Оглавление
1 2 |
Введение Теоретические аспекты формирования
конкурентной среды региона 1.1.Понятие, природа и принципы
конкуренции 1.2.Конкурентоспособность региона Анализ конкурентных преимуществ
региона (на примере Нижегородской области) 2.1.Диагностика экономической сферы
Нижегородской области 2.2.Состояние социальной сферы
Нижегородской области 2.3.Основные направления развития
региона Заключение Библиографический список Приложения |
3 6 6 13 21 21 33 44 54 58 61 |
ВВЕДЕНИЕ
Конкуренция в современных условиях является основой
функционирования механизма рынка и мирового рыночного хозяйства в целом.
Конкуренция — это соперничество хозяйственных субъектов рынка с целью добиться
конкурентных преимуществ у потребителей ради увеличения объема продаж,
завоевания или удержания доли рынка, получения намечаемого уровня прибыли.
Конкурентные рыночные отношения претерпели в
современных условиях существенные изменения. Это проявилось в первую очередь в
уменьшении элементов стихийности в межфирменных отношениях и в усилении регулирующих
начал под воздействием проводимой на государственном уровне антимонопольной
политики. Традиционно считается, что свободная конкуренция обеспечивает
эффективное использование ресурсов, стимулирует инновационные процессы и появление
новой высококачественной продукции. Конкуренция — это, по существу,
предложение конкурентами дополнительных возможностей, их более широкий выбор.
Конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и
какую цену получить. Поэтому в условиях рынка положение фирмы объективно
зависит от конечных результатов ее деятельности, признанных и оплаченных
потребителем. Рынок и конкуренция выступают мощными стимуляторами повышения
качества, обновления продукции и технологии, действенным средством постоянного
контроля за движением издержек производства.
Исторически сложившаяся неоднородность экономического пространства России
оказывает значительное влияние на эволюцию государственного устройства,
структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных
преобразований и социально-экономической политики.
В современных условиях возрастает роль территориальных аспектов развития
экономики России. Это вызвано диспропорциями в региональном развитии, которые
особенно остро проявляются сейчас, в период кризиса, перехода к рыночной
экономике. Спад производства, рост безработицы в депрессивных районах,
гиперурбанизация, серьезные экологические проблемы, центробежные тенденции в
регионах требуют грамотного, научно обоснованного подхода к решению проблем
регионального развития
Актуальность данной темы определяется
следующим. Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике современной России,
сопровождается сдерживанием социально-экономического развития регионов и
муниципальных образований. В этих условиях, как показывает отечественный и
зарубежный опыт, важнейшим фактором эффективности выступает интенсификация
использования ресурсно-организационного потенциала и самоуправления развитием
территорий.
Степень разработанности проблемы. Выбранная
тема недостаточно разработана в научных исследованиях. В новых
социально-экономических условиях требуется дальнейшее изучение
конкурентоспособности российских регионов.
Практическая значимость данной темы
обусловлена существенным обстоятельством - в конкуренции усматривается главная
сущностная черта, свойство товарного производства, способ его развития. Кроме
того, она выступает в роли стихийного регулятора общественного производства. В
настоящее время еще нельзя говорить о сформировавшейся теории конкуренции,
однако многие ее аспекты уже сегодня имеют законченный вид и помогают правильно
ориентировать прикладные разработки и практические действия по усилению
конкурентной позиции на рынке.
Теоретическая значимость определяется
систематизацией имеющихся научных источников по проблеме конкуренции региона.
Объект исследования – общественные отношения по
поводу развития конкурентных преимуществ регионов.
Предмет исследования – конкретные закономерности
конкуренции регионов в условиях рыночных отношений.
Цель данной работы состоит в изучении
конкурентоспособности региона (на примере Нижегородской области).
Для достижения этой цели
необходимо решить следующие задачи.
1.Рассмотреть
теоретические аспекты формирования конкурентной среды региона.
2.Проанализировать
конкурентные преимущества региона (на примере Нижегородской области).
Структура
исследования определяется поставленными задачами. Работа состоит из введения,
двух глав, заключения.
Методы исследования – изучение и анализ научной
литературы; обобщение отечественной практики; анализ, синтез, сравнение.
Заключение
Таким образом, данная работа была посвящена изучению конкурентоспособности региона (на примере Нижегородской области).
