Российская академия государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Заочный факультет
Кафедра управления и маркетинга
Взаимодействие
некоммерческих организаций с органами местного самоуправления.
Специальность:
менеджмент организации
Выполнила:
студент группы 4
Дружинина
Анастасия Николаевна
Научный руководитель:
Васильев
Алексей Алексеевич
Нижний
Новгород
2006
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения,
списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы,
определяется цель и ставятся задачи данной работы.
В первой главе рассматривается сущность и теоретические и правовые основы
существования некоммерческих организаций
Во второй главе изучены возможные формы взаимодействия НКО с
местным самоуправлением
В третьей главе рассматривается механизм взаимодействия
некоммерческой организации с органами местного самоуправления на примере НРБОО
«Забота».
В заключении на основе выводов даются конкретные предложения
по совершенствованию разработки и реализации муниципальной промышленной
политики.
Список рассмотренной литературы содержит 34 нормативных актов, 11 литературных источника.
В приложении приведены графики по НКО и нормативные акты.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. теоретические и правовые основы существования
некоммерческих организаций 8
1.1. Некоммерческие организации: понятие, признаки. 8
1.2.Формы некоммерческих организаций. 12
1.3.Понятие и порядок создания общественных объединений 18
Глава 2. Механизм ВзаимодействиЯ нко С местными ОРГАНАМИ
вЛАСТИ 33
2.1. Формы взаимодействия НКО с местным самоуправлением 33
2.2.Муниципальный социальный заказ и
грант как современные формы взаимодействия органов
власти и НКО 47
2.3.Опыт взаимодействия администрации города Томска с организациями
третьего сектора 54
глава 3.
организация взаимодействия некоммерческих организаций с местными и реГиональными
органами власти. 66
3.1. Направления деятельности НРБОО «Забота». 66
3.2. Реализация социального проекта службы социального патронажа инвалидов
НРБОО «Забота» 71
3.3. Проектноя форма взаимодействия
НКО с властью Нижегородской области 84
Заключение 92
Список литературы 94
Приложения………………………………………………...………..99
Демократизация общественных отношений, происходящая в России в последнее десятилетие, ознаменована как совершенствованием характера деятельности ранее существовавших, так и зарождением новых социальных институтов. Вызванный к жизни кардинальными рыночными изменениями в сфере производственных отношений, процесс этот происходит масштабно и бурно, однако не всегда с ожидаемой результативностью. С самого начала происходящих реформ, на смену государственных органов, большей частью политизированных и идеологизированных общественных организаций, в России пришли добровольные объединения граждан, являющие собой бескорыстную ассоциацию активных, руководствующихся принципами гуманизма и справедливости людей.
В качестве таковых в России в конце 80-х начале 90-х годов возникли некоммерческие (НКО) и неправительственные (НПО) организации, так называемые «Третий сектор». Он самый новый по сравнению с двумя другими - секторами государственной власти и бизнеса, и их количество намного меньше, что видно из диаграммы «Количество организаций по секторам экономики» по данный Госкомстата РФ в процентном соотношении [Приложение 1]. Соответственно возникает множество вопросов о составе, функциях, деятельности, нормативном регулировании и порядке финансирования данных объединений. На эту тему проведено уже множество социологических и экономических исследований, сравнений с подобными зарубежными структурами. Понемногу становится ясным, что же представляет из себя этот «Третий сектор», но остается открытым вопрос: как же строят свои взаимоотношения НКО с властью.
Историческую роль некоммерческих организаций в становлении правового государства трудно переоценить[45]. Они стимулируют этот процесс “снизу”, от масс, принося в общественные отношения, новые элементы самоуправления, акцентируя приоритет правовых ценностей, формируя уверенность в гражданах в паритетности их статуса в отношении государства и социальных институтов.
Правовое регулирование взаимодействия органов местного самоуправления с общественными организациями носит довольно непростой характер из-за сложного механизма взаимодействия. Вопрос о правовой природе местного самоуправления до сих пор является предметом дискуссии. С одной стороны, в силу публичного характера власти подчеркивается неразрывная связь органов местного самоуправления и органов государственной власти, а обособление местного самоуправления от системы органов государственной власти признается только в организационном плане.
