Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации

 

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Заочный факультет ускоренного обучения

Кафедра управления и маркетинга

 

Дипломный проект

тема:

«Промышленная политика на муниципальном уровне (на примере Нижнего Новгорода)»

                                                                                                                                                               

Специальность:

государственное и

муниципальное

управление

Выполнил:

студент  группы 210

заочного отделения

Богушевский Сергей

Александрович

 

Научный руководитель:

доцент

Васильев Алексей

Алексеевич

 

г. Нижний Новгород

2006 г.


Аннотация

 

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель и ставятся задачи данной работы.

В первой главе рассматривается сущность промышленной политики, ее задачи, цели и особенности на муниципальном уровне.  

Во второй главе рассматриваются органы, осуществляющие промышленную политику на разных уровнях власти и участие в этом общественных организаций, исследуется основная программа по реализации ключевых направлений промышленной политики в городе Нижнем Новгороде, методы ее проведения и оценка состояния.

В третьей главе рассматриваются основные направления развития промышленной политики на региональном и муниципальном уровнях; формулируются предложения по совершенствованию муниципальной промышленной политики.

В заключении на основе выводов даются конкретные предложения по совершенствованию разработки  и реализации муниципальной промышленной политики.

Список рассмотренной литературы содержит 12нормативных актов, 26 литературных источника и 2 веб-сайта.

В приложении приведены некоторые программы и нормативные акты региональных органов власти и органов г. Нижнего Новгорода.


Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Промышленная политика: сущность, цели, задачи……………….7

1.1  Определение, сущность и значение промышленной политики………….7

1.2  Цели и задачи промышленной политики на муниципальном уровне….12

1.3  Особенности промышленной политики на  муниципальном уровне…..22

1.4  Правовые основы промышленной политики………………………….....32

Глава 2. Реализация промышленной политики ………………………….…38

2.1  Органы, осуществляющие промышленную политику…………………..38

2.2  Влияние на промышленную политику общественных организаций предпринимателей …………………………………………...…………….50

2.3  Основные направления промышленной политики на муниципальном уровне………………………………………………………….…….…….. 57

Глава 3. Развитие промышленной политики на муниципальном уровне………………………………………………………………………..68

3.1  Основные программы промышленной политики Нижегородской области..………………….……………………………………………………..68

3.2 Основные программы промышленной политики города Нижнего Новгорода………………………………………………………………………74

3.3 Предложения по совершенствованию муниципальной промышленной политики………………………………………………………………………..79

Заключение……………………………………………………………………...89

Список литературы…………………………………………………………….92

Приложения……………………………………………………………………..97

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

         Современный экономический рост характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. Фундаментальной основой происходящих изменений является качественно новый тип технологического и хозяйственного уклада, в котором роль главного производственного ресурса начинают играть информация и знания. Вызревающие в наиболее развитых странах хозяйственные системы все более трансформируются в экономику знаний, использование которых умножает результаты хозяйственной деятельности гораздо более эффективно, чем применение любого другого производственного фактора. Лидирующее место в мировой экономике XXI столетия будет, вне всякого сомнения, принадлежать постиндустриальной хозяйственной системе.

        Новые постиндустриальные вызовы требуют поиска адекватных ответов в форме целеустремленной государственной политики и концентрации национальных усилий на наиболее перспективных направлениях научно-технологического и социально-экономического развития.

        Поэтому, в первую очередь, постановка вопроса о необходимости разработки и наличии возможностей осуществления активной промышленной политики связана со следующими обстоятельствами:

Ø     в течение последних трех лет в России достигнута и поддерживается макроэкономическая стабилизация (начиная с 2000 года - профицитный бюджет,  допустимая инфляцию для осуществления инвестиционных проектов, предсказуемый курс рубля к доллару и вполне достаточные на сегодняшний день золотовалютные ресурсы для поддержания стабильности своей собственной валюты);

Ø     укрепление государственной власти и предсказуемости ее действий, ориентированных на  продолжение либерализации экономики, обеспечиваемой проведением правовой и судебной реформы, реформы образования, перераспределением и более четким разделением власти по вертикали (между федеральным, региональным и муниципальным уровнем управления); результаты предпринимаемых усилий создают довольно благоприятный климат для экономического развития стране;

Ø     в России сложились условия для проявления активности частного капитала, обладающего средствами и финансовыми ресурсами, вполне сопоставимыми с ресурсами государства, и способного на осуществление экономических преобразований в научно-промышленной сфере; частный капитал начинает осознавать и формулировать  свои собственные интересы и приоритеты, проявлять способность к самоорганизации.

