1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ И ПОСТАВЩИКАМИ В
ЛОГИСТИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ …….…………..5
1.1 Сущность, задачи и функции
логистики …………………………...….5
1.2. Технология осуществления бизнес-процесса закупки …………...…14
1.3. Оценки систем менеджмента
качества поставщиков ..........................21
2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ГЛАВА. АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКАМИ И ЗАКУПКАМИ
НА ПИВОВАРЕННОЙ КОМПАНИИ "ВОЛГА"………………………..31
2.1. Краткая организационная
характеристика системы логистики,
закупок материально-технических
ресурсов и поставщиков ЗАО ПК
"Волга" …………………………………………………………...…………31
2.2.Совершенствование
управления поставщиками и запасами на ПК
"Волга"…………………………………………………..…………...….…..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….50
БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………….………....55
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………......58
Актуальность выбранной темы определяется
новизной использования логистики и логистических
принципов в современных российских условиях. Логистика выделяется как научное
направление менеджмента только в течение 3-5 лет, соответственно сталкиваясь с
огромным количеством проблем. Высокий интерес, проявляемый в настоящий момент
со стороны представителей бизнес-структур, властных органов, деятелей от науки,
выражается в многочисленных публикациях, рекомендациях и методиках. Назовем
основные причины, вызвавшие бурное развитие специализированного направления
логистики в России. Таких причин, по нашему мнению, три:
инерционность мышления, требования времени и мода [1. С. 52].
Одним из важнейших этапов
построения построения
эффективной логистической системы фирмы является выбор подходящих логистических технологий и методов поддержки принятия
оптимизационных решений. Среди современных логистических
технологий необходимо отметить, прежде всего, такие как Just-in-time
(«Точно в срок»), Requirements/resource
planning («Планирование потребностей / ресурсов»), Effective Customer Response - ECR («Эффективная
реакция на запросы потребителей»), Vendor Managed Inventory — VMI («Управление запасами поставщиком у потребителя») и
др. Передовые компании мира успешно применяют в своей деятельности
апробированные на практике логистические технологии,
что позволяет им оптимизировать ресурсы, связанные с управлением материальными
(товарными) или информационными потоками. Указанным технологиям соответствуют
базовые (стандартные) логистические подсистемы и
информационно-программные модули, как правило, поддерживаемые корпоративной
информационной системой, реализующей, например, идеологию MRP
II / ERP или SCRP-систем.
Основной задачей применения тех или иных технологий в логистике является оптимизация
ресурсов фирмы при реализации логистического
процесса и формировании соответствующих управляющих воздействий (вариантов принятия
решений). При этом необходим выбор показателей, отражающих эффективность
принимаемых решений, системы измерителей потребляемых ресурсов и способов оптимизации.
Предметом исследования является крупное
промышленное предприятия – ЗФЩ «Пивоваренная компания
«Волга»
Так, в настоящем исследовании автор
попытается классифицировать классический подход к логистике, отметить
принципиально новые концепции логистики, подтверждаемые экономическим анализом.
Целью настоящего исследования является изучение процесса закупок и выбора (логистики)
поставщиков материально-технических ресурсов на предприятие.
Для этого автор планирует выполнить следующие задачи:
- изучить основные современные теоретические положения, связанные с
эффективной логистикой и управлением закупками, поставщиками;
- предложить краткую характеристику объекта исследования;
- определить круг проблем и вопросов, стоящих перед отделом логистики ПК
«Волга»;
- выдвинуть ряд эффективных, на наш взгляд, предложений по
совершенствованию управления закупками и выбору поставщиков для снижения затрат
и повышения качества оказываемых услуг.
Логистика определяется как одна из сфер компетентности делового
предприятия, вносящих вклад в универсальный процесс создания потребительной
стоимости. Компетентность в логистике достигается благодаря координации таких
видов деятельности, как (1) формирование логистической инфраструктуры; (2)
информационный обмен; (3) транспортировка; (4) управление запасами; (5)
складское хозяйство, грузопереработка и упаковка.
