МНЕНИЕ ДЕПУТАТА

О. А. БЕКЛЕМИЩЕВА:

"ПРАВИТЕЛЬСТВО РАЗУЧИЛОСЬ РАЗГОВАРИВАТЬ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ"

Интервью с депутатом Государственной Думы РФ, заместителем председателя Комитета по охране -здоровья О. А. БЕКЛЕМИЩЕВОЙ

-  Ольга Алексеевна, что готовит бюджет на 1998 год нашим гражданам в плане охраны их здоровья?

-  Наш комитет изучал проект бюджета-98 по разделам "Здравоохранение и физическая культура" со дня его поступления в Государственную Думу. И меня возмутило то, что в своем докладе об итогах социально-экономического развития страны за девять месяцев Виктор Степанович Черномырдин среди бюджетных приоритетов в первых строках назвал здравоохранение. Это очень странный "приоритет" - по абсолютным цифрам по нашему разделу  происходит снижение на 254 миллиарда рублей (с учетом деноминации). Или на 4 процента по сравнению с нынешним бюджетом  Расходы на санэпиднадзор снижаются на 13 процентов. То есть даже по сравнению с незаконно секвестированным бюджетом-97 санэпиднадзор теряет примерно 3 процента.

На этом фоне  заявление о  "приоритете"  выглядит очень странно. Возможно, правительство имеет в виду утверждение программы трансфертов для регионов на 8 мил­лиардов деноминированных рублей. Но дело в том, что к этим трансфертам прилагается методика их исчисления, разработанная Минфином. В пункте 10 она предполагает исключение из доходов субъекта Федерации оной суммы То есть это чисто бухгалтерская операция, не прибавляю­щая ни одного рубля. Двойная бухгалтерия становится оче­видной, если мы посмотрим расходы на здравоохранение в разрезе консолидированного бюджета. Мы видим снижение с 83,4 триллиона "старых" рублей до 81,5 миллиарда "новых".

- А какова ситуация сейчас?

- Общая картина такова: в 30-40 субъектах задержка по зарплате составляет от одного до 3 месяцев, в остальных - от 3 до 8. Это по здравоохранению в селе, в городах немного получше. Но даже с зарплатами медиков было бы не так ужасно, если бы шло нормальное финансирование медикаментов и питания больных. По этим статьям, которые тоже относятся к защищенным, ситуация еще хуже. Питание от плана нигде больше, чем на 37-40 процентов не отфинансировано. В результате получается так, что вместо положенных 12 тысяч рублей в день больной получает питание на 5-6 тысяч.

Особенно трагическая ситуация по детям. Приведу пример по своему Нижегородскому региону. У нас есть очень хороший институт детской гастроэнтерологии, в ко­тором лечат очень серьезные патологии. Детишки, которые поступают из области с очень серьезными заболеваниями, даже с язвой, лежат одни. Родители не могут себе позволить потратить 20-30 тысяч на билет, чтобы навестить своего ребенка и что-то ему привезти. И коллектив института по­купал на свою зарплату манную крупу. Это происходит в федеральном учреждении, которое получает средства не из местного, а из федерального бюджета. Отсюда и обеспоко­енность общим снижением финансирования здравоохране­ния в проекте бюджета-98, которое сразу же скажется на учреждениях и клиниках, расположенных в субъектах Фе­дерации.

-           То есть бюджет-98 ухудшит ситуацию даже по сравнению с 1997 годом, когда персонал сбрасывался на манную крупу для больных?

-  Да, это так.

-   И премьер-министр при этом говорит, что здравоохранение поставлено во главу угла?

-  Говорит. В этой связи интересно сравнение с отчетом правительства лейбористов в Великобритании за первые сто дней своей работы. Они, прийдя к власти в мае, летом развернули систему школьных детских лагерей с добавочным образованием, в проекте бюджета следующего года нашли возможность увеличить на миллиард фунтов стерлингов (более 9,5 триллиона рублей) расходы на здравоохранение, при том, что они уже сейчас составляют порядка 5,6 процентов от ВВП (у нас - 2,9 процента), и выделить целевым образом на строительство новых клиник 1 миллиард 300 миллионов фунтов стерлингов (порядка 12 триллионов 350 миллиардов рублей). И это при том, что в России, с ее вдвое большим населением, все расходы на здравоохранение в консолидированном бюджете предпола­гаются в сумме 81,5 триллиона рублей (порядка 8,5 милли­арда фунтов стерлингов). Эти цифры и говорят о реальных приоритетах.

-   Но, может быть, у них люди такие больные, что без этого и не выживут? А у нас нация крепкая, проживет и так?

-  Я понимаю вашу горькую иронию. Заболеваемость у нас, конечно, гораздо выше. Можно взять данные только по самим медикам. За последние годы они сравнялись с данными по металлургам. Прежде всего - это производная от низкой зарплаты,  плохого питания и перегрузок.  У нас средний должностной оклад в поликлинике - 330 тысяч рублей. На эти деньги ни сам не поешь, ни семью не прокормишь   Человек берет полторы ставки,  истощается до предела, и все равно больше полумиллиона не получает.

-  А каково здоровье наших детей?

-  Цифры очень печальные. Достаточно взять данные весеннего призыва в армию. Порядка 73 процентов призывников страдают теми или иными хроническими заболеваниями и могут быть признаны годными к несению военной службы только условно. Особенно тревожно то, что показатели отношения роста к массе тела неуклонно в течение последних десяти лет снижаются. Происходит процесс дистрофизации. И посмотрите, скажем, на американских детей.