Ø     в сложившейся ситуации модернизация российской промышленности является необходимым условием для обеспечения качественного экономического роста, а ее проведение невозможно без разработки и проведения целеустремленной политики, объединения для решения этой общенациональной задачи усилий государства и частного капитала как  значительной экономической силы, не уступающей по своему потенциалу государственному сектору;

Ø     по мере развития крупных отечественных  компаний их роль в модернизации страны будет возрастать, поскольку именно здесь концентрируются сегодня наиболее качественные ресурсы общенационального развития: профессиональные кадры, управленческая компетенция, передовые технологии и финансовые ресурсы.

Что касается муниципальной промышленной политики, то она во многом определяются общностью интересов местной  и соответствующих промышленных предприятий. Успешность проводимой промышленной политики напрямую зависит от постоянного стремления к скоординированным действиям по реализации общих интересов промышленников и местной власти. Объектной сферой этой политики являются предприятия производственного профиля, полностью либо частично находящиеся в муниципальной собственности, и многочисленные предпринимательские структуры иных форм собственности, ориентированные на производство продукции для местного рынка или на обслуживание крупных промышленных предприятий, расположенных на подведомственной территории. Цели и задачи политики во многом определяются экономико-правовыми и географическими особенностями муниципальных образований, но ясно, что главная цель состоит в достижении положительного влияния объекта политики на состояние муниципального бюджета, и на решение различных вопросов, входящих в компетенцию органов местного самоуправления.

       Целью данной дипломной работы является анализ промышленной политики на муниципальном уровне и определение основных направлений ее развития.

  Задачи, поставленные в процессе исследования:

1. Рассмотрение сущности промышленной политики, ее целей, задач и особенностей на муниципальном уровне;

2. Анализ программ промышленной политики и органов, осуществляющих ее.

3. Анализ основных направлений развития промышленной политики.   

В результате исследования были разработаны рекомендации по совершенствованию промышленной политики региона, в частности, для Нижегородской области.

 

 Заключение

        На основе проанализированных материалов, можно выделить следующий ряд тенденций промышленной политики как на федеральном, так и на муниципальном уровнях: 

1) Укрепление социально - политической стабильности, последовательная реализация намеченных Правительством РФ мер в социально - экономической сфере по снижению экономических и политических рисков, проведению социальных реформ, улучшению условий хозяйственной деятельности.

2) Продолжение процесса интеграции России в мировую экономику, вхождение ее во Всемирную торговую организацию (ВТО).

3) Рост инвестиций будет во многом определяться улучшением финансового состояния предприятий, связанного с сохранением благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, и наибольший удельный вес в отраслевой структуре инвестиций будет приходиться на отрасли топливной промышленности.

4) Цены производителей промышленной продукции. Со стороны издержек на рост цен повлияют: опережающий рост цен на продукцию естественных монополий; рост цен на бензин и газ в результате высоких мировых цен; ухудшение ресурсной базы экономики за счет недоинвестирования в предыдущие годы в топливно-энергетический комплекс и другие капиталоемкие отрасли; старение и выбытие производственных мощностей.

5) В числе ограничителей экономического роста сохранятся высокая изношенность производственных фондов, низкая доля резервных конкурентоспособных мощностей.

         В связи с чем, в условиях социально-экономической дифференциации регионов, усиления межрегиональных различий можно выделить следующий комплекс мер, определяющих суть и эффективность муниципальной промышленной политики в России должен включать:

 

1) стратегическое целеполагание;

2) мобилизацию инвестиционных ресурсов;

3) формирование эффективной организационной структуры промышленности;

4) арсенала конкретных инструментов.