К задачам логистики относятся планирование, организация и контроль над
всеми видами деятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают
прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта
закупки сырья до пункта конечного потребления.
Технология проведения бизнес-процесса закупки состоит из следующих
стадий:
- Определение потребности в материале
- Подготовка и оформление заявки на материал
- Выбор поставщиков
- Обработка заказов
- Контроль выполнения условий договора
- Поступление материала
- Оприходование материала
- Контроль счетов
Для того чтобы деятельность по оценке поставщиков принесла пользу,
необходимо иметь в виду следующие моменты:
Цели оценки
Понятие качества
Концепция управления качеством (системы обеспечения качества)
Система параметров (показателей) качества
Критерии качества (целевые значения показателей)
Инструменты и методы сбора и анализа информации о качестве
Объектом настоящего исследования является предприятие – лидер
регионального рынка Нижегородской области в области производства и реализации
алкогольной продукции – пива. Название хозяйствующего субъекта ЗАО ПК «Волга».
В рамках данной работы в качестве объекта анализа выступить структурная единица
ПК «Волга» - отделы материально-технического снабжения и логистики. Ядром
системы является отдел материально-технического снабжения ПК «Волга».
Данная структурная единица является структурным подразделением
Департамента логистики ПК «Волга» и починяется директору по логистике.
Основными функциями ОМТС на предприятии
является:
• составление планов закупок
материальных ресурсов для обеспечения производства с учетом возможных срывов
поставок (создание оптимального страхового запаса материальных ресурсов);
• реализация графика поставок
материальных ресурсов с наименьшими затратами;
• закупка материальных ресурсов
высокого качества по лучшим ценам.
У ПК «Волга» задачу организации дистрибуции товара по территории России
будет решать поставщик услуг логистики путем доставки грузов по железной
дороге с Запада на Восток в ключевые (с населением свыше миллиона человек)
города, откуда продукция будет развозиться до ближайших к ним городов
автомобильным транспортом. Возникает задача грузоперевалки
в очень большом объеме (из вагонов в грузовой автотранспорт) в крупных городах.
Нынешняя ситуация подсказывает несколько способов решения проблемы
создания логистических центров: «для себя», «шаг за
шагом», «девелоперский».
Существует большое количество превентивных мер по предотвращению
финансового ущерба хозяйственной деятельности, которые подходят для ПК
«Волга». Одни методы борьбы воздействуют
на причину возникновений нарушений - тягу персонала компании к незаконной
наживе. Другие же - на механизмы злоупотреблений и получения вознаграждения,
исключая или затрудняя возможность их осуществления. Нам видится условная
классификация методов борьбы с нарушениями следующим образом: психологические,
технические, регламентные методы,
тендер.
Можно выделить три потенциальных источника ущерба компании, которые могут
появиться в процессе закупок:
1. Финансовый
2. Количественный.
3. Качественный
Сложность предотвращения подобных потерь объясняется в первую очередь
тем, что они возникают при умышленном содействии или, в лучшем случае, при
молчаливом попустительстве сотрудников компании.
В заключительном параграфе настоящего исследования мы предложили методику
закупок, позволяющую минимизировать риск ущерба в процессе закупок, в связи с чем считаем цель, поставленную в начале работы,
достигнутой.
1.
Бодриков М.В. Логистикология: основания логистического анализа. – По данным сайта
2.
Васильев
И.Н. Лизинг складского персонала /
Журнал «Складское хозяйство». – М., 2006, № 5 (май). 40с
3.
Голиков
Е.А. Маркетинг и логистика: учебное пособие. – М.: Издательский дом «Дашков и
Ко» , 1999., 224 с.
4.
Дамари Р. Финансы и предпринимательство: Финансовые инструменты, используемые
западными фирмами для роста и развития организаций. / Пер. с англ. Вышинской
Е.В., Пипейкина В.П. – Ярославль: «Елень», 1993, 222 с
5.
Егоров
А.В. Методы предотвращения финансового ущерба компании на этапе приобретения
товаров и услуг / Логистика сегодня. – М.: Издательский дом Гребенникова, 2006,
№ 3 48 с
6.
