ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОБЛАСТИ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

А.Н.ЛИСТКОВ,

заместитель председателя Законодательного Собрания

Нижегородской области, кандидат юридических наук, доцент

 

Каким должен быть представительный орган государственной власти области, чтобы он в полной мере отвечал интересам ее населения? От этого будет зависеть и принятие соответствующим образом проработанного механизма формирования, избрания, а также структурирования Законодательного Собрания области.

Главный вопрос - это вопрос о представительности. В Законодательном Собрании, как областном представительном органе государственной власти, должны быть представлены, с одной стороны, интересы административно-территориальных единиц области, а с другой - интересы различных социальных слоев населения, которые отстаиваются существующими в области общественными объединениями и партиями. Это - проверенный временем и признанный во всех цивилизованных, демократических государствах принцип формирования региональных представительных органов власти.

Не менее важный вопрос - какую организационную структуру необходимо придать Законодательному Собранию, чтобы в нем в наибольшей степени эффективно и, главным образом, законно осуществлялась депутатская деятельность. Каким должно быть Законодательное Собрание - двухпалатным или однопалатным органом?

Если безукоснительно следовать основам конституционного строя, установленного в Российской Федерации, которые содержат, среди других, наиболее принципиальное положение о том, что федеративное устройство Российской Федерации основывается на ее государственной целостности и на единстве системы государственной власти в Российской Федерации (статья Конституции Российской Федерации), то представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а следовательно, и Законодательное Собрание Нижегородской области, должны быть двухпалатными органами, как и Федеральное Собрание Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации ни при каких обстоятельствах и никем не должна быть нарушена. Это аксиома. При этом не следует уповать на то, что до сих пор отсутствует федеральный закон об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации; он, несомненно, не будет принят с нарушением ст.5 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Законодательное Собрание Нижегородской области должно состоять из двух палат: Государственной Думы Законодательного Собрания Нижегородской области и Совета Области Законодательного Собрания Нижегородской области.

В Совет Области Законодательного Собрания должны входить по должности глава представительного органа и глава администрации муниципального образования на уровне района области и города областного подчинения. Советом Области рассматриваются и одобряются законы, принятые областной Госдумой, осуществляются иные полномочия в качестве верхней палаты Законодательного Собрания.

Государственная Дума Законодательного Собрания области должна состоять из депутатов, работающих на постоянной профессиональной основе, половина которых избирается по спискам общественных объединений и политических партий. Основной функцией областной Госдумы будет разработка и принятие законов Нижегородской области, контроль за их исполнением.

Конституционный подход к организации представительного и законодательного органа области позволит закрепить и дальше развить позитивный опыт структурирования депутатского корпуса Законодательного Собрания.

Во-первых, в Законодательном Собрании будут основательно представлены интересы муниципальных образований в лице руководителей их органов местного самоуправления, что позволит ликвидировать возникшую изолированность местного самоуправления от решения и реализации общеобластных задач и программ социально-экономического развития Нижегородчины, от которых напрямую зависит взаимоувязанное развитие социальной и экономической базы муниципалитетов.

Во-вторых, снимается та управленческая напряженность, которая всегда присутствует, когда одна территория области обладает реальными правами представительства в областном законодательном органе государственной власти, а другая территория области, при всем их равном положении, такими правами фактически не обладает.

В-третьих, надежно обеспечивается качественная сторона представительства, когда представителем в областном законодательном органе является действительно полномочный представитель соответствующей территории, а не случайный человек, который порой только понаслышке знает о насущных нуждах и проблемах территории местного самоуправления (муниципального образования).

В-четвертых, двухпалатное построение Законодательного Собрания области заметно повысит активность депутатов в областном законотворческом процессе и их способность к законодательной инициативе в отношении законотворчества на федеральном уровне.

В-пятых, двухпалатная законодательная система обеспечивает со стороны муниципальных образований области реальный и действенный контроль за добротностью областных законов при их рассмотрении и утверждении в Совете Области Законодательного Собрания.

Наконец, двухпалатная законодательная система открывает дорогу к государственному управлению в регионе представителям общественных объединений и политических партий.

В практическом плане необходимо, не откладывая в долгий ящик, внести изменения в Устав области, принять закон о Законодательном Собрании области или, в крайнем случае, внести поправки в существующее "Положение о Законодательном Собрании Нижегородской области", включив в них нормы, устанавливающие предлагаемую двухпалатную систему организации данного органа государственной власти области.

Демократия - это прежде всего закон. В этой связи законодательный орган государственной власти должен без всяких исключений формироваться с учетом основополагающих конституционных требований, быть в максимальной степени способным принимать законы и другие правовые акты, реально обеспечивающие интересы граждан, контролировать соблюдение законов и деятельность исполнительной власти, не быть безучастным к человеческим судьбам и иметь достаточные полномочия в осуществлении своих задач. Этим положениям в наибольшей мере соответствует двухпалатная законодательная система как на федеральном, так и на областном (региональном) уровне. Единство системы государственной власти в Российской Федерации установлено основным законом - Конституцией Российской Федерации.

стиральная машина whirlpool
Сайт создан в системе uCoz