       Так же основными направлениями деятельности муниципальных органов власти при формировании и реализации мер промышленной политики должны стать: 

1. Поддержка эффективного собственника, имеющего стабильный или развивающийся рынок и возможность расширения производства, своевременно и в полном объеме осуществляющего налоговые платежи.

2. Предоставление гарантий под кредиты для предприятий на закупку прогрессивного оборудования, инновационных технологий.

3. Развитие промышленного лизинга технологий и оборудования, создание единой технологической базы области.

4. Разработка мер по стимулированию местных товаропроизводителей через систему налогообложения.

6. Придание на основе договора с администрацией одному или нескольким банкам области функций экспортно-импортного банка, который будет предоставлять кредиты под инвестиционные проекты, направленные на создание эффективных экспортоориентированных производств.

7. Стимулирование роста экспортоориентированных производств, в том числе по предприятиям ВПК.

8. Привлечение иностранных инвестиций.

10. Поддержка в проведении международной сертификации производства и продукции экспортоориентированных предприятий.

11. Содействие формированию и расширению спроса на продукцию экспортоориентированных предприятий на зарубежных рынках.

12. Содействие предприятиям в подготовке к участию в международных тендерах.

13. Реструктуризация задолженности предприятий перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами.

14. Разработка нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в сфере промышленности.

15. Создание благоприятных налоговых условий для развития промышленности.

16. Стимулирование создания новых рабочих мест на действующих и вновь создаваемых предприятиях, в том числе на малых предприятиях, создаваемых с участием крупных и средних промышленных предприятий.

17. Содействие в создании аналитических, маркетинговых, венчурных, лизинговых фирм (центров) и проведение ими соответствующих исследований в интересах развития промышленности.

     В организационном плане муниципальным органам Нижнего Новгорода необходимо содействовать:

ü     участию предприятий в региональных, российских и международных выставках, повышению имиджа промышленности;

ü     организации широкого использования мировых информационных систем для рекламы экспортного потенциала области;

ü     созданию областных центров сертификации продукции по международным стандартам;

ü     проведению регулярных аналитических исследований;

ü     развитию партнерских отношений, восстановлению и развитию межрегиональных и кооперационных хозяйственных связей в промышленности.

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1. Федеральный закон РФ от 23 августа 1996 года №127 – ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике (в ред. Федеральных законов от 19.07.1998 N 111-ФЗ, от 17.12.1998 N 189-ФЗ от 03.01.2000 N 41-ФЗ,  от 29.12.2000 N 168-ФЗ; с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ)».

 

2. Закон Нижегородской области от 20 января 1997 г. N 61-З "О промышленной политике" (с изменениями от 27 марта 1998 г., 17 июля 2003г.).

 

3. Закон Нижегородской области от 22 июля 2003 г. N 66-З "О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Нижегородской области"

 

4. Постановление правительства Нижегородской области от 8 августа 2003 года № 238 «Об утверждении программы «Инновационные и высокие технологии в промышленности Нижегородской области на период 2003-2005 гг.».

 

5. Постановление Администрации г. Нижнего Новгорода от 19 ноября 2003 года № 87 об утверждении программы «Реализации основных направлений промышленной политики в городе Нижнем Новгороде на 2004-2006 годы».

 

6. Постановление правительства Нижегородской области от 18 декабря  2003 года № 54  «О Министерстве Промышленности и Инноваций».

 

7. Постановление правительства Нижегородской области от 2 сентября 2003 года № 215 «Об утверждении основных направлений промышленной политики Нижегородской области на 2003-2005 годы». 

 

8. Постановление главы Администрации города от 30 апреля 2002 г. № 40 «О Департамент экономики, промышленности и планирования Администрации города Нижнего Новгорода».

 

9. Постановление Правительства Нижегородской области от 18 декабря 2001 года № 54 «О министерстве промышленности и инноваций (в ред. Постановлений от 04.12.2002 № 318, от 15.12.2002 № 327)».

 

10. Постановление Администрации г. Нижнего Новгорода от 20 сентября 2002 г. № 72 «О комплексе мер реализации основных направлений промышленной политики города Нижнего Новгорода в 2002-2003 годах».