На основании вышеизложенного можно
констатировать наличие позитивных тенденций в социально-экономическом развитии
Нижегородской области, о чем, в частности, свидетельствуют рост реальных
доходов населения, снижение уровня бедности и др. При этом необходимо отметить,
что перед областью и правительством области стоит ряд серьезных проблем, эффективно
решать которые необходимо при использовании системного подхода и переходе к
стратегическому управлению социально-экономическим развитием Нижегородского
региона.
Анализ социально-экономического
положения области позволяет сделать следующие выводы и рекомендации.
В сложившейся социально-экономической ситуации политика правительства и
всего сообщества Нижегородской области должна быть, прежде всего,
сконцентрирована на задаче мобилизации, развития и эффективного использования внутренних
социально-экономических ресурсов региона. С целью дальнейшего улучшения
социально-экономической ситуации в области правительству области необходимо:
ú
принять
меры для внедрения в деятельность министерств и ведомств, муниципальных органов управления методов стратегического планирования и
бюджетирования с учетом Стратегического плана социально-экономического
развития Нижегородской области на период
до
ú
создавать
условия для более полного и эффективного использования властных полномочий
всеми органами управления области;
ú
выйти
с законодательными инициативами,
направленными на оптимизацию налоговой
системы;
ú
развивать
систему мониторинга финансовых и экономических показателей крупных и средних
предприятий области;
ú
совершенствовать
формы стимулирования субъектов инвестиционной и инновационной деятельности;
разработать и внедрить систему мер
государственного стимулирования деятельности кредитных
организаций в реальном секторе экономики и повышения заинтересованности
промышленных предприятий в собственном развитии за счет заимствований;
ú
разработать
систему перспективных мер по обеспечению растущего объема промышленного
производства энергоресурсами, а также областные программы по энергосбережению и
внедрению ресурсо- и энергосберегающих технологий;
ú
оказывать содействие
развитию малого предпринимательства, прежде всего, в
производственной сфере экономики, в частности, за счет компенсации из бюджетных средств процентных ставок банковских кредитов,
передачи в лизинг
предпринимательским структурам
производственного оборудования, а также путем развития межкооперационных связей
малого предпринимательства со средним и крупным бизнесом, организационной
инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и
структур информационного обеспечения
малого бизнеса, ослабления административных барьеров;
ú
разработать
областную программу развития и рационального использования трудовых
ресурсов.
Отсутствие в области значительных сырьевых ресурсов и традиционное
развитие машиностроения и обрабатывающей промышленности предопределяют
необходимость разработки и реализации активной и эффективной
инновационно-промышленной политики, направленной на широкое использование
научного, научно-производственного, научно-образовательного потенциалов, прежде
всего, самой области. Для этого необходимо сформировать единую областную
инновационную систему (включающую, в частности, специальный координирующий
орган в составе правительства области и Региональный инновационный центр),
способствующую и координирующую инновационную деятельность предприятий в сфере
проектирования, разработки и реализации нововведений.
Для развития инновационной деятельности, обеспечения научной поддержки и
научного сопровождения управленческих решений правительству и Законодательному
собранию области необходимо развивать сотрудничество с научным сообществом
области, предусмотрев с этой целью соответствующие бюджетные средства.
Для сохранения положительной динамики роста реальных доходов и повышения
уровня жизни населения области необходимо:
ú
обеспечить
стабильное повышение заработной платы на основе совершенствования договорных
отношений в сфере оплаты труда, повышения
доходов работников бюджетных
учреждений, сокращения различий
в реальной оплате труда работников равнозначной квалификации, разработки и
реализации мер по легализации «теневой» части заработной платы;
ú
развивать
систему дополнительных социальных гарантий на основе формирования системы
социального партнерства, применения новых форм
добровольного страхования работников,
создавать дополнительные рабочие
места, организовывать общественные и временные работы, в первую очередь, для
молодежи и безработных;
ú
улучшать
условия и охрану труда на основе реализации «Комплексной целевой
программы улучшения условий
и охраны труда
в организациях Нижегородской области».
Однако, как подчеркнул В.В.
Путин в марте
Для смягчения остроты проблем здравоохранения в Нижегородской области
необходимо провести реформирование системы по следующим направлениям:
ú
реструктуризация
системы оказания медицинской помощи, перемещение части объемов
медицинской помощи со стационарного на амбулаторный этап, обеспечение
первоочередного развития первичной медико-санитарной помощи;
ú
осуществление
перехода от принципа содержания медицинских учреждений к принципу оплаты
конкретных объемов медицинской помощи.