С другой стороны, особо подчеркивается первичность общественного начала местного самоуправления и вторичность его государственного признания и регулирования, законодательного определения пределов и меры обязательности решений местного самоуправления, делегирования органам местного самоуправления государственных полномочий и т.п.; соответственно, существенно сближаются (но не сливаются) понятия "формы местного (общественного) самоуправления" и "общественные объединения". Не углубляясь в эту дискуссию, все же отметим, что для раскрытия характера взаимодействия органов местного самоуправления с общественными организациями, определенность в этом вопросе очень важна.
Статья 17 Федерального закона "Об общественных объединениях" обозначила основной принцип взаимоотношений органов государственной власти и общественных объединений: "Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается"[7]. Формально, исходя из положений статьи 12 Конституции Российской Федерации, данная норма не ставит подобных ограничений для взаимодействия общественных объединений и органов местного самоуправления[1]. В то же время, практика деятельности органов местного самоуправления (а вместе с ней и взгляды ученых) все больше показывает, что будучи выведены из системы органов государственной власти, органы местного самоуправления остаются в системе государственно-властных отношений. Организационно отделенные от государственной власти, они связаны с ней функционально.
Когда заходит речь о взаимодействии органов местного самоуправления и общественных организаций, преимущественно имеется ввиду непосредственная поддержка (чаще всего организационная и социально-экономическая) общественных объединений со стороны органов местного самоуправления.
Взаимодействие заключается в совместном решении различных социально значимых проблем. Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, решаются органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.
Вот поэтому тема моего дипломного проекта: «НКО и его взаимодействие с органами местного самоуправления» очень актуальна в настоящее время.
Цель работы: рассмотреть систему некоммерческих организаций и способы их взаимодействия с органами местного самоуправления.
Объектом в работе выбрано Нижегородская региональная благотворительная общественная организация "Забота"
Для достижения этой цели были решены следующие задачи:
изучить правовые основы существования некоммерческих организаций, их формы и виды;
рассмотреть порядок создания некоммерческих организаций;
рассмотреть возможные формы взаимодействия НКО и органов местного самоуправления;
рассмотреть способы сотрудничества НКО и власти в Нижегородской области на примере НРБОО «Забота»;
проанализировать достигнутые уже результаты и на их основе сделать выводы и дать рекомендации.
При написании работы использовались Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Федеральные Законы, инструкции, литература, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати, а так же данные НРБОО « Забота»
Организационными механизмами, обеспечивающими решение этих задач, могут быть:
- проведение обсуждений проектов социальных программ в органах исполнительной власти с приглашением на эти обсуждения представителей Третьего сектора;
- проведение слушаний по проектам социальных программ в органах представительной власти с приглашением на эти обсуждения представителей Третьего сектора;
- направление проектов социальных программ на экспертизу в ассоциации, объединяющие независимые некоммерческие организации;
- создание при органах власти рабочих групп по подготовке программ и их отдельных разделов, включение в эти группы представителей Третьего сектора;
- проведение конкурсов на разработку концепций региональных и муниципальных целевых социальных программ, подпрограмм, разделов программ, участие в которых могут принять и независимые некоммерческие организации; гласное подведение итогов конкурсов, создание рабочих групп по подготовке соответствующих программ, составленных на паритетной основе из представителей органов власти и организаций или граждан - победителей конкурсов;
- создание советов программ, обеспечивающих координацию деятельности различных государственных и независимых организаций по реализации соответствующих программ, контроль за ходом их выполнения; включение в эти советы представителей Третьего сектора.
Смысл активного привлечения независимых некоммерческих организаций к обсуждению, разработке государственных и муниципальных программ и их координации с программами, самостоятельно осуществляемыми этими организациями, состоит в следующем. Открывается возможность для появления нетрадиционных решений социальных проблем, предложений по более рациональному и эффективному использованию ресурсов и государства и Третьего сектора, а также в установлении и укреплении обратной связи между государством и гражданским обществом, что является необходимым условием достижения социально-политической стабилизации.
31. Федеральный закон от 26.09.97 № 125-ФЗ «О свободе
совести и религиозных объединениях»
32. Закон РФ «О потребительской кооперации в Российской
Федерации» от 19июня
44. Шереги Ф. Э., Абросимова Е. А. «Правовые инициативы некоммерческих
организаций России». Москва 1999г