 

11. Постановление Администрации г. Нижнего Новгорода от 11 августа 1999 № 92 «Об основных направлениях промышленной политики города Нижнего Новгорода на 1999-2000 годы». 

 

12. Распоряжение Администрации Нижегородской области от 24 августа 1999 г. № 1469-р «О реализации программы развития промышленности Нижегородской области на 1999-2001 гг.». 

 

13. Программа «Государственная промышленная политика России. Проблемы формирования и реализации» ТПП РФ

 

14. Анисимов В., Винслав Ю. Реализация муниципальной промышленной политики//Российский экономический журнал.- 2002. № 9.- С. 30.

 

15. Анисимов В., Винслав Ю. Муниципальный уровень промышленной политики: специфика, опыт, принципы совершенствования//Российский экономический журнал.- 2001. № 8.- С. 16.

 

16. Анисимов В. Реализация муниципальной промышленной политики (методологические и методические вопросы) // Российский  экономический журнал - 2002. - N 9. - С.30-44.

 

17. Батчиков С., Петров Ю. Промышленная политика в реформационном выборе России./ Российский экономический журнал. 2002. №10.С.10.

 

18. Губанов С. Промышленная политика и государство // Экономист. - 2004. - N 7. - С.3-14.

 

19. Дубенецкий Я.Н. Активная промышленная политика: безотлагательная необходимость // Проблема прогнозирования. - 2003. - N 1. - С.3-17.

 

20. Зелтынь А.С. Государственная промышленная политика в рыночных экономиках// ЭКО.- 2003. №3.- С. 42-60.

 

21. Курс экономической теории / под ред. Чепурина М.И., Киселевой Е.А. Изд.4-е, доп. и перераб. Киров, 2000. С. 594-595.

 

22. Кэмпбелл Р. Макконелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. 1 часть. - М.: Экономика. – 2001.С.237-259.

 

23. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. 3-е издание (стереотипное). М., 2000. С. 46.

 

24. Макаров В. Ключ к инновационной экономике// Экономика и жизнь.- 2004. №30.- С. 1-3.

 

25. Мухетдинова Н. К оценке новой правительственной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций // Российский экономический журнал. – 2001. – № 10.С.19.

 

26. Плышевский Б. О промышленной политике// Экономист .- 2004. № 9.- С. 3-16.

 

27. Промышленная политика: теория и практика: Межвузовский сборник научной теории. - М., 2001. - 191с.

 

28. Ральников Е.В. Промышленная политика: методика выработки конструктивных решений //  Российский экономический журнал. – 2003. – № 2. – С. 9.

 

29. Рубвальтер Д. Промышленная политика: проблемы выработки приоритетов // Власть. - 1999. - N 12. - С.27-37.

 

30. Смирнов С. Промышленная политика: проблемы и перспективы // Вопросы экономики. - 2002. - N 9. - С.4-17.

 

31. Самарина Г.П., Балабанов А.И. Финансы предприятий: учебное пособие. – СПб. – 2000.- C.31-39.

 

32. Современный энциклопедический словарь (электронная версия)

 

33. Современный толковый словарь (электронная версия)

 

34. Словарь Брокгауза и Эфрона (электронная версия).

 

35. Трайнев В.А., Бутырин Н.Я. Муниципальный менеджмент малого бизнеса и его информационное обеспечение: Учеб. Пособие. – М.: Логос, 2003. – 184 с.

 

36. Фальцман В.К., Синицин В.Л. Стратегия промышленного роста// "Экономист". –2001. – стр. 28-29.

 

37. Цыгичко А. Важнейший приоритет промышленной политики// Экономист. - 2003. - N 2. - С.13-21.

 

38. Экономика предприятия: учебникод ред. Карлика А.Е. и Шухгальтер М.Л. - М.: ИНФРА-М. - 2003.- С. 87-93.

 

39. Экономика России: состояние и перспектива роста (рекомендации третьего всероссийского экономического форума)//"Российский экономический журнал". – 2002. – № 5. – стр. 4-5.

 

40. http://www.nap.innov.ru/news/

 

41. http://www.rspp.biz

 



Hosted by uCoz