Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать
в zip
Парламентские слушания
Комитет по делам
общественных объединений и религиозных организаций
на тему:
«Правовое регулирование территориального общественного самоуправления»
Новый Арбат, 19. Большой конференц-зал.
25 мая 2001 года. 11 часов.
С Т Е Н О Г Р А М М А
Выступление А.А. Замотаева, начальника отдела по проблемам местного самоуправления Главного территориального управления Президента Российской Федерации
Председательствующий. Спасибо. Замотаев Андрей Александрович. Начальник отдела по проблемам местного самоуправления Главного территориального управления Президента Российской Федерации. Приготовиться Морозовой.
Замотаев А.А. Я благодарю за возможность участвовать в этих парламентских слушаниях, заранее должен извиниться перед уважаемыми коллегами, что не смогу быть после перерыва, просто потому что в 4 часа я должен быть на работе, там встреча уже назначена, отменить невозможно. Честно говоря, рассчитывал, что мы до 3 часов уложимся.
По существу тех проблем, которые сейчас обсуждаются. Честно говоря, у меня такое ощущение, что это продолжение слушаний, которые были где-то такое там года полтора-два, по-моему, тому назад. Потому что новых аргументов, по-моему, не с той, не с другой стороны всерьез не прибавилось. Поэтому позволю себе все-таки несколько тезисов. Ну, во-первых, что такое органы территориального общественного самоуправления, вот по существу 3 позиции, это истинные органы местного самоуправления, как было сказано в докладе. Второй вариант, это в чистом виде общественные организации, и не знаю, кто конкретно писал этот законопроект, но законопроект как раз исходит из того, что это в чистом виде общественные организации. И, наконец, третий вариант, который я лично, например, отстаиваю, о том, что это ни то и ни другое, что органы территориального общественного самоуправления, это структуры, через которые граждане в инициативном порядке на общественных началах участвуют в осуществлении местного самоуправления, именно поэтому это и общественное самоуправление, а не общинное, на общественных началах реализуют властные полномочия, поэтому местное самоуправление. Так вот, если это истинное местное самоуправление, то в таком случае принятие этого закона приводит к параллельной конкурирующей структуре и, в конечном счете, к потере самоуправляемости в стране. Вторая версия, общественная организация еще менее приемлема, поскольку в таком случае органы, которые должны решать по сути своей вопросы общественные, вопросы своих собственных в первую очередь проблем, будут реализовывать властные полномочия. Таким образом, законопроект в данной редакции мне представляется не просто не приемлемым, а концептуально не приемлемым. Причем эта позиция излагается, по-моему, на всех парламентских слушаниях последние 6 лет и голосование в Государственной Думе показывает, что депутаты эту позицию то же самое разделяют. Поэтому, мне кажется, что пора уже эту тему в этом направлении завязывать.
Теперь. Нужно ли, в самом деле, регулировать на федеральном уровне проблемы местного самоуправления, то есть, проблемы территориального местного самоуправления и в частности совершенствовать проблематику местного самоуправления. Да, безусловно, нужно, более того, уверяю вас, всегда будет нужно. Не будет такой ситуации, когда какой-то вопрос будет не урегулирован, на то мы и развивающееся общество. Если не будет нужно, значит, мы загнили, нас хоронить пора.
В каком направлении теперь нужно дорабатывать? Итак, если это инициативная форма участия в местном самоуправлении, та, которая записана ныне в федеральном законе, я участвовал в разработке этого закона, и тогда, собственно, исходили из предельно простой позиции. Мы зафиксировали федеральную гарантию, которая умалена быть может только федеральным законом, это требование Конституции, поэтому каких-то дополнительных требований на федеральном законе не надо. Что касается вопроса специфики организации власти, то это как раз то, что на федеральном уровне в принципе урегулировано быть не может. Не буду подробно развивать, полагаю, всем понятна специфика горских народов, северных народов, средней России и так далее, и тому подобное.