С целью развития сферы культуры и сохранения культурного наследия
целесообразно:
ú
разработать
целевую комплексную программу «Развитие сферы культуры Нижегородской области на
период до 2010 года»;
ú
принять
срочные меры для обеспечения финансирования, в том числе, с участием
федерального бюджета, завершения строительства и реконструкции наиболее
значимых для области объектов культуры и культурного наследия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция РФ. – М., 2006.
2.
Федеральный закон «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от
19.06.2004 № 53-ФЗ (с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 30.12.2004
№ 211-ФЗ). – М., 2005.
3. Федеральная целевая программа
«Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской
Федерации (на 2002-2015гг.».
4. Послание Президента РФ В.В. Путина
Федеральному Собранию от 26.04.2005г.
5. «Таким путём». Президент
сформулировал стратегические задачи для
нового состава Правительства. // Российская газета. 20 марта
6. Доклад Грефа 25 октября
7. ЗНО от 15.09.2003 № 79-3 «О
государственной поддержке инновационной деятельности // Нижегородские новости.
№ 175 от 24.09.2003г.
8. Постановление Правительства Нижегородской
области от 23.12.2004 № 292 «Об основных направлениях развития налогового и
неналогового потенциала в Нижегородской области на 2005-2007 гг.» //
Нижегородские новости. № 119 от 2.07.2005, № 121 от 6.07.2005.
9.
Концепция
семейной политики в Нижегородской области, утв. Постановлением Правительства
Нижегородской области от 23 декабря
10.Программа развития образования Нижегородской
области на 2002-2005гг. // Педагогическое обозрение. 2002. № 1.
11.Бабанов Н.Ю. Развитие в Нижегородской области единой
образовательной информационной среды. //
Педагогическое обозрение. 2003. № 1.
12.Блауг М. Экономическая мысль в
ретроспективе. – М., 2000.
13.Блинов А. Территориальный маркетинг и управление
развитием муниципального образования. // Маркетинг. № 4. 2002.
14.Воронов А. Моделирование конкурентоспособности
предприятия. // Маркетинг. № 4. 2003.
15.Государственное регулирование
экономики. – Нижний Новгород. 2004.
16.Дзгоев О.Ч. Проблемы и перспективы инвестиционной
привлекательности региона. – Владикавказ: Терек, 2003.
17.Егорова Н.Е., Маренный М.А. Маркетинг стратегической продукции в условиях
кооперации предприятий. // Маркетинг в России и за рубежом. № 5. 2001.
18.Кондаурова Н.Е. Внешний контроль
эффективности бюджетных расходов на уровне муниципальных образований. //
Региональная экономика: теория и практика. № 1. 2005.
19.Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П.,
Маркарьян С.Э. Экономический анализ
хозяйственной деятельности. – М., 2004.
20.Материалы научно-практической
конференции «Проблемы и пути повышения эффективности управления
социально-экономическим развитием территорий». (22 декабря
21.Нечаев А.// Российская газета, № 52,
20 марта
22.Нижегородский потенциал.
Статистический сборник. – Н. Новгород, 2005.
23.Норт Д.
Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М.,
1997.
24.Ойкен В.
Основные принципы экономической политики. -
М., 1996.
25.Организационно-экономическое и
кадровое обеспечение стратегического управления развитием территории // Под
ред. Н.П. Хваткова. – Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2005.
26.Основы местного самоуправления и
организации муниципального хозяйства. // Под ред. А.И. Гаврилова. – Н. Новгород,
Изд-во ВВАГС, 2004.
27.Портер М.
Международная конкуренция. - М., 1993.
28.Региональная экономика и управление
// Под ред. А.И. Гаврилова. – Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2005.
29.Региональная экономика. // Под ред.
М.В. Степанова. – М., 2003.
30.Росляк Ю.В. Валовый региональный
продукт можно удвоить к 2010 году. // Региональная экономика: теория и
практика. № 1. 2005.
31.Социально-экономическое
положение России 2004г. – М, 2005.
32.Фасхиев Х.А. Анализ методов оценки
конкурентоспособности автомобилей. // Машиностроитель. № 5. 2001.
33.Хайек Ф.А.
Индивидуализм и экономический порядок. — М., 2000.
34.Штайльман К.
Новая философия бизнеса. Т. III. Конкуренция
и ее границы. – М., 2003.
35.Экономическая статистика. // Под ред.
Ю.Н. Иванова. – М.: ЮНИТИ, 2005.