод.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Феде­рации Постановлением Законодательного Собрания № 118 от 20.05.97 были приняты нормативы платы за изъятие зе­мель лесного фонда или перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом. Средст­ва, получаемые в качестве платы за вышеуказанные изъятие и перевод лесных земель, перечисляются непосредственно на счета лесхозов и лесным предприятиям муниципальных образований на восстановление лесных насаждений, повы­шение продуктивности и природоохранных функций лесов, охрану и защиту их от пожаров.

В августе 1997 года в развитие областного Закона "Об экологической безопасности" и на основе Соглашения с Правительством РФ от июня 1996 года, Законодательным Собранием впервые в России был принят Закон "Об эколо­гическом страховании в Нижегородской области". Во ис­полнение Закона и в соответствии с распоряжением губернатора области экологической службой областной админи­страции разработан пакет нормативных методических до­кументов, регламентирующих проведение с 1998 года на территории области экологического страхования, в том чис­ле "Положение об областном фонде экологического страхо­вания" Средства из этого фонда будут направляться в том числе и на превентивные меры по обеспечению экологиче­ской безопасности.

В настоящее время в соответствии с Постановлением администрации области № 218 от 29.07.96 "О введении повышающих коэффициентов платы за загрязнение окру­жающей среды" разрабатываются проекты нормативных актов по введению платы за загрязнение окружающей сре­ды:

-        выбросами автотранспорта физических лиц;

-           шумовым воздействием железнодорожного транспорта;

- электромагнитным воздействием;

- тепловым загрязнением;

-           воздействием, приводящим к разрушению или повреждению охраняемых природных территорий.

Одновременно в развитие Закона "Об экологической безопасности" будет разрабатываться "Положение о возме­щении ущерба вследствие нарушения требований экологи­ческой безопасности в Нижегородской области".

Сайт создан в системе uCoz