Ну, наша ситуация в самом деле такова, что мы ориентировались на инициативное законопослушное общество, которое таковым, увы, не является. Поэтому вполне корректна постановка вопрос о том, что нужно подтолкнуть органы власти для того, чтобы они занимались местным самоуправлением. Именно исходя из того, что территориальное общественное самоуправление – это механизм повышения эффективности местного самоуправления. Вот уважаемая коллега из Перми выступала, там действительно настоящее территориальное общественное самоуправление, подтверждаю это на все 100 процентов, я там был полтора года тому назад в командировке, это не бумажные, а живые комитеты самоуправления. Но они работают именно потому, что они работают в контакте, не в противовес органам местного самоуправления, а в контакте вместе с ними, в чем-то в ряде случаев не соглашаясь, ни один умный начальник не терпит подчиненных, которые ему постоянно глядят в рот. Или он дурак, или они дураки. Подчиненные должны противоречить начальнику. Только в этом случае понимается нормальное управленческое решение. Вот комитеты территориального общественного самоуправления в Перми ориентированы именно на такое взаимодействие, когда они вместе работают, вырабатывают согласованные решения, но ответственность, в конечном счете, ложится на органы местного самоуправления. Потому что они органы власти.
Теперь, что нужно зафиксировать с моей точки зрения. Первое. Нужно четко зафиксировать, что органы территориального общественного самоуправления, как структуры, которые могут быть наделены властными полномочиями, должны быть сформированы, исходя из волеизъявления населения. Это не выборы. Как только появляются выборы, это органы власти. Орган местного самоуправления, орган государственной власти обладает властными полномочиями в силу своего формирования. Орган территориального общественного самоуправления обладает властными полномочиями в силу передачи их ему органами местного самоуправления или может быть даже органом государственной власти. Но нужно зафиксировать, что орган территориального общественного самоуправления вправе не просто нижайше просить, как это нередко сейчас случается, а вправе требовать, ставить вопрос, стали требовать ответа по существу, что он сформирован, исходя из заранее оговоренной процедуры, сходы, конференции граждан. Посмотрите, в целом ряде регионов, где территориальном общественном самоуправлении есть эти нормативные акты, очень хорошо прописаны, которые гарантируют, что орган территориального общественного самоуправления отражает интересы населения. И вот коли он отражает, он тогда вправе претендовать на властные полномочия. Вот эта норма должна быть в федеральном законе.
Второе. Должно быть зафиксировано, что такой орган территориального общественного самоуправления вправе выступать в органах власти. Надо подумать, может быть, и в судебных инстанциях в качестве лица, представляющего интересы населения данной территории.
В-третьих, должно быть зафиксировано опять-таки на уровне, речь идет о Законе «Об общих принципах…», потому что речь идет о формах реализации местного самоуправления, а не некой абстрактной самодеятельности, о том, что органы территориального общественного самоуправления должны иметь право внесения проектов в органы местного самоуправления, которые подлежат ответу по существу и с приглашением представителей органов местного самоуправления. Это несколько более высокий статус, чем обращение просто единственного гражданина, одного гражданина.
Наконец, безусловно, требуют урегулирования вопросы юридических лиц. Но проблема эта гораздо шире, чем проблема только юридических лиц, как органов территориального общественного самоуправления. Посмотрите, на сегодня орган местного самоуправления может быть юридическим лицом. Загляните в ГК: юридическое лицо, лицо, которое имеет собственные хозяйственные интересы. Имеет орган местного самоуправления или орган территориального общественного самоуправления свои собственные интересы? Не может иметь, коли он имеет, значит, это не орган территориального общественного самоуправления, а некая клановая структура, которая работает сама на себя. Эти органы могут выражать не интересы органа, а интересы населения и только для этого они и создаются. А коли есть такая специфика, то нужно это тоже прописать, но прописать не в отдельном законе, а в Гражданском кодексе, потому что это специфические хозяйственные отношения. Вот эти все вопросы, в самом деле, нуждаются в урегулировании на федеральном уровне.
И, наконец, последнее. Тут неоднократно звучали претензии к Закону «Об общих принципах…», вот, сколько они уже звучат, но почему-то никому в голову не приходит, что есть Конституционный Суд, ну, обратитесь, инициируйте обращение в Конституционный Суд, что 27 статья категорически, как здесь было сказано, не соответствует федеральной Конституции. Через полгода получите ответ: категорически соответствует. Голову на отсечение даю.
Председательствующий. Спасибо. (Аплодисменты).
Коллеги, мы договорились до 3 часов работать, сейчас без двух минут. Наверное, стоит сейчас объявить перерыв. Или… У кого-то было выступление на 2 минуты. А, пожалуйста, представительница журнала «Муниципальная власть», не представительница…
Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать
в zip