Главная     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ   АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Кафедра управления и маркетинга

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Курс «Муниципальное управление»
Участие населения в решении

вопросов местного значения

(на примере Костромской области)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 903 гр.

Долгова

Проверил:

старший преподаватель

Васильев А.А.

 

 

 

 

 

 

Н.Новгород

2000
Содержание:

 

1. Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство о формах и методах решения населением вопросов местного значения.. 3

2. Законодательство Костромской области о местном самоуправлении об участии населения в решении вопросов местного значения.. 4

3. Территориальное общественное самоуправление. Формы его осуществления. Работа старост населенных пунктов, уличные и домовые комитеты, другие формы участия населения в местном самоуправлении.. 7

4. Территориальное общественное самоуправление в Костромской области на примере некоторых муниципальных образований.. 15

Заключение.. 18

Литература.. 19


1. Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство о формах и методах решения населением вопросов местного значения

I. В соответствии с Конституцией Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 12 Конституции провозглашает: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает п.1 ст. 130 Конституции Российской Федерации: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. определяет местное самоуправление как признаваемую и гарантируемую Конституцией России самостоятельную деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Все это позволяет сделать вывод о том, что основная цель организации местного самоуправления - широкое привлечение местного населения к самостоятельному решению вопросов местного значения,

преодоление сложившейся в годы Советской власти традиции решения всех без исключения вопросов только государственными структурами, ликвидации фактического отчуждения народных масс от повседневного осуществления своей воли и интересов.

Механизм местного самоуправления, представляющий собой организационные формы и методы его реализации, достаточно четко определен законодательством. Так, Конституция России (п.2 ст. 130) установила, что местное самоуправление реализуется гражданами путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Конкретизация форм и методов местного самоуправления осуществлена Федеральным законом 1995 г., законодательными актами субъектов Российской Федерации, а также уставами соответствующих муниципальных образований. Их анализ позволяет сделать вывод, что механизм местного самоуправления включает в себя:

-органы и должностные лица местного самоуправления;

- формы прямого волеизъявления граждан;

-территориальное общественное самоуправление.

2. Законодательство Костромской области о местном самоуправлении об участии населения в решении вопросов местного значения

П. Вопросы местного самоуправления на территории Костромской области регулируются Уставом Костромской области, законам области «О местном самоуправлении в Костромской области», уставами муниципальных образований, иными нормативными правовыми актами органов государственной власти области по вопросам местного самоуправления.

Устав Костромской области, как основной закон области, статьей 8 подтверждает положения Конституции и Федерального закона о гарантиях осуществления местного самоуправления: «В соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации в области гарантируется местное самоуправление. В пределах своих полномочий местное самоуправление самостоятельно».

Статья 13 Устава определяет народную инициативу как прямое волеизъявление граждан, общественных объединений, созданных и зарегистрированных в установленном законом порядке, в форме постановки вопроса о проведении областного или местного референдумов, законодательной инициативы в областной Думе, обращений собраний и сходов граждан к органам государственной власти и местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их ведению.

Непосредственное участие населения в управлении делами области может осуществляться в форме собраний, сходов, конференций, а также в деятельности органов общественного самоуправления по месту жительства, иных объединений граждан в интересах сотрудничества и взаимодействия с органами государственной власти. Принятые ими решения подлежат обязательному рассмотрению

органами    государственной    власти    и    местного    самоуправления,    к которым они обращены (ст. 16 Устава).

Согласно ст. 65 Устава местное самоуправление в Костромской области - это форма народовластия, обеспечивающая населению возможность самостоятельно и под свою ответственность решать исходя из интересов населения, традиций и иных особенностей территорий, вопросы местного значения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, положениями(уставами) о местном самоуправлении.

Местное самоуправление осуществляется гражданами посредством референдумов, выборов, сходов, собраний, а также через представительные, исполнительные и иные органы местного самоуправления.

Закон Костромской области «О местном самоуправлении в Костромской области», принятый областной Думой 28 декабря 1995 года, определяет вопросы местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности муниципального образования, отнесенные к таковым уставами муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законами.

Ст.5 закона устанавливает, что граждане, проживающие в области и обладающие в соответствии с федеральным законодательством активным избирательным правом, на территории муниципального образования имеют право:

1.Избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

2.Непосредственно путем прямого волеизъявления через референдумы, выборы, собрания (сходы) решать вопросы местного значения.

3.Участвовать в местном самоуправлении через своих представителей в выборных органах местного самоуправления

В разделе IV закона «О местном самоуправлении» нашла свою детальную разработку система территориального общественного самоуправления.

Закон определяет территориальное общественное самоуправление как самоорганизацию граждан по месту их жительства на части муниципального образования (в городах, поселках, сельсоветах, селах, деревнях, иных населенных пунктах, а также в избирательных округах, микрорайонах, кварталах улиц, и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением, через избираемые им представительные органы и должностных лиц территориального общественного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством, уставами муниципальных образований и положениями о территориальном общественном самоуправлении, как непосредственно, так и через органы территориального общественного самоуправления.

Целью территориального общественного самоуправления является самостоятельное и под свою ответственность осуществление собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в форме собраний (сходов), деятельности выборных органов и должностных лиц территориального общественного самоуправления.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется его населением самостоятельно и закрепляется в уставе муниципального образования и положении соответствующего территориального общественного самоуправления.

Финансирование органов территориального общественного самоуправления может производиться из средств местного бюджета в соответствии со сметой, утверждаемой представительным органом местного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления могут являться юридическими лицами.

В сельских населенных пунктах (селах, деревнях и др.) представителями населения являются старосты.

Старосты избираются населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Иной порядок может быть предусмотрен в положении о территориальном общественном самоуправлении.

Старосты населенных пунктов на территории сельсовета, госсовета образуют Совет старост, который является коллегиальным представительным органом соответствующей территории, принимает рекомендации и имеет право нормотворческой инициативы в представительном органе местного самоуправления.

Работу Совета старост организует глава сельской, поселковой администрации, избранный либо назначенный на должность с учетом

мнения  населения,  выраженного   на местном   референдуме,   собраниях, сходах граждан.

Представительные и иные органы муниципальных образований могут согласовать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления.

Согласно ст.31 закона по наиболее важным вопросам местного значения может проводиться местный референдум. В нем имеют право непосредственно на добровольной основе участвовать все жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

Решения, принятые на местном референдуме, обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на территории муниципального образования, а также гражданами. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения его решений определяется законом области «О референдумах на территории Костромской области» и уставами муниципальных образований.

Согласно ст.ЗЗ закона «О местном самоуправлении в Костромской области» для решения вопросов местного значения на территории муниципального образования могут проводиться собрания (сходы) граждан. Порядок созыва, проведения собраний (сходов), их компетенция, принятие решений определяются уставом муниципального образования и положением о территориальном общественного самоуправления.

3. Территориальное общественное самоуправление. Формы его осуществления. Работа старост населенных пунктов, уличные и домовые комитеты, другие формы участия населения в местном самоуправлении

III. В помощь местному самоуправлению в вопросах организации и деятельности органов общественного самоуправления Костромской областной Думой были разработаны «Примерное положение о территориальном общественном самоуправлении населения в Костромской области» , «Примерное положение о собраниях и сходах граждан в Костромской области», «Примерное положение о старосте сельского насаленного пункта в Костромской области», «Примерное положение о советах микрорайонов, уличных , квартальных комитетах в Костромской области» и др. Именно они легли в основу нормативных актов представительных органов местного самоуправления муниципальных образований области, регламентирующих организацию и деятельность территориального общественного самоуправления на местах.

Территориальное общественное самоуправления осуществляется в форме местных референдумов, собраний (сходов), конференций граждан, деятельности выборных органов (советов, комитетов и т.д.), а также через должностных лиц общественного самоуправления. Границы территории, на которой действует общественное самоуправление, устанавливаются соответствующими представительными органами местного самоуправления на основе предложений жителей этой территории, исходя из исторических, культурных, социально-экономических и иных признаков, а также в пределах архитектурно-планируемых зон и жилищных комплексов.

Территориальное общественное самоуправление в городах осуществляется, как правило, в границах избирательных округов.

В целях координации деятельности общественного самоуправления, повышения его эффективности в решении вопросов

местного значения территориальные общественные самоуправления могут объединяться в союзы и ассоциации. Союзы и ассоциации территориальных общественных самоуправлений регистрируются представительными органами местного самоуправления.

Принципы общественного самоуправления

Общественное самоуправление осуществляется на принципах:

• широкого участии граждан и их объединений в выработке, принятии и реализации решений вопросов местного значения;

   самостоятельности и самоуправления;

   законности;

   гласности;

• выборности органов общественного самоуправления, их подконтрольности и подотчетности населению;

• сочетание интересов территориального общественного самоуправления с интересами муниципальных образований, Костромской области и Российской Федерации.

Основы    взаимоотношений    органов    местного    самоуправления    с органами общественного самоуправления

Органы местного самоуправления муниципальных образований обеспечивают необходимые условия для осуществления органами общественного самоуправления своих полномочий, способствуют формированию их собственной экономической и финансовой основы, оказывают необходимую методическую и финансовую помощь.

Органы местного самоуправления по взаимному соглашению с органами общественного самоуправления могут наделять последних

частью своих полномочий по осуществлению социально-экономического развития территории, передавать им в пользование объекты местного хозяйства, а также часть своих финансовых, материальных и иных ресурсов.

Взаимоотношения органов местного  самоуправления и органов общественного самоуправления строятся на договорной основе.

Компетенция органов общественного самоуправления._______

Компетенция органов общественного самоуправления определяется общим собранием (сходом), конференцией жителей, исходя из добровольно принимаемых обязательств, а также переданных полномочий органами местного самоуправления соответствующей территории и закрепляется в положении «О территориальном общественном самоуправлении».

Орган общественного самоуправления может добровольно принять на себя обязательства по охране окружающей среды, сохранению и эксплуатации жилого и нежилого фондов, объектов социальной сферы, по воспитанию детей и молодежи, организации досуга населения, по содействию благотворительности и движению милосердия, охране правопорядка, защите прав потребителей товаров и услуг; проводить социологические исследования, осуществлять контроль за сферой обслуживания населения, деятельностью жилищно-коммунального хозяйства, решением иных вопросов местного значения.

Орган общественного самоуправления вправе вносить вопросы в повестку дня заседания выборного органа местного самоуправления, а их представители имеют право участвовать при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.

Собрания, сходы граждан в Костромской области___

Собрания, сходы граждан по месту их жительства являются формой непосредственной демократии, способом участия жителей соответствующих территорий и населенных пунктов в осуществлении местного самоуправления - решении вопросов местного значения.

В работе собраний, сходов могут принимать участие граждане, обладающие избирательным правом, проживающие на соответствующей территории, в населенном пункте либо имеющие здесь недвижимость или земельные участки.

Инициатива проведения собрания, схода граждан по мету жительства принадлежит представительным органам местного самоуправления муниципального образования, территориального общественного самоуправления, их руководителям, а также группе граждан в количестве не менее пяти процентов от проживающих на соответствующей территории, населенном пункте.

Собрание, сход правомочны решать вопросы, если они находятся в его компетенции и если на собрании, сходе присутствуют более половины жителей соответствующей территории, населенного пункта, обладающих правом участия в работе собрания, схода

На собрании, сходе могут рассматриваться любые вопросы местного значения, затрагивающие интересы населения соответствующей территории населенного пункта

К компетенции собрания, схода при условии, если это закреплено в уставе муниципального образования и положении о территориальном общественном самоуправлении, относятся следующие полномочия:

• избрание депутатов (делегатов, представителей, старост) в представительный орган территориального общественного самоуправления, руководителя этого органа;

• принятие положения о территориальном общественном самоуправлении соответствующей территории, населенного пункта;

• утверждение программ развития соответствующей территории, населенного пункта;

• заслушивание отчетов представительных органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, их должностных лиц, а также своих представителей в этих органах, иных, избранных собранием, сходом органов и граждан;

• решение вопросов административно-территориального устройства в соответствии с законодательством Костромской области;

• решение других вопросов, если они не отнесены к компетенции органов государственной власти и местного самоуправления.

Собрание, сход принимают решения и иные акты, которые принимаются открытым голосованием большинством голосов его участников.

Исполнение принятых собранием, сходом решений организуют граждане, специально на то уполномоченные собранием, сходом либо постоянные представители соответствующей территории в органах местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, а также сами эти органы и их должностные лица.

Представительные органы и должностные лица местного самоуправления и территориального общественного самоуправления обязаны в срок, определенный законом области «О порядке рассмотрения и разрешения обращений граждан на территории Костромской области»,

рассмотреть решение, принятое собранием, сходом граждан, определить по нему необходимые меры и проинформировать об этом жителей соответствующей территории, населенного пункта.

Старосты - представители населения

В соответствии с законом области «О местном самоуправлении в Костромской области» старосты сельских населенных пунктов являются представителями населения соответствующего населенного пункта. Они работают в тесном контакте с органами и должностными лицами местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, предприятий, организаций, коллективами и общественными организациями, расположенными на территории данного населенного пункта. Целью их деятельности является организация решения вопросов местного значения на территории села, деревни, других населенных пунктов Костромской области.

Территория деятельности старосты определяется представительным органом территориального общественного самоуправления в пределах одного или нескольких сельских населенных пунктов.

Старосты имеют право нормотворческой инициативы в представительном органе территориального общественного самоуправления.

• избрание депутатов (делегатов, представителей, старост) в представительный орган территориального общественного самоуправления., руководителя этого органа;

• принятие положения о территориальном общественном самоуправлении соответствующей территории, населенного пункта;

       утверждение программ развития соответствующей территории, населенного пункта;

• заслушивание отчетов представительных органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, их должностных лиц, а также своих представителей в этих органах, иных, избранных собранием, сходом органов и граждан;

• решение вопросов административно-территориального устройства в соответствии с законодательством Костромской области;

• решение других вопросов, если они не отнесены к компетенции органов государственной власти и местного самоуправления.

Собрание, сход принимают решения и иные акты, которые принимаются открытым голосованием большинством голосов его участников.

Исполнение принятых собранием, сходом решений организуют граждане, специально на то уполномоченные собранием, сходом либо постоянные представители соответствующей территории в органах местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, а также сами эти органы и их должностные лица

Представительные органы и должностные лица местного самоуправления и территориального общественного самоуправления обязаны в срок, определенный законом области «О порядке рассмотрения и разрешения обращений граждан на территории Костромской области»,

Старостой может быть избран житель населенного пункта, достигший 18-летнего возраста, проживающий на данной территории, обладающий активным и пассивным избирательным правом.

В своей деятельности староста подотчетен и подконтролен населению соответствующего населенного пункта, а также представительному органу территориального общественного самоуправления. О своей работе он отчитывается на собрании, сходе по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

В решении вопросов местного значения староста имеет следующие полномочия:

   организует исполнение на территории сельского населенного пункта федерального и областного законодательства, решений представительных органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления;

   организует население на выполнение плана социально-экономического развития населенного пункта, оказывает в пределах своей компетенции практическую помощь в устранении недостатков и улучшении работы предприятий торговли и бытового обслуживания, почты, других предприятий и организаций, находящихся на территории населенного пункта и занимающихся обслуживанием населения соответствующего населенного пункта;

   следит за состоянием дорог, колодцев, плотин, прудов, мостов, принимает меры для своевременного их ремонта;

   организует исполнение решений собраний, сходов граждан.

Староста может входить в состав представительного органа территориального общественного самоуправления, он имеет право нормотворческой инициативы в этом органе.

Староста обязан:

   осуществлять контроль за уплатой гражданами налогов и иных платежей;

   контролировать расходование средств местных бюджетов, иных денежных средств, поступивших на целевые работы, выполнение трудовых соглашений и договоров (ремонт колодцев, плотин, строительство и ремонт объектов муниципальной собственности и т.д.);

   обеспечивать надлежащее содержание населенных пунктов, улиц, придомовых и других территорий;

   содействовать избирательным комиссиям в проведении выборов, референдумов на территории населенного пункта.

Советы микрорайонов, уличных, квартальных комитетов в Костромской области

Комитеты входят в систему территориального общественного самоуправления населения и являются первичным звеном самоуправления собственников и нанимателей жилых помещений.

Территория деятельности соответствующего Комитета определяется представительным органом местного самоуправления либо территориального общественного самоуправления.

Комитет избирается на общем собрании (сходе) жителей, при условии, что на собрании(сходе) присутствует не менее половины жителей соответствующей территории. Комитет избирается открытым или тайным голосованием на срок не более срока полномочий соответствующего

представительного органа местного самоуправления. Срок устанавливается общим собранием (сходом) и закрепляется положением о Комитете.

Комитеты в своей деятельности подотчетны и подконтрольны общему собранию (сходу) жителей

Компетенция Комитетов определяется положением о них. Соответствующие органы местного самоуправления, территориального общественного самоуправления могут передавать Комитетам некоторые свои полномочия на договорной основе.

Комитеты имеют право:

• содействовать реализации решений органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, их должностных лиц, наказов жителей, организовывать выполнение решений собраний (сходов) граждан;

• привлекать на добровольной либо договорной основе население к работам по благоустройству, озеленению и улучшению санитарного состояния соответствующей территории;

• принимать участие в осуществлении мероприятий, направленных на бережное, экономное расходование топлива, тепловой и электрической энергии, газа и воды;

• содействовать в соблюдении правил застройки населенных пунктов или их составных частей, выявлять факты самовольного строительства домов и пристроек к ним, гаражей, нарушений норм приусадебных земельных участков;

• оказывать помощь учреждениям образования, здравоохранения, культуры, спорта в их работе и др.

Комитет может наделяться правами юридического лица в установленном законом порядке. В этом случае он имеет самостоятельный

баланс, счет в учреждении банка, печать и штампы, бланки со своим наименованием и имеет право на ведение хозяйственной деятельности в формах, определенных законодательством, в соответствии со своими целями и задачами.

На баланс Комитета могут быть переданы здания, помещения, материальные ценности, которые используются для решения вопросов, входящих в компетенцию Комитета.

Работа Комитета осуществляется по плану, составленному на основе решений собраний (сходов), рекомендаций органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления.

Органы местного самоуправления, территориального общественного самоуправления оказывают содействие Комитету в его работе, обеспечивают возможность ознакомления его с необходимыми материалами и документами, предоставляют помещение для работы.

Домовые комитеты в населенных пунктах Костромской области______

Домовые комитеты входят в систему территориального общественного самоуправления населения и являются его первичным звеном.

Территория деятельности домового комитета определяется представительным органом местного самоуправления и объединяет один или несколько домов, а также прилегающие территории.

Домовой комитет организует жилищное самоуправление в целях:

• улучшения условий эксплуатации жилых и подсобных помещений;

   оказания помощи в организации ремонта жилья;

   проведения благоустройства прилегающей территории;

• оказания помощи одиноким и инвалидам, другим нуждающимся жителям;

• содействия правоохранительным органам в организации охраны общественного порядка;

• содействия органам местного самоуправления и органам территориального общественного самоуправления в решении вопросов местного значения.

Домовой комитет избирается на общем собрании (сходе)жильцов домов, корпусов, подъездов из граждан, в них проживающих. Председатель домового комитета избирается на собрании (сходе) либо на заседании домового комитета.

Домовые комитеты в своей деятельности подотчетны общему собранию (сходу) жителей. Отчеты домовых комитетов заслушиваются на собраниях (сходах) не реже одного раза в год.

Домовой комитет содействует:

• реализации решений органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления , организует выполнение решений общих собраний, сходов жителей;

• органам местного самоуправления, территориального общественного самоуправления , руководителям предприятий, организаций и учреждений в привлечении жильцов к участию в благоустройстве и озеленении придомовых территорий, в обеспечении сохранности зеленых насаждений, культурно-массового и спортивного инвентаря, в организации культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы среди населения;

• в осуществлении мероприятий, направленных на снижение потерь тепловой, электрической энергии, газа и воды в жилищном хозяйстве;

   своевременному   поступлению   квартирной,   арендной   платы, платы за коммунальные услуги, иных обязательных платежей. Домовые комитеты:

• проводят периодические массовые проверки технического состояния жилых домов и их инженерного и иного оборудования;

• оказывают помощь жилищно-эксплуатационным организациям, а также жильцам в организации ремонта квартир и мест общего пользования;

• рассматривают факты нарушения правил пользования жилыми помещениями, невыполнения обязательств по договору найма жилых помещений, а также порядка пользования общими помещениями в квартирах, занимаемых несколькими семьями;

• применяют меры общественного воздействия в отношении нанимателей жилых помещений и проживающих с ними лиц, нарушающих правила пользования жилыми помещениями.

Работа домового комитета осуществляется по плану, составленному на основе решений собраний (сходов), предложений жителей, решений органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления.

4. Территориальное общественное самоуправление в Костромской области на примере некоторых муниципальных образований

IV. В последние годы общественное территориальное самоуправление в Костромской области активно возрождается. Пример нескольких районов подтверждает действенность их органов в решении населением вопросов местного значения

В Вохомском районе проведены выборы старост, работают 104 старосты. Старосты оказывают помощь в решении вопросов благоустройства деревень. Ими лично или при их участии строятся и ремонтируются тротуары, изгороди, пешеходные мостики. В весенне-летний период старосты оказывают помощь работникам ветслужбы в проведении вакцинации и паспортизации крупного рогатого скота в личных подсобных хозяйствах граждан.

С помощью старост решаются вопросы санитарного и противопожарного состояния населенных пунктов, вопросы охраны общественного порядка, вопросы контроля за использованием земель. Совместно с социальными работниками старосты занимаются вопросами обеспечения одиноких и престарелых граждан дровами, газом, продуктами питания.

В Костромском районе избрано 123 старосты, 10 уличных комитетов, 104 домовых комитета. В планах работ старост значатся вопросы:

1. О   выявлении      одиноких   и   престарелых,   нуждающихся   в социальной помощи.

2. О  проведении работы    с населением  по  благоустройству  и улучшению санитарного состояния населенных пунктов.

3. Об   организации   работы   по   проведению   природоохранных мероприятий.

4. Об    организации        соревнования    за   хорошее    состояние населенного пункта, дома, квартиры.

5. Об оказании помощи участковому инспектору в профилактике правонарушений.

Главы сельских администраций вместе со старостами организуют сходы граждан, на которых рассматриваются вопросы:

   0 санитарном состоянии населенных пунктов.

   О правилах пожарной безопасности

   Вопросы телефонизации и газообеспечения

   Ремонт дорог и колодцев

    Подготовка к праздникам «День   Победы», «День пожилого человека», «День инвалидов».

В Островском районе работает 60 старост. При их участии в прошлом году проведено 62 схода граждан, на которых рассматривались вопросы:

»   благоустройство населенных пунктов;

   о работе участковой больницы в с. Заборье

   о водоснабжении с. Ивашево

   о торговом обслуживании населения отдаленных деревень в Ивашевском сельсовете;

   Об   организации   подвозки   детей   в   школу   (Игодовскую, Александровскую);

    об организации пастьбы скота;

   о вспашке огородов;

   о выделении сенокосных участков;

   об обеспечении населения баллонным газом и др.

В городе Солигаличе создано 45 уличных комитетов, в которые входят 147 граждан. Уличные комитеты избраны на сходах граждан. Уличные комитеты в тесном контакте с администрацией района, депутатами районного собрания решали вопросы благоустройства города, уборки территории у домов, приобретения мусорных контейнеров, уличного освещения. По ходатайству председателей уличных комитетов были приняты постановления главы самоуправления района «О соблюдении гражданами правил содержания собак и кошек», «Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания г. Солигалича».

В г. Мангурово образовано 55 уличных комитетов. Ими проводится работа по благоустройству территорий, санитарной очистке, контролю за своевременной отвозкой мусора с улиц, окашиванию территорий в летнее время, очистка канав, кюветов, работа по благоустройству кладбищ и др. При их содействии проводится ремонт колодцев, установка телефонов для общего пользования, ремонт дорог, тротуаров, переездов в городе. В зимнее время уличные комитеты следят за расчисткой дорог и тротуаров, весной принимают участие в отводе паводковых вод.

В Перехтском районе работает 122 старосты. Они совместно с сельскими и поселковыми администрациями решают вопросы благоустройства сел и деревень, обеспечения населения газом и топливом, оказания помощи при посадке картофеля, заготовке сена, организации пастьбы скота с личных подворий и др.

На примере того же Нерехтского района видна роль общественного самоуправления (собраний, сходов, старост) в решении и более важных и значимых вопросов, а именно объединении муниципальных образований.

Согласно п.З ст. 12 Устава Костромской области вопросы административно-территориального деления области, а именно, образование, реорганизация и ликвидация городов, районов, других населенных пунктов, изменение границ - решаются областной Думой с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Статья 14 закона «О местном самоуправлении в Костромской области» устанавливает, что изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти.

В Костромской области существует несколько районов с достаточно крупными районными центрами, где местное самоуправление осуществляется в двух муниципальных образованиях - в районе и районном центре. Примером этого может служить Нерехтский район, где существовала администрация г. Нерехты и администрация Нерехтского района. В связи с необходимостью более рационального решения множества социально-экономических проблем назрела необходимость объединения двух муниципальных образований в одно.

Администрацией Нерехтского района, сельскими и поселковой администрациями совместно со старостами сельских населенных пунктов, руководителями товариществ было проведено изучение общественного мнения по вопросу объединения муниципальных образований г. Нерехты и Нерехтского района. Активную роль в решении этой задачи сыграли старосты сельских населенных пунктов.

На районном совещании старост им было предложено провести сходы граждан, подворный обход с целью наибольшего охвата населения опросом.

В районе к началу мая 1999 года было проведено 64 схода граждан, на которых присутствовало 3906 человек, или 49 %.

По району в сходах и собраниях приняло участие 5121 человек. За объединение проголосовало 2710, или 53 %. Против объединения -2004, или 39%, при 8 % воздержавшихся

Таким образом , вопрос объединения двух муниципальных образований в одно был решен положительно только после того, как за это высказалось большинство населения района и города. 19 декабря 1999 года состоялись выборы главы нового муниципального образования - г.Нерехта и Нерехтский район.

 Заключение

Таким образом, территориальное общественное самоуправление населения во всех формах его проявления является неотъемлемой частью местного самоуправления. Оно призвано обеспечивать развитие инициативы и возможностей самостоятельного решения населением вопросов, имеющих местное значение, укрепление гарантий реализации прав и свобод граждан.


Литература

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. Собрание законодательства РФ № 35 1995 г.

3. Устав (Основной закон ) Костромской области ( в редакции законов области от 14.09.95 № 13, от 01.04.96 № 32, от 03.02.97 № 2, от 29.01.99 № 42). Свод законов Костромской области . Том 1. Кострома, 1999.

4. Закон Костромской области «О местном самоуправлении в Костромской области» от 28 декабря 1995 г. (в редакции законов области от 10.01.97 № 1, от 02.12.97 № 18, от 29.01.99 № 48). Свод законов Костромской области . Том 1. Кострома, 1999.

5. Примерное Положение о территориальном общественном самоуправлении населения в Костромской области. Вестник Костромской областной Думы № 4, 1997г.

6. Примерное Положение о собраниях, сходах граждан в Костромской области. Вестник Костромской областной Думы № 4, 1997г.

7. Примерное Положение о старосте сельского населенного пункта в Костромской области. Вестник Костромской областной Думы № 4, 1997г.

8. Примерное положение о советах микрорайонов, уличных, квартальных комитетах в Костромской области. Вестник Костромской областной Думы № 4, 1997г.

9. Примерное Положение о домовых комитетах (домкомах) в населенных пунктах Костромской области. Вестник Костромской областной Думы № 4, 1997г.

 

Главная     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 



Hosted by uCoz