Это возмутительно, что на пороге третьего тысячеле­тия наша страна демонстрирует, прежде всего самой себе, что мы относимся к своим детям, к своему будущему совер­шенно наплевательски. Это показывает и финансирование школьных завтраков. У нас по закону на школьный завтрак должно выделяться 1900 рублей. По крайней мере, на чай с булочкой этого хватит. Но этих чая с булочкой уже давно не видно. И это на фоне неуклонного ухудшения здоровья де­тей. Сегодня более половины школьников имеют то или иное желудочно-кишечное заболевание, что связано с пло­хим и недостаточным питанием.

Недавно также принято постановление правительства, которое предписывает субъектам Федерации привести пре­доставление бесплатного питания детям до двух лет в соот­ветствие со среднедушевым доходом в семье. То есть жен­щину опять пускают собирать справки, отсекают какую-то часть населения и считают, что навели порядок в бюджет­ных расходах и социальных льготах.

- А что принесет бюджет-98 в плане борьбы с туберкулезом и СПИДом?

-   Сейчас в проекте бюджета-98  нет программы по борьбе с туберкулезом. Но мы потребовали от правительства внести эту программу.  Она разработана Минздравом по настоянию нашего комитета, но пока не рассмотрена и не утверждена правительством.

-   А почему? Кто ее тормозит?

-  Тормозит сам принцип: социальные сферы - в последнюю очередь. Это - отношение нашего правительства к общественному сектору, к социальной политике. Ему кажется, что погашение задолженности по пенсиям - это великий прорыв в области социальной политики. Конечно, то, что погасили, это хорошо. Но зачем же было доводить до этого? Это во-первых. А во-вторых, социальная политика - это не только пенсии. Это весь общественный сектор - образование, здравоохранение, культура, которые у нас, к сожалению, традиционно на последнем месте.

-  Какова общая картина по туберкулезу?

-  За четыре последних года на 68,7 процента возросла заболеваемость в общем. А по отдельным "группам риска" - на 98 процентов. Туберкулез - это порождение плохой социально-экономической ситуации, плохого питания, плохого ритма работы и отдыха. Это социальная болезнь. Кроме того, ситуацию осложняет и положение в ИГУ. МВД в последние годы концентрирует больных туберкулезом в специальных колониях, но хронически недоперечисляет средства на лечение и дополнительное питание. Говорят, что нет денег   Но на увеличение своего штата деньги находятся. Сейчас же   по амнистии все заключенные, больные туберкулезом, выйдут на свободу, независимо от статьи. Я считаю, что их необходимо было бы   сразу же отправить на долечивание. Но этого мы себе позволить сегодня не можем. Большинство наших противотуберкулезных диспансеров и больниц находятся в очень плачевном состоянии. Так, например, противотуберкулезных препаратов закуплено всего 20-25 процентов от необходимого.

-  Научные работы в этом направлении тоже свернуты?

-  Нет, научные работы идут. Есть перспективный препарат, менее токсичный, чем нынешний. Он находится в стадии клинических испытаний. Но будут ли деньги на то, чтобы организовать его производство - это вопрос.

-  И что же делать?

-  Долготерпение нашего народа иногда кажется беспредельным. Любое европейское правительство, допустившее такие показатели, уже давно было бы отправлено в отставку. Наше же шесть лет держится - и ничего.

-  Как депутат Государственной Думы, как заместитель председателя Комитета по охране здоровья, что Вы предпринимали, чтобы изменить ситуацию и повлиять на правительство?

-  Мы достаточно плотно работаем с Минздравом. Конечно, не всё нас удовлетворяет, но в общем и целом понимание мы там находим. Разумеется, мы принимаем участие в заседаниях правительства по вопросам здравоохранения. Но, тем не менее, мы не можем говорить о повороте в восприятии наших проблем. На уровне слов он есть. Но когда дело доходит до конкретных распоряжений, до выделения конкретных средств, мы опять находимся последними в очереди.

-  А в чем причина?

- Это - порождение того, что наше правительство уже давно разучилось разговаривать на нормальном человеческом языке. Оно все время отчитывается по поводу инфляции, предельных размеров дефицита, общего объема ВВП, процента экономического роста. Я - врач, которому, в принципе, это должно быть абсолютно безразлично, все это с горя выучила, начала разбираться. И многие из тех врачей, которых я знаю, для того, чтобы все это понимать, тоже все это изучили. А зачем?

Почему страна должна осваивать этот птичий язык, а не правительство докладывать простыми словами,- столько-то детей учатся в школах, столько-то из них функционально неграмотно, какие-то меры мы принимаем, столько-то по­ступило в высшие учебные заведения, столько-то построено школ и больниц, такие-то и такие-то заболевания побежде­ны? Почему они с нами не хотят разговаривать на человече­ском языке? Они прячутся от нас за этой псевдонаучной риторикой и избегают разговора по существу.

Я глубоко убеждена в том, что экономическая полити­ка не является стратегической задачей государства. Она -один из инструментов, который призван решать глобальную задачу: построение общества всеобщего благоденствия.

Беседу вел Виктор АЛЕКСЕЕНКО.

Сайт создан в системе uCoz