Каменнова М. Стратегическое управление каждый день / Мария Каменнова, Олег Вишняков, Александр Громов // PCWEEK – 2001 - № 38(308) - с. 32
7. Коробков А,,
The Balanced Scorecard - новые возможности для эффективного управления.
Web:
8. Кошкин В.И.
и др. Антикризисное управление: 17-модульная программа для менеджеров
«Управление развитием организации». Модуль 11. – М.: ИНФРА-М,
2000. 512 с
9.
Кролли О. Рынок диктует потребность в финансовой логистике // Деловой
Петербург. 31.01.2000. № 8 (675). 134с
10.
Львов
Д.С., Поршнев А.Г. Управление социально-экономическим развитием России. – М.:
Экономика, 2004 702 с
11.
Миротин Л.Б., Ташбаев В.Э. Логистика: основные
положения и понятия // Приложение к журналу «Логинфо»,
2000.г 10с
12.
Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури Основы Менеджемента
Москва, издательство “Дело” 2002,- 704 с
13.
«Обзор
рынка недвижимости в Москве за
14. Организация производства и управления
предприятием: учебник / Под ред. Туровца О.Г. – М.: Инфра-М, 2004 528 с
15. Организация, ориентированная на стратегию. Как
в новой бизнес - среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную
систему показателей Каплан Роберт С., Нортон Девид П / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп
- Бизнес», 2004. – 416 с.: ил
16. Оскар Ланге (пер. с польского) Оптимальные решения Москва “Прогресс” 1964- 222 c.
17. Основы Менеджемента
Москва, издательство “Дело” 2002,- 704 с
18.
Политика
закупок сырья, основных и вспомогательных материалов на ЗАО ПК «Волга» /
Кузьмичев А.Ю. 35с
19.
Положение
об отделе материально-технического снабжения ПК «Волга», г. Нижнего Новгорода. 20с
20.
Попов
С.А. Стратегический менеджмент: Видение – важнее, чем знание: Учеб. Пособие. –
М.: Дело, 2003. – 352 с.
21.
Пространственный
анализ рынка сбыта конкурентов, выносящих склады, с использованием
визуализации. / Котиков Ю.Г., Маврина А.Ю. - По материалам сайта
22.
Рогожин
С.В. Теория организации: Учебное пособие / С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. – М.:
Издательство «Экзамен», 2003. – 320 с.
23.
Саймонс Р. Использование инновационных систем контроля для повышения
эффективности управления. – СПб.: Питер, 2001. – 287 с.
24.
Сайт
25.
Сайт
www.ifregion.ru , раздел Новости.
26.
Сенге П.
Обучающиеся организации: искусство и практика. – СПб.: Питер, 1999. – 412 с.
27. Сергеев В.И. Менеджмент в области бизнес-логистики. – М.: Филинъ,
1997. с. 691.
28. Сергеев В.И. Современные логистические технологии / Логистика сегодня, № 1. – М.:
Издательский дом Гребенникова, 2006. 192с
29. Сидоров И.И. Логистическая
концепция управления предприятием. – СПб.: ДНТП
общества «Знание», ИВЭСЭП, 2001. 62с
30.
Стивенсон
В.Д. Управление производством / Пер. с англ. – М.:
Бином, 1999. 928 с
31. Строительный бум: что важнее квартиры
или офисы / газета «Деловой Петербург» от 04.03.2006 г
32. Тироль
Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности: в 2 т. Изд. 2-е испр./ Пер. с англ
под редакцией В.М. Гальперина и Н.А. Зенкевича. –
СПб.: Экономическая школа, 2000. Т.1 334с
33. Уотерс Д. Логистика. Управление
цепью поставок / Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005., 503 с
34. Фатхудинов Р.А. Стратегический менеджмент:
Учебник. – 5-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2002. –
448 с
35. Федосеев А., Открывая новые горизонты
управления бизнесом: Сбалансированная система показателей /
Консультационно-внедренческая фирма «